Мудрый Экономист

Автоматизированная система диспетчеризации санитарного автотранспорта

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2017, N 5

В 2017 году предстоит завершение реализации Федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" <1>. По этой причине Минздрав России активно внедряет автоматизированную систему диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех субъектах РФ. Соответственно, новые задачи встанут перед бухгалтерами тех учреждений, на балансе которых есть специализированные автомобили.

<1> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N 223.

Ввод в эксплуатацию

Минздрав России непосредственно контролирует процесс оснащения аудио- и видеосвязью, а также необходимым для их работы программным обеспечением:

Так, например, эксперты оценили установку нового оборудования в 50 тыс. руб. для одного АСМП. Однако при проведении тендера на закупку и установку оборудования министерством за счет объема закупок можно сократить расходы на 20 - 30%.

Повышенный контроль со стороны самых разнообразных контролирующих органов, включая прокуратуру, как правило, связан:

Поэтому в данном случае необходимо особо тщательно продумать текст приказа о вводе в промышленную эксплуатацию оборудования и программного обеспечения. Например, текст приказа главврача может выглядеть так:

"Приказываю:

  1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение функции диспетчеризации санитарного автотранспорта (далее - ИС СМП) в составе подсистем <2>:
  1. Обеспечить выделение и установку программно-аппаратных средств, необходимых для функционирования ИС СМП.
  2. Обеспечить настройку автоматизированных рабочих мест.
  3. Обеспечить эксплуатацию ИС СМП.
  4. Утвердить график обучения и обеспечить присутствие работников, являющихся пользователями ИС СМП, на процессе подготовки пользователей по работе с ИС СМП.

График проведения обучения приведен в приложении 1 к настоящему приказу.

  1. Утвердить группу технических специалистов, отвечающих за эксплуатацию аппаратных и программных средств ИС СМП. Состав группы приведен в приложении 2 к настоящему приказу.
    7.   Контроль   за   исполнением   настоящего   приказа   возложить   на
_______________________________________________________________________".
Ф.И.О., должность
<2> В зависимости от региона могут быть и другие подсистемы.

Учет дополнительного оборудования для аудио- и видеосвязи целесообразно организовать в виде отдельного инвентаризационного объекта - автоматизированного рабочего места (далее - АРМ).

Пример 1. Предположим, одно АРМ из создаваемых в АСМП будет иметь разнообразный состав, в частности:

Однако приходовать отдельно каждую составляющую АРМ не нужно. Так, совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей, которые не могут выполнять свои функции отдельно друг от друга, подлежит постановке на бухгалтерский учет как инвентарный объект - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов только в том случае, если сроки полезного использования всех входящих в него частей равны.

Отметим, что к отдельным инвентарным объектам в составе АСМП отнесены также ГЛОНАСС и тахометры.

Изменение трудовых обязанностей

При оснащении станции СМП компьютерным оборудованием для обеспечения автоматизации процесса диспетчеризации санитарного автотранспорта могут быть задействованы диспетчер гаража и работники, осуществляющие:

В должностные инструкции указанных работников при существенных изменениях условий труда и в трудовой договор должны быть внесены соответствующие изменения. Например, в должностной инструкции фельдшера АСМП могут появиться такие пункты:

"2.15. Оказывать помощь старшему по бригаде в осуществлении связи с диспетчером центральной подстанции при приеме вызова по аудио- и видеосвязи, в ходе его выполнения и при отчете после его выполнения.

2.16. Отчитываясь по аудио- и видеосвязи, уточнять адрес и повод к вызову; для исключения возможной ошибки дублировать текст вызова вслух".

Новое АРМ диспетчера гаража учреждения здравоохранения также позволит усовершенствовать трудовые функции указанного работника, который, в частности:

Благодаря автоматизации диспетчер сможет просматривать различные сведения об АСМП, закрепленных за конкретной подстанцией. Так, например, если автомобиль, будучи на выезде, совершил заправку, то диспетчер гаража сразу сможет заполнить заправочный лист.

Внесение подобных изменений в отношении как фельдшера, так и диспетчера не ухудшает положения работника по сравнению с условиями коллективного договора (соглашения).

В то же время внедрение аудио- и видеосвязи в некоторых случаях может привести к сокращению численности работников учреждения.

Это может произойти благодаря эффективности систем диспетчеризации, к показателям которой можно отнести:

Так, например, произойдет повышение производительности работы выездных бригад на 20 - 30% за счет сокращения времени:

прибытия выездных бригад на место вызова на 40 - 50 минут благодаря возможности оперативного выбора ближайшей к месту происшествия бригады необходимого профиля и оптимизации маршрута ее следования;

подготовки (в 2 - 3 раза) при улучшении качества отчетной и справочной документации.

Также диспетчеры будут иметь возможность массового перераспределения выездных бригад в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Соответственно, произойдет сокращение непроизводительного пробега автотранспорта и несанкционированных простоев до 20%.

Перечень причин, позволяющих работодателю принять соответствующее решение об изменении условий трудового договора, установлен ч. 1 ст. 74 ТК РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, в котором рассмотрено применение ТК РФ судами РФ.

В частности, перечисленные акты относят к возможным причинам изменений условий труда:

Данный перечень является открытым и носит оценочный характер.

Обеспечение права на безопасность труда

Все новое оборудование для аудио- и видеосвязи должно соответствовать действующим нормам и правилам:

В частности, все внешние элементы оборудования, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения. Сами технические средства - иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15.05.1981 N 2404). Система электропитания должна обеспечивать:

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дыма. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм.

Необеспечение рассмотренных прав работников может свести на нет весь экономический эффект от внедрения автоматизированной системы диспетчеризации санитарного автотранспорта. Для того чтобы не возлагать на себя излишние задачи, учреждениям, еще не передавшим санитарный автотранспорт на аутсорсинг, стоит обдумать такое решение, так как перераспределить высвободившийся медицинский персонал легче, чем сократить водителей и диспетчеров.

Р.Ш. Мавлиханов

Бухгалтер

О.А. Пономарева

Начальник отдела кадров