Мудрый Экономист

Расходы на участие в закупках

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2017, N 5

Казенные и бюджетные учреждения могут участвовать в торгах в качестве исполнителей или поставщиков. Участие в закупках позволяет учреждению получить дополнительный доход, однако для этого необходимо осуществить ряд расходов: на обеспечение заявки, на оплату услуг электронных площадок - операторов аукционов и т.д. Кроме того, при ненадлежащем исполнении обязательств учреждению-исполнителю могут быть предъявлены претензии заказчиком.

Участие в торгах

Казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доход, в том случае, если такое право предусмотрено в его уставе (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Доходы от такой деятельности не остаются в распоряжении учреждения, а поступают в доход соответствующего бюджета. При этом главным распорядителем может быть предусмотрено расходование поступивших доходов на нужды казенного учреждения за счет предоставления дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, если такая деятельность предусмотрена его уставом. Доходы от такой деятельности остаются в распоряжении учреждения.

Таким образом, и бюджетные, и казенные учреждения могут "зарабатывать" и выступать в качестве поставщиков или подрядчиков по договорам, в том числе по таким, которые заключаются заказчиками по итогам торгов. При этом они вправе участвовать в торгах, проводимых любыми заказчиками.

Правила, которые применяются к проведению торгов, зависят от того, кто является заказчиком - если:

Обеспечение исполнения заявки

Законом N 44-ФЗ регулируются способы и процедуры, которые применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Его нормы применяются ко всем участникам закупки вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.

При проведении конкурсов и аукционов в рамках Закона N 44-ФЗ заказчик (казенное или бюджетное учреждение) обязан установить требование к обеспечению заявок (ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Заявки в общем случае могут обеспечиваться денежными средствами или банковской гарантией. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения при проведении аукционов, где начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в остальных случаях - от 0,5 до 5% НМЦК (ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Исключение установлено для ряда участников, в том числе для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы: если закупка осуществляется у них, то размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Если обеспечение заявки подлежит возврату, а заказчик их не вернет или оператор электронной площадки (далее - ЭП) не прекратит их блокирование, заказчик вправе требовать уплаты пеней (ч. 29 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока возврата. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Законом N 44-ФЗ предусмотрена такая мера по защите интересов заказчика, как обеспечение исполнения контракта, однако участники - государственные (муниципальные) учреждения освобождены от обязанности вносить данный вид обеспечения.

Казенные и бюджетные учреждения могут также принимать участие в торгах, проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Заказчики, осуществляющие закупки согласно указанному Закону, руководствуются собственными положениями о закупке, которые должны содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая ее способы) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе предусмотреть в своем положении и обеспечение заявки участника, и обеспечение исполнения контракта.

Комиссии электронной площадки

Согласно ч. 5 ст. 59 Закона N 44-ФЗ не допускается взимание оператором ЭП платы за проведение электронного аукциона. Также не допускается взимание с его участников платы за аккредитацию на ЭП и за участие в таком аукционе.

Однако, если закупки осуществляются в рамках Закона N 223-ФЗ, плата взиматься может. Как разъяснялось в письме Минэкономразвития России от 24.08.2015 N ОГ-Д28-11213, в настоящее время закупки отдельными видами юридических лиц в электронной форме обеспечиваются более чем 150 электронными площадками. Коммерческие площадки вправе устанавливать собственные правила для участия в торгах. При этом деятельность операторов ЭП не урегулирована нормативными правовыми актами. Так, ряд операторов взимают плату за аккредитацию, плату за абонентское обслуживание, за участие в торгах, за иные услуги, размер этой платы не нормирован.

Различные виды платы оператору торговой площадки могут уплачиваться непосредственно, а могут удерживаться оператором из обеспечительных платежей.

Ответственность по контракту

В контракт, заключаемый согласно Закону N 44-ФЗ, включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Если по вине поставщика произошла просрочка исполнения обязательств (в том числе гарантийных), заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Неустойка делится на штраф и пени.

Штрафы

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа рассчитывается по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения им обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10% цены контракта в случае, если его цена не превышает 3 млн руб.;

б) 5% цены контракта в случае, если его цена составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

в) 1% цены контракта в случае, если его цена составляет от 50 млн до 100 млн руб.;

г) 0,5% цены контракта в случае, если его цена превышает 100 млн руб.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5% цены контракта в случае, если цена не превышает 3 млн руб.;

б) 2% цены контракта в случае, если цена составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

в) 1,5% цены контракта в случае, если цена составляет от 50 млн до 100 млн руб.;

г) 0,5% цены контракта в случае, если цена превышает 100 млн руб.

Пеня

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 стороны договора вправе установить, что расчеты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за нарушение договора, осуществляются посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика.

