Мудрый Экономист

И снова ведем разговор о путевых листах

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 7

В статье Т. Сильвестровой "Обязано ли учреждение оформлять путевые листы?" (N 4, 2017) рассматривались случаи, когда оформление путевых листов обязательно. В ходе анализа положений нормативно-правовых актов автором был сделан вывод о том, что бюджетные учреждения обязаны использовать при отражении фактов хозяйственной жизни путевые листы только в случае, если:

Вернуться к недавно рассмотренной теме нас побудило Определение ВС РФ от 09.03.2017 N 309-КГ17-1326, которое на момент написания статьи еще не было размещено в информационно-правовых базах. О позиции Верховного Суда в отношении необходимости оформления учреждениями путевых листов мы поговорим ниже.

Напомним, что в упомянутой статье "Обязано ли учреждение оформлять путевые листы?" автор, изучая нормативно-правовые акты, пришел к мнению, что оформление путевых листов на транспортное средство, используемое для перевозки детей, обязательно. Оформление путевого листа на движение легкового автомобиля, используемого в учреждении для перевозки сотрудников (руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и др.) в служебных целях, необходимо в случаях, если это требование установлено:

В Определении ВС РФ N 309-КГ17-1326 отражается продолжение спора между Муниципальным автономным учреждением культуры "Екатеринбургский театр кукол" и Управлением автодорожного надзора. Последним в отношении названного автономного учреждения была проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения учреждением требований законодательства при организации перевозочной деятельности при перевозке для собственных нужд.

Нарушения, послужившие причиной судебных разбирательств

По результатам проверки муниципального автономного учреждения культуры составлен акт и вынесено предписание, в которых в том числе было указано следующее (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2016 N А60-62629/2015):

  1. Необходимо обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов, указывать наименование и (или) номер путевого листа, заполнять сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
  2. Требуется обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами, назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям, провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию.

Учреждение, полагая, что предписание нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.

Позиция арбитражных судов

Проанализировав фактические обстоятельства дела, арбитражные суды посчитали: выявленные Управлением автодорожного надзора в ходе выездной проверки нарушения отвечают нормам законодательства. Требования учреждения о признании незаконным вынесенного предписания по итогам судебных разбирательств были отклонены (Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-62629/2015, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 N 17АП-7708/2016-АК и АС УО от 22.11.2016 N Ф09-10245/16 по делу N А60-62629/2015).

Как отметили судьи, основанием для признания предписания незаконным является наличие одновременно двух условий:

В ходе судебных разбирательств было установлено, что все пункты судебного предписания соответствуют нормам действующего законодательства РФ.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Исходя из п. 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

На основании п. 3, 5 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

В силу п. 12 вышеназванного Порядка в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист ("путевой лист легкового автомобиля", "путевой лист трамвая" и т.п.). Номер путевого листа отражается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Пунктом 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

Судом установлено, что все пункты оспариваемого предписания вынесены на основании и во исполнение Федерального закона N 196-ФЗ, выполнять который обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Муниципальное автономное учреждение культуры, имея два транспортных средства, использующиеся для обеспечения уставной деятельности, эксплуатируя данные транспортные средства, обязано выполнять требования Федерального закона N 196-ФЗ и принятые на основании его законодательные акты (приказы, правила). Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела и установив, что автономное учреждение культуры осуществляет на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и производит перевозку работников и грузов для собственных нужд, судьи пришли к выводу о том, что Управлением автодорожного надзора оспариваемое предписание было выдано правомерно. Требования, изложенные в предписании, соответствуют законодательству РФ. Следовательно, учреждение должно было оформлять путевые листы.

Что по этому поводу думает Верховный Суд

Верховный Суд отказал муниципальному автономному учреждению культуры в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, поскольку нарушений норм материального и (или) процессуального права арбитражными судами допущено не было.

Вместо заключения

Отказывая в удовлетворении жалобы, суды руководствовались ст. 198, 201 АПК РФ, положениями Федерального закона N 196-ФЗ, Приказами Минтранса России N 152, 7 и исходили из того, что требования предписания направлены:

Суды пришли к выводу: поскольку учреждение ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, оно обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ. Требования Управления автодорожного надзора об устранении допущенных учреждением нарушений, изложенные в акте и предписании, соответствуют законодательству РФ.

По нашему мнению, информации, изложенной в судебных решениях, постановлениях арбитражных судов, недостаточно, чтобы:

Мы считаем, что оформление путевых листов в ряде случаев необязательно (см. статью Т. Сильвестровой "Обязано ли учреждение оформлять путевые листы?", N 4, 2017). В то же время исходя из рассмотренных нами судебных решений и Определения ВС РФ N 309-КГ17-1326 мы рекомендуем учреждениям, имеющим транспортные средства, используемые для перевозки работников и грузов, оформлять путевые листы даже в тех случаях, когда прямого указания на необходимость их оформления нормативно-правовые акты РФ не содержат. Это позволит избежать учреждению ненужных препирательств с ревизорами и судебных тяжб.

Т. Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"