Мудрый Экономист

Еще раз о профстандартах: профсоюз не во всем согласен с Минтрудом

"Руководитель автономного учреждения", 2017, N 7

Положения профессиональных стандартов и алгоритм их внедрения не только вызывают вопросы у работодателей, которые должны на практике исполнять законодательные нормы, но и остаются предметом дискуссий в кругах их разработчиков. Свое мнение, касающееся внедрения стандартов и отчасти идущее вразрез с позицией Минтруда, высказал Общероссийский Профсоюз образования. Что он уточняет и с чем не согласен?

Общероссийский Профсоюз образования выпустил Письмо от 10.03.2017 N 122, в котором ответил на актуальные вопросы о профстандартах. Хотя документ адресован образовательным учреждениям, он будет полезен и учреждениям, работающим в других сферах деятельности.

К аргументам отраслевого профсоюза следует прислушаться, в частности, потому, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 <1> план по внедрению профстандартов (а это основной документ, определяющий последовательность действий работодателя) должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. То есть чтобы приступить к реализации плана, учреждению потребуется одобрение первичной профсоюзной организации (иных представителей работников), а она при формировании своего мнения, скорее всего, будет ориентироваться на позицию "вышестоящего" объединения.

<1> "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 584).

Остановимся на самых важных тезисах Письма, имеющих отношение к учреждениям всех профилей деятельности.

Что такое "поэтапно"?

В силу п. 1, 2 Постановления N 584 профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе соответствующих планов. Профсоюз указывает, что поэтапность применения предполагает достаточно длительный организационный период, в течение которого должны быть реализованы запланированные мероприятия.

Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 года) означает, что с этой даты можно начать подготовку к применению таких стандартов (то есть не требуется их полностью внедрять к указанной дате). Завершить работу (быть готовым к применению профстандартов) необходимо к 1 января 2020 года.

Как сформировать список профстандартов?

При составлении списка стандартов, подлежащих применению, нужно учитывать следующее:

  1. список отражает особенности конкретного учреждения - он не может быть единым для всех. Наполнение списка зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции руководителя учреждения;
  2. в список включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для основных работников (например, педагогов);
  3. в список не включаются стандарты, которые существуют в виде проектов или утверждены, но не вступили в силу.

Как определить потребность в обучении работников?

Согласно пп. "б" п. 1 Постановления N 584 потребность в профессиональном образовании (в том числе дополнительном), профессиональном обучении работников выявляется на основе анализа:

К примеру, если квалификация конкретного сотрудника не отвечает требованиям к образованию и обучению, установленным стандартом, план по внедрению профстандартов должен содержать информацию о действиях учреждения по преодолению такого несоответствия. Если же квалификация сотрудника удовлетворяет названным требованиям, но он обязан получать дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности (что, в частности, актуально для педагогов и медиков <2>), в план должны вноситься и эти мероприятия.

<2> Пункт 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Таким образом, существует два основания для включения сотрудника в план по обучению (он в силу пп. "б" п. 1 Постановления N 584 является составной частью плана по внедрению профстандартов): несоответствие образования работника требованиям стандарта и обязательное повышение квалификации, обусловленное отраслевым законодательством.

Какие документы корректировать?

Профсоюз образования считает, что сейчас, в процессе внедрения профстандартов, нужно вносить изменения только в те локальные акты и иные документы учреждения, которые регулируют проведение мероприятий по обучению. В частности, сюда могут быть отнесены:

  1. коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования);
  2. локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
  3. дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности);
  4. должностные инструкции конкретных работников (в части изменения требований к квалификации);
  5. договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование, заключаемые на основании ст. 197 ТК РФ.

Учитывать ли стандарты при определении должностных обязанностей работников?

Здесь мнения профсоюза и Минтруда расходятся. Так, министерство в п. 9 Письма от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (далее - Письмо N 14-0/10/В-2253) сообщило: при определении содержания трудовых договоров и должностных обязанностей работников профстандарт можно использовать как рекомендательный методический документ. По мнению отраслевого профсоюза, данная информация фактически послужила для работодателей основанием для применения стандартов при установлении должностных обязанностей работников, хотя в настоящее время для этого нет правовых условий.

Аргументирует свою позицию профсоюз следующим образом. Во-первых, Письмо не является нормативным правовым актом. Во-вторых, оно противоречит действующей редакции ст. 195.1 ТК РФ, согласно которой профстандарт - это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, а квалификация - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