Таким образом, заказчик при окончательном расчете по контракту вправе уменьшить сумму платежа на размер начисленной по этому же контракту неустойки.

Планирование расходов

Все планируемые расходы казенного учреждения должны быть отражены в его бюджетной смете, а бюджетного - указаны в плане его финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет утвержден Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Требования N 112н), согласно пункту 11 которого внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус", в том числе в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств.

Изменения в смету утверждаются в том же порядке, в котором утверждается сама смета (п. 13 Требований N 112н).

План ФХД бюджетного учреждения составляется и утверждается в порядке, определенном Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н). При необходимости внести в него новые расходы руководителем бюджетного учреждения (если иное не установлено учредителем) утверждается план ФХД с учетом этих изменений (п. 22 Требований N 81н).

Соответственно, если бюджетное или казенное учреждение намеревается участвовать в торгах, ему необходимо внести в смету изменения в части расходов на обеспечение заявки и исполнения контракта и т.д. Также может потребоваться внести изменения в случае предъявления заказчиком неустойки.

Начисление неустойки приводит к тому, что учреждение лишается части своих запланированных доходов. На эти доходы оно могло рассчитывать и запланировать на них приобретение товаров, работ и услуг. Соответственно, при уменьшении доходов учреждения нужно внести изменения в план-график закупок в части уменьшения объема закупаемых товаров, работ и услуг или отмены закупки.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе денежных обеспечений и задатков, в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.

Согласно пункту 235 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, предназначен счет 21005 "Расчеты с прочими дебиторами".

Данные операции должны отражаться с применением статьи 510 (610) КОСГУ. Таким образом, в 15 - 17 разрядах номера счета 2 21005 000 "Расчеты с прочими дебиторами" указывается аналитический код поступлений (510) или аналитический код выбытий (610). В 1 - 14 разрядах отражаются нули. Соответствующее разъяснение было доведено Минфином России в письме от 27.04.2015 N 02-07-07/24261.

Таким образом, записи по перечислению и возврату обеспечения будут следующими:

Дебет счета 510 2(1) 21005 560 "Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов"

Кредит счета 610 2 20111 610 "Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (для бюджетных учреждений)

или Кредит счета 130405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" (для казенных учреждений, не являющихся администраторами доходов бюджета).

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" по КОСГУ 610 (для бюджетных учреждений)

Дебет счета 510 2 20111 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органах казначейства" (для бюджетных учреждений)

или Дебет счета 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" (для казенных учреждений, не являющихся администраторами доходов бюджета)

Кредит счета 610 2(1) 21005 660 "Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств учреждения" по КОСГУ 510 (для бюджетных учреждений)

Кроме операций перечисления и получения возврата обеспечений в учете учреждений могут возникать и другие операции. В частности, если учреждению, перечислившему обеспечительный платеж и выполнившему свои обязательства, возврат денежных средств был осуществлен несвоевременно, оно имеет право получить пени.

В учете начисление пени отражается на счете 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н):

Дебет счета 116 2(1) 20940 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"

Кредит счета 116 2(1) 40110 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

Поступление пени отражается так:

Дебет счета 116 2 20111 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" (для бюджетных учреждений)

или Дебет счета 116 1 21002 140 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет по суммам принудительного изъятия" (для казенных учреждений)

Кредит счета 116 2(1) 20940 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств учреждения" (для бюджетных учреждений).

Начисление доходов от оказания услуг заказчику отражается в учете следующим образом:

Дебет счета 113 2(1) 20531 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг"

Кредит счета 113 2(1) 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Дебет счета 113 2 20111 510 "Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" (для бюджетных учреждений),

Дебет счета 113 2 21002 130 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет по доходам от оказания платных работ, услуг"

Кредит счета 113 2(1) 20531 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".

Одновременно - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств учреждения" (для бюджетных учреждений)

Если учреждение как участник конкурса не выполнило свои обязательства, заказчик вправе удержать (не возвращать) обеспечение. Что касается обеспечения исполнения контракта, Законом N 44-ФЗ не установлено, как именно, в какой момент и в каком размере может осуществляться удержание обеспечения заказчиком. Это должно либо быть предусмотрено контрактом (дополнительным соглашением к нему) или в ходе претензионной работы, либо решаться в суде.

В обоих этих случаях фактически меняется характер ранее осуществленной учреждением выплаты - из выплаты, не относящейся к расходам, она становится расходом учреждения. По своей экономической сущности такая выплата является расходом по предъявленным претензиям.

При этом претензия может быть как признанной учреждением, так и оспариваемой, от чего зависит порядок учета и признания расхода.

