Мудрый Экономист

Учет обязательств на счетах санкционирования расходов

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 7

Инструкция N 157н <1> предписывает государственным (муниципальным) учреждениям всех типов (казенным, бюджетным, автономным) отражать операции по принятию и (или) исполнению обязательств на соответствующих счетах разд. VI "Санкционирование расходов экономического субъекта". В статье рассмотрим особенности такого учета.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Общие положения о санкционировании расходов

Учет операций по санкционированию расходов ведется на 500-х счетах Единого плана счетов. На этих счетах учреждения учитывают показатели (п. 308 Инструкции N 157н):

Показатели по санкционированию расходов отражаются в разрезе групп объектов учета, формируемых по соответствующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

К сведению. Код аналитического учета финансового периода указывается в 22-м разряде номера счета.

Изменения в текущем финансовом году в утвержденных показателях санкционирования расходов показываются в учете следующим образом (п. 311 Инструкции N 157н):

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по счетам учета ЛБО (бюджетных ассигнований), исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным годом.

Показатели (остатки) по счетам, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета таким образом:

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.

Аналитический учет операций по доведению показателей ЛБО (бюджетных ассигнований), утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и обязательств осуществляется учреждениями на соответствующих счетах санкционирования расходов в разрезе (п. 313 Инструкции N 157н):

Данные операции отражаются в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), определенных финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств - учреждением), с указанием корреспонденций, предусмотренных для:

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Порядок учета обязательств

Для учета обязательств соответствующего финансового периода предназначен счет 0 502 00 000 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). Обязательства учреждения группируются на указанном счете в разрезе следующих аналитических счетов (п. 319 Инструкции N 157н):

К сведению. Органы Федерального казначейства учитывают обязательства учреждений на счетах 0 502 03 000 "Принятые авансовые денежные обязательства", 0 502 04 000 "Авансовые денежные обязательства к исполнению", 0 502 05 000 "Исполненные денежные обязательства". Они применяются начиная с 2017 года (см. Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 N 209н).

Аналитические счета к приведенным счетам формируются по соответствующим аналитическим кодам вида выбытий объекта учета (кодам КОСГУ). Они утверждаются в составе учетной политики учреждения.

К сведению. Пример детализации плана счетов по счетам 0 502 07 000, 0 502 09 000 приведен в приложении 1 к Письму Минфина РФ от 07.04.2015 N 02-07-07/19450.

Обязательства принимаются к учету:

Операции по санкционированию обязательств, принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

Аналитический учет обязательств ведется в журнале регистрации обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой, планом ФХД учреждения.

Документы для принятия обязательств

Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение). Перечень указанных документов необходимо утвердить учетной политикой учреждения согласно требованиям к документам, предусмотренным порядком учета бюджетных и денежных обязательств ОФК санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).

Правила учета бюджетных и денежных обязательств ОФК и санкционирования оплаты денежных обязательств в отношении получателей средств федерального бюджета установлены Приказом Минфина РФ от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221н). В приложении 4.1 к Порядку N 221н приведен перечень документов для отражения в учете принятия бюджетного (денежного) обязательства. Учреждения, в том числе бюджетные и автономные, вправе предусмотреть в своей учетной политике аналогичные документы. Приведем актуальные из них.

Документ, на основании которого возникает обязательство

Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства

Извещение об осуществлении закупки

Денежное обязательство не формируется

Приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

Контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Акт выполненных работ

Акт об оказании услуг

Акт приема-передачи

Контракт (договор) (в случае если условиями предусмотрены осуществление авансовых платежей, внесение арендной платы)

Справка-расчет или иной документ, являющийся основанием для оплаты неустойки

Счет

Счет-фактура

Товарная накладная

Универсальный передаточный документ

Чек

Иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства по контракту (договору)

Приказ об утверждении штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда

Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425)

Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401)

Расчетная ведомость (ф. 0504402)

Иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства по реализации трудовых функций работника в соответствии с трудовым законодательством РФ, законодательством о государственной гражданской службе РФ

Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ)

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

График выплат по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера

Исполнительный документ

Справка-расчет

Иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства на основании исполнительного документа

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Решение налогового органа

Справка-расчет

Иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства на основании решения налогового органа

Прочие документы, в соответствии с которыми возникает обязательство учреждения:

  • закон, иной нормативный правовой акт, на основании которого возникают публичные нормативные обязательства (публичные обязательства), обязательства перед иностранными государствами, международными организациям, обязательства по уплате взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также обязательства по уплате платежей в бюджет (не требующие заключения договора);
  • договор, расчет по которому согласно законодательству РФ осуществляется наличными деньгами;
  • договор на оказание услуг, выполнение работ, заключенный с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем

Авансовый отчет (ф. 0504505)

Акт выполненных работ

Акт приема-передачи

Акт об оказании услуг

Договор на оказание услуг, выполнение работ, заключенный с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем

Заявление на выдачу денежных средств под отчет

Заявление физического лица

Квитанция

Приказ о направлении в командировку, с прилагаемым расчетом командировочных сумм

Служебная записка

Справка-расчет

Счет

Счет-фактура

Товарная накладная

Универсальный передаточный документ

Чек

Иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства

Принятые обязательства (счет 0 502 01 000)

Под обязательствами следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности казенного учреждения, действующего от имени публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), либо бюджетного, автономного учреждения предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства.

