Мудрый Экономист

Расходы для тарифа - судебная практика

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2017, N 5

Анализ практики арбитражных судов позволяет сделать вывод, что между бюджетными учреждениями и уполномоченными органами часто возникают споры, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств. В частности, спорным является отнесение расходов на наем жилого помещения для медицинских работников (в том числе по уплате в отношении этих помещений налога на имущество) в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС).

Расскажем об одном таком случае на примере постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 N Ф01-930/2017 по делу N А31-6577/2016.

Суть дела

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения обратилось в суд с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта РФ (далее - Фонд) в части установления нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и начисления штрафа.

Как следует из материалов дела, суд установил, что Фонд провел комплексную проверку использования учреждением средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной обязательной программы, в ходе которой установлено, в частности, нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, представляющих собой налог на имущество, исчисленный в отношении двух квартир, находящихся у учреждения в оперативном управлении и предоставленных врачам по договору найма служебного жилого помещения.

Суд, отказывая в удовлетворении требований бюджетного учреждения, указал, что Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), не включают расходы на наем жилого помещения медицинским работникам (в том числе уплату налога на имущество в отношении данного помещения) в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.

Комментарий к постановлению

В соответствии с п. 1 ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Примечание. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

Согласно частям 1 и 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой их расчета, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).

В пункте 158 Правил установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе ее оказания.

Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных норм БК РФ, Закона N 326-ФЗ и Правил следует вывод, что спорные расходы в рассматриваемой ситуации являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Следует обратить внимание на спорность данной ситуации, так как даже в рамках одного дела суды пришли к противоположным выводам. Так, суд апелляционной инстанции удовлетворил требование бюджетного учреждения. Поскольку две квартиры, предоставленные по договору служебного найма врачам-специалистам, являются имуществом, необходимым для ведения медицинской организацией своей деятельности, что подразумевает наличие в организации врачей, то, как правильно указал суд первой инстанции, уплата налога на имущество в отношении двух квартир относится к затратам на его содержание и включается в расчет тарифов на ОМС (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 N 02АП-9706/2016). Однако данное судебное решение было отменено комментируемым постановлением.

Ю.М. Лермонтов

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса