Мудрый Экономист

Штрафы за невыполнение госзадания и другие меры по усилению "бюджетной" ответственности

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 7

С 18.06.2017 усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Санкции за невыполнение госзадания

Закон N 118-ФЗ <1> устанавливает административную ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

<1> Федеральный закон от 07.06.2017 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

КоАП РФ дополнен ст. 15.15.5-1, предусматривающей вынесение предупреждения или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 до 1 тыс. руб. при первичном нарушении.

Если государственное (муниципальное) задание не будет выполнено повторно, то санкции возрастут: должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Внесены изменения в ст. 15.15.6 КоАП РФ, регламентирующую санкции за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

До вступления в силу Закона N 118-ФЗ должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований несли административную ответственность в виде штрафа (в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.), если они не представляли, задерживали, фальсифицировали бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Согласно новым нормам аналогичные штрафы будут применяться также за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Статья 15.15.3 КоАП РФ в новой редакции состоит уже из трех частей, регламентирующих ответственность за нарушение не только условий, но и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Разделена ответственность за нарушения, допущенные главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета.

В случае нарушения ГРБС порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов должностное лицо штрафуется на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалифицируется на срок от 1 года до 2 лет.

Аналогичное наказание грозит финансовому органу, главному распорядителю (распорядителю) или получателю средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов,

А если ГРБС нарушит порядок и (или) условия предоставления межбюджетных субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, то это грозит должностному лицу административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.

Коррективы в ст. 15.15.4 КоАП РФ усиливают ответственность за нарушение ГРБС, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юрлицам, порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций. Если до вступления в силу Закона N 118-ФЗ за данное нарушение должностное лицо могло быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 2 лет или оштрафовано на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то сейчас сумма штрафа выросла: минимальная - 20 тыс. руб., максимальная - 50 тыс. руб.

Изменения коснулись и нарушений условий предоставления субсидий. Статья 15.15.5 КоАП РФ дополнена п. 1.1, согласно которому для должностных лиц устанавливается административная ответственность за нарушение ГРБС или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий. Теперь нарушение грозит административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

К сведению. Под действие ст. 15.15.3, 15.15.4, 15.15.5 КоАП РФ не подпадают случаи, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ, касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

Согласно дополнениям в ст. 15.15.11 КоАП РФ санкции должностным лицам в виде административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. грозят не только за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, но и за их несвоевременное распределение либо отзыв.

Причины изменений

Причины изменений, внесенных в ст. 15.15.3 - 15.15.5 КоАП РФ, указаны в пояснительной записке к соответствующему законопроекту N 1112269-6. Сообщается, что порядок подготовки и осуществления капитальных вложений, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы предполагал исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.

Одной из причин несвоевременности реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (ОКС) являлось нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капвложений в объекты государственной собственности РФ, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) ОКС.

Наряду с этим сроки реализации инвестпроектов нарушались в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств: заключение госконтрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходился на конец года, что приводило к образованию дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию бюджетных ассигнований на осуществление капвложений и незавершению строительства.

Кроме того, существовала практика планирования бюджетных ассигнований в рамках одного финансового года на разработку проектной документации и на строительство (реконструкцию) ОКС.

Поэтому в целях повышения ответственности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляющих бюджетные инвестиции, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты на софинансирование ОКС государственной (муниципальной) собственности, за нарушение сроков реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства была установлена административная ответственность должностных лиц за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений.

С.Н. Степанов

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"