Признанные претензии должны отражаться в учете учреждения следующим образом:

Дебет счета 831 2 40120 290 "Прочие расходы"

Кредит счета 831 2 30290 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"

Обязательства учреждения, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, не определенные по величине и (или) времени исполнения, должны учитываться в качестве резервов предстоящих расходов на счете 40160 (п. 302.1 Инструкции N 157н).

К обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в том числе относятся обязательства, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, включая претензии в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов.

Порядок формирования резервов, включая методы оценки обязательств, дату признания в учете и т.д., устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. По мнению автора, важно, чтобы сумму предъявленной претензии и вероятность взыскания данной суммы с учреждения оценил юрист. Если согласно его профессиональному суждению риск взыскания с учреждения конкретной суммы денежных средств имеется, на эту сумму должен быть сформирован резерв. В сумме сформированного резерва необходимо также учесть и сами затраты на юридические услуги.

Для отражения в бухгалтерском учете записей по начислению резервов по предъявленным претензиям необходим документ-основание. Такой документ-основание учреждение может разработать самостоятельно или обратиться за рекомендациями к учредителю.

Также необходимо определить в учетной политике дату начисления. Очевидно, что резерв должен быть сформирован не позднее того отчетного периода, в котором предъявлена претензия. Формирование сумм резерва по претензиям отражается в учете так:

Дебет счета 831 2(1) 40120 290 "Расходы экономического субъекта"

Кредит счета 831 2(1) 40160 000 "Резервы предстоящих расходов".

При формировании резервов предстоящих расходов учреждение должно отразить соответствующие им отложенные обязательства. В Инструкции N 157н отсутствует упоминание о формировании отложенных обязательств, соответственно, данная запись должна быть предусмотрена учетной политикой учреждения так же, как момент ее отражения. По мнению автора, она может быть следующей:

Дебет счета 831 2 50690 290 "Право на принятие обязательств по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)"



или Дебет счета 831150193 290 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)"

Кредит счета 831 2(1) 50299 290 "Отложенные обязательства по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Операции по начислению расходов за счет сумм резервов отражаются при признании претензионных требований, в том числе в досудебном (внесудебном) порядке, следующей записью:

Дебет счета 831 2(1) 40160 290 "Резервы предстоящих расходов"

Кредит счета 831 2(1) 30290 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам".

По факту использования резервов на оплату предусмотренного обязательства сторнируется запись:



Дебет счета 831 2 50690 290 "Право на принятие обязательств по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)"

или Дебет счета 831 1 50193 290 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)"

Кредит счета 831 2(1) 50299 290 "Отложенные обязательства по прочим расходам на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Одновременно отражается "обычное" принятие обязательств текущего года записью:

Дебет счета 831 2 50610 290 "Право на принятие обязательств по прочим расходам текущего финансового года"

или Дебет счета 831 1 50113 290 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего года по прочим расходам"

Кредит счета 831 2(1) 50211 290 "Принятые обязательства по прочим расходам текущего финансового года".



Кроме того, учреждениям в учетной политике необходимо предусмотреть запись по расформированию резерва в том случае, если сумма предъявленной претензии окажется меньше резерва (например, методом "красное сторно" на сумму разницы).

Особенностью погашения претензий, предъявленных учреждению - участнику конкурса или исполнителю по контракту в рамках Закона N 44-ФЗ, является то, что учреждение не перечисляет денежные средства с лицевого счета, а заказчик удерживает причитающуюся сумму из перечисленного ранее обеспечения. В учете при этом отражается зачет взаимных требований записью:

Дебет счета 831 2(1) 30290 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"

Кредит счета 610 2(1) 21005 660 "Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов".

Вопрос об уплате комиссий электронной площадки - оператора торгов и удержании данных сумм оператором был рассмотрен в недавнем письме Минфина России от 01.03.2017 N 02-06-10/11569.

Специалисты ведомства отметили, что в соответствии с Законом N 223-ФЗ допускается взимание платы оператором электронной площадки, в частности, за использование специализированного программного обеспечения (ПО), в то время как по Закону N 223-ФЗ установлен запрет на взимание платы за проведение электронного аукциона.



Учет денежных обеспечений независимо от того, по какому закону проводятся торги, ведется на счете 21005 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции N 157н).

Удержание платы за право использования программного обеспечения специализированной электронной торговой площадки из средств обеспечительного платежа учреждения за участие в конкурсной процедуре относится к операциям по исполнению денежных обязательств, осуществляемым без движения денежных средств, - некассовым операциям. В учете это отражается так:

Дебет счета 2(1) 40120 226 "Расходы экономического субъекта текущего финансового года на прочие работы, услуги"

Кредит счета 2(1) 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Зачет взаимных требований по возврату денежного залога и уплате суммы обязательства по оплате права пользования ПО путем удержания отражается так:

Дебет счета 2(1) 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Кредит счета 2(1) 210 05 660 "Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов"



И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант