Мудрый Экономист

Прием наличной оплаты на выставках оставили без изменений

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 7

Государственные (муниципальные) учреждения независимо от своего типа зачастую активно участвуют в выставках, продавая при этом различные товары собственного производства. Письмо ФНС России от 28.04.2017 N ЕД-4-20/8279@ (далее - Письмо N ЕД-4-20/8279@) содержит хорошую новость для таких учреждений. Расскажем о ней подробней.

Перечень товаров, реализуемых на выставках

Тема рассматриваемого Письма - Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 698-р, которым утвержден Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми, в том числе на выставочных комплексах, организации обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники (далее соответственно - Постановление N 698-р, Перечень, ККТ).

В Письме N ЕД-4-20/8279@ ведомство разъясняет, что Перечень, вступивший в силу 14 апреля 2017 года, не обязывает продавцов применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. Такое утверждение основано на том, что в настоящее время большинство учреждений вправе не применять ККТ. Основание - особый порядок применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа.

Письмо N ЕД-4-20/8279@ разъясняет, что при решении вопроса о применении ККТ можно продолжать использовать редакцию Закона N 54-ФЗ, которая действовала до дня внесения в него изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - старая редакция Закона N 54-ФЗ и Закон). Указанное право допустимо использовать до 1 июля 2018 года. Таким образом, закупку онлайн-кассы <1> можно отложить до 2018 года, если учреждение получает наличную выручку от продажи на выставках следующих типичных для него товаров:

<1> Подробнее читайте в статье М.Н. Желонкиной в этом номере журнала на с. 18.
<2> Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).

Особенности применения старой редакции Закона N 54-ФЗ

О том, что при реализации любых товаров на выставках применять ККТ в общем случае не обязательно, было сказано еще в п. 3 ст. 2 старой редакции Закона N 54-ФЗ. Этой же нормой было установлено, что ККТ можно не применять при продаже любых товаров, кроме реализуемых через находящиеся на выставках местах торговли:

Если учреждение осуществляет торговлю в указанных местах, то переход на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года обязателен. Однако и из этого правила есть исключение для учреждений, применяющих единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД). Применять такую систему налогообложения могут только автономные учреждения.

Итак, до 1 июля 2018 года принимать оплату наличными денежными средствами на выставках можно по-старому. Это означает, что учреждение должно соблюдать определенные правила, которые зависят от объекта реализации на выставке и применяемой системы налогообложения.

Рассмотрим указанные особенности применения старой редакции Закона N 54-ФЗ подробнее.

Учреждение оказывает сопутствующие услуги

Если учреждение реализует на выставке не только товары, но и сопутствующие услуги, то прием наличной выручки зависит от того, кому такие услуги необходимы. Если это услуги населению, то можно выдать бланк строгой отчетности (БСО). Причем с 1 июля 2018 года учреждения здравоохранения не смогут выписывать Квитанции (форма по ОКУД 0504510, приложение N 2 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н; далее - Квитанция) об оплате на БСО, отпечатанных в типографии, так как, согласно статье 1.1 Закона N 54-ФЗ БСО могут быть исключительно:

Вплоть до 1 июля 2018 года выписка Квитанций или их формирование в автоматизированной системе БСО возможно. Однако если услуги оказаны не населению, а юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям за наличный расчет (в пределах 100 тыс. руб.), то применение онлайн-кассы обязательно с 1 июля 2017 года.

Автономное учреждение применяет ЕНВД

Отказ от онлайн-касс до 1 июля 2018 года учреждением на ЕНВД возможен при соблюдении условия о том, что по требованию покупателя вместо чека ККТ он все же получит документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Это могут быть товарный чек или квитанция либо другой документ. При этом указанные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Такие требования установлены в п. 2.1 ст. 2 старой редакции Закона N 54-ФЗ.

В некоторых случаях учреждение на ЕНВД должно выдать покупателю бланк строгой отчетности. Это нужно сделать, в частности, если обязанность его выдать следует из других норм законодательства. Например, учреждение реализует на выставке не товары, а услуги населению.

Отметим, что правило об обязательной выдаче документа с подтверждением оплаты нет необходимости соблюдать в общих случаях, когда возможно не применять ККТ. Об этом сказано в п. 2.1 ст. 2 старой редакции Закона N 54-ФЗ. Иными словами, если товар учреждение продает не через места торговли, то и документ об оплате выдавать не обязательно.

Письмо как обоснованное мнение налоговиков

Рассматриваемое в нашей статье Письмо - не просто мнение налоговиков в отношении некоторых неясностей законодательства. Оно содержит не трактовку законодательства, а напоминание о структуре и содержании действующей редакции Закона N 54-ФЗ, согласно п. 1 ст. 1 которого законодательство РФ о применении ККТ состоит из самого Закона N 54-ФЗ, а также из принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Поскольку обязанность по применению ККТ при торговле отдельными наименованиями непродовольственных товаров, в том числе в выставочных комплексах, возникла в связи с принятием Постановления N 698-р, разработанного в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), то данная обязанность в этом случае у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает с 1 июля 2018 года.

Таким образом, если учреждение получило, например, грант на распространение информации о каком-либо своем проекте, в том числе на выставках путем продажи товаров, то можно не опасаться сложностей при реализации продукции, иллюстрирующей проект на практике.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (ред. от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2016).
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 698-р "Об утверждении перечня непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники".
  4. Письмо ФНС России от 28.04.2017 N ЕД-4-20/8279@ "О распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 года N 698-Р".

М.Н. Желонкина

Эксперт

по бухгалтерскому

и налоговому учету