Они отражаются в учете в следующем объеме:

Полный перечень обязательств, которые включаются в показатели принятых обязательств, а также разъяснения о том, в каком объеме их следует учитывать, представлены в п. 1 Письма Минфина РФ от 21.01.2013 N 02-06-07/155. В этом Письме говорится о порядке принятия бюджетных обязательств казенными учреждениями. Бюджетные и автономные учреждения вправе руководствоваться данными разъяснениями с учетом положений Инструкций N 174н и N 183н (п. 3 Письма Минфина РФ от 21.01.2013 N 02-06-07/155).

Принятие учреждением обязательств по расходам отразится в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет <*>

Кредит <*>

Приняты обязательства учреждения <**>:

  • за счет ЛБО

1 501 X3 000

1 502 X1 XXX

  • за счет бюджетных ассигнований

1 503 X3 000

1 502 X1 XXX

  • за счет плановых назначений

0 506 X0 XXX

0 502 X1 XXX

<*> Здесь и далее по тексту на месте X указывается соответствующий аналитический код финансового периода, а вместо XXX - соответствующий аналитический код КОСГУ, аналитический код выбытий объекта учета.
<**> Уменьшение принятых обязательств отражается в учете методом "красное сторно".

Принятые денежные обязательства (счет 0 502 02 000)



Денежные обязательства подразумевают под собой обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Принятие учреждением денежных обязательств осуществляется в объеме принятых расходных обязательств.

В бухгалтерском (бюджетном) учете принятые учреждением денежные обязательства отражаются так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты денежные обязательства учреждения за счет ЛБО, бюджетных ассигнований, утвержденных плановых назначений <*>

0 502 X1 XXX

0 502 X2 XXX

<*> Уменьшение принятых денежных обязательств отражается в учете методом "красное сторно".

Принимаемые обязательства (счет 0 502 07 000)

Принимаемые обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства.



Принимаемые обязательства отражаются в учете в сумме начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)). При этом в бухгалтерском (бюджетном) учете формируются следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

При размещении извещения в ЕИС

Отражены принимаемые обязательства в размере начальной (максимальной) цены контракта <*>:

  • за счет ЛБО

1 501 X3 000

1 502 X7 XXX

  • за счет бюджетных ассигнований

1 503 X3 000

1 502 X7 XXX

  • за счет плановых назначений

0 506 X0 XXX



0 502 X7 XXX

При заключении контракта

Приняты обязательства по контракту, заключенному по результатам конкурсных процедур

0 502 X7 XXX

0 502 X1 XXX

Скорректированы принимаемые обязательства на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки:

  • за счет ЛБО

1 502 X7 XXX



1 501 X3 000

  • за счет бюджетных ассигнований

1 502 X7 XXX

1 503 X3 000

  • за счет плановых назначений

0 502 X7 XXX

0 506 X0 XXX

<*> При уменьшении принятых учреждением обязательств в случае отказа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от заключения контракта или в случае отсутствия заявок данные операции отражаются в учете методом "красное сторно".

Пример. Бюджетное учреждение культуры разместило в ЕИС извещение о проведении конкурса на поставку компьютерной техники. Начальная (максимальная) цена контракта составила 280 000 руб., по результатам конкурса с победителем заключен контракт на сумму 250 000 руб. Оплата по контракту произведена за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма



Отражены принимаемые обязательства в размере начальной (максимальной) цены контракта

4 506 10 310

4 502 17 310

280 000

Приняты обязательства по контракту, заключенному с победителем конкурса

4 502 17 310

4 502 11 310

250 000

Скорректированы принимаемые обязательства на сумму экономии в результате проведения конкурса

((280 000 - 250 000) руб.)

4 502 17 310

4 506 10 310

30 000

Получена компьютерная техника от поставщика

4 106 21 310

4 302 31 730

250 000

Отражены принятые денежные обязательства по контракту

4 502 11 310

4 502 12 310

250 000

Погашена задолженность перед поставщиком компьютерной техники

4 302 31 830

4 201 11 610

Забалансовый счет 18

250 000

Отложенные обязательства (счет 0 502 09 000)

Отложенными обязательствами являются обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не установлено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

При принятии в бухгалтерском (бюджетном) учете отложенных обязательств формируются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты отложенные обязательства (в сумме сформированных резервов предстоящих расходов) <*>:

  • за счет ЛБО

1 501 93 000

1 502 99 XXX

  • за счет бюджетных ассигнований

1 503 93 000

1 502 99 XXX

  • за счет плановых назначений

0 506 90 XXX

0 502 99 XXX

Приняты обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств

0 502 99 XXX

0 502 X1 XXX

<*> Уменьшение отложенного обязательства (корректировка размера резерва предстоящих расходов), а также принятие обязательств по расходам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются в учете методом "красное сторно".

* * *

Для учета обязательств учреждений всех типов предназначен счет 0 502 00 000 "Обязательства". На данном счете в разрезе соответствующих аналитических счетов группируются следующие виды обязательств:

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие:

Перечень указанных документов необходимо утвердить учетной политикой учреждения.

М. Алексеева

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"