Мудрый Экономист

Создание резерва на случай чрезвычайной ситуации у органов власти

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 6

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны создавать резервные фонды в том числе для защиты населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций. Рекомендации по порядку формирования и использования средств резервных фондов довел Минфин России.

Полномочия органов власти субъектов РФ

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов РФ реализуют следующие полномочия по ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) межмуниципального и регионального характера:

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены следующие критерии отнесения чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера:

ЧС межмуниципального характера, в результате которой ее зона затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

ЧС регионального характера, в результате которой ее зона не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

Управление финансовыми ресурсами

Письмом Минфина России от 06.04.2017 N 06-07-17/20270 были направлены Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов РФ на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - Методические рекомендации).

Потребность в финансовых средствах на реализацию полномочий органов власти, в том числе связанных с ликвидацией ЧС, как правило, не может быть достоверно спрогнозирована при формировании бюджетов субъектов РФ. В связи с этим статьей 81 Бюджетного кодекса РФ предусматривается создание в расходной части бюджетов субъектов РФ резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти (ВИОГВ) субъектов РФ.

Бюджетные ассигнования резервных фондов ВИОГВ направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Также бюджетные ассигнования могут направляться на иные мероприятия, предусмотренные порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда, который устанавливается ВИОГВ субъекта РФ.

Размер резервных фондов устанавливается законами субъектов РФ о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать 3% утвержденного данными законами общего объема расходов соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы на реализацию полномочий по ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, не предусмотренные в бюджете субъекта РФ, должны осуществляться из средств резервного фонда ВИОГВ субъекта РФ.

Органы власти субъектов РФ вправе обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации. Выделение и предоставление указанных ассигнований Правительством РФ осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (далее - Правила N 110).

Согласно Правилам N 110 средства резервного фонда Правительства РФ могут выделяться на следующее:

а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки);

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);

е) выплату единовременного пособия:

ж) проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировку биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуацию и оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным ОИВ.

К аварийно-спасательным работам при ликвидации ЧС, средства на которые могут выделяться из резервного фонда Правительства РФ, относятся:

  1. Определение границ зоны ЧС.
  2. Ввод (вывод) сил и средств в зону (из зоны) ЧС.
  3. Поиск пострадавших в зоне ЧС.
  4. Деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды.
  5. Защита пострадавших от поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.
  6. Оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
  7. Локализация и ликвидация поражающих факторов источников ЧС.
  8. Обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации ЧС.
  9. Эвакуация населения из зоны ЧС и его возвращение в места постоянного проживания.

Формирование резервного фонда ВИОГВ

Резервный фонд ВИОГВ создается в расходной части бюджета субъекта РФ, а его размер устанавливается при утверждении бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено создание нескольких резервных фондов ВИОГВ, отличающихся наименованием и целевым назначением выделяемых бюджетных ассигнований. Например, в ряде субъектов РФ предусматривается создание резервного фонда ВИОГВ и наряду с ним резервного фонда ВИОГВ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Следует учитывать, что требования и ограничения, установленные законодательством, в таких случаях применяются к общему (суммарному) размеру указанных резервных фондов. В частности, для соблюдения требований п. 3 ст. 81 БК РФ общий (суммарный) размер резервных фондов ВИОГВ не должен превышать 3% общего объема расходов, утвержденного законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Как указали специалисты Минфина России в Методических рекомендациях, при установлении размера резервного фонда ВИОГВ целесообразно учитывать объемы бюджета субъекта РФ, направленные на ликвидацию последствий ЧС за три финансовых года, предшествующие текущему году. При наличии высокой вероятности возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций рекомендуется также учитывать наличие в бюджетах субъектов РФ необходимого объема бюджетных ассигнований на их предупреждение, даже если расходы не были предусмотрены в бюджетах субъектов РФ в предыдущие периоды. Таким образом, субъектам РФ при планировании необходимо принимать во внимание риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Размер резервного фонда ВИОГВ на очередной финансовый год и плановый период рекомендуется устанавливать в текстовой части закона субъекта РФ о бюджете. В случаях, когда указанным законом предусматривается создание нескольких резервных фондов ВИОГВ, в текстовой части закона субъекта РФ о бюджете целесообразно раздельно устанавливать размер каждого из них.

Порядок использования резервного фонда

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда устанавливается ВИОГВ (п. 6 ст. 81 БК РФ), а при наличии нескольких резервных фондов для каждого из них должен быть установлен отдельный порядок использования бюджетных ассигнований.

В Методических рекомендациях указано, что целесообразно предусмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, предназначенного для финансового обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС, при их недостаточности для ликвидации последствий возникшей ЧС межмуниципального или регионального характера за счет перераспределения бюджетных ассигнований иных резервных фондов ВИОГВ без внесения изменений в закон о бюджете субъекта РФ (п. 3 ст. 217 БК РФ).

В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ целесообразно предусмотреть:

Цели и условия использования резервного фонда

В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ должен быть определен полный перечень целей их использования.

Формулировки целей Минфин России рекомендует излагать таким образом, чтобы они были четкими и ясными, указывали на непредвиденный и неотложный характер осуществляемых расходов, не допускали неоднозначного толкования. Для учета отдельных непредвиденных расходов может быть использована расширительная формулировка, например: "Иные непредвиденные расходы, необходимость осуществления которых не могла быть предусмотрена при формировании бюджета РФ, определяемые решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ".

В рамках финансового обеспечения эвакуационных мероприятий необходимо предусматривать расходы на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан, а также на закупку материальных ресурсов, необходимых для их жизнеобеспечения. При этом могут применяться нормативы расходов на временное размещение и питание эвакуируемых граждан, установленные Правилами N 110, или иные нормативы затрат, установленные субъектом РФ. Субъектам РФ - получателям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ Минфин России не рекомендует устанавливать нормативы расходов, превышающие указанные нормативы.

Перечень возможных аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств резервного фонда ВИОГВ, может быть установлен в порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Объемы подобного финансового обеспечения рекомендуется устанавливать на основе обследования поврежденных объектов (с указанием объемов основных характеристик поврежденного объекта до и после ЧС и сметных расчетов на проведение работ), подготовленных в установленном порядке.

Примечание. Согласно Методическим рекомендациям, органам власти рекомендуется обеспечить установление, в частности, единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, оказавшимся в зоне ЧС.

Субъект РФ может устанавливать собственные критерии и условия предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Субъектом РФ также могут быть установлены различные виды единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает объемы единовременных денежных выплат с учетом возможностей бюджета и уровня долговой нагрузки.

В частности, могут применяться нормативы выплат, установленные Правилами N 110. Дотационным регионам также не рекомендуется превышать данные нормативы.

Принятие решения о выделении средств из резервного фонда

В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ рекомендуется установить требования к порядку принятия решений о выделении бюджетных ассигнований. В том числе могут быть установлены отдельные требования в зависимости от целей выделения ассигнований резервного фонда ВИОГВ.

В порядке обращения о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ может быть установлен перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, которые могут направлять обращение о выделении бюджетных ассигнований. Также могут быть установлены требования к форме и содержанию обращения, в том числе по определению цели использования бюджетных ассигнований, по обоснованию объема запрашиваемых бюджетных ассигнований, по обоснованию недостаточности средств, по обоснованию непредвиденности возникновения и неотложного характера расходов, виды и формы обосновывающих документов.

Выполнение принятого решения о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда целесообразно осуществлять на основании правового акта ВИОГВ о выделении средств. Минфин России рекомендует предусмотреть условия и порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ на основании указанного правового акта.

Контроль использования резервного фонда

В порядке использования резервного фонда Минфин России рекомендует установить порядок контроля использования бюджетных ассигнований резервного фонда, включающий в том числе:

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ включается в состав приложений к годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ. При этом содержание отчета должно обеспечивать предоставление информации об объемах расходов за счет резервного фонда (фондов) ВИОГВ и направлениях использования бюджетных ассигнований.

Правовыми актами субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к составу и периодичности предоставления отчетности об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда (фондов) ВИОГВ.

И.В. Вадимова

Главный бухгалтер,

консультант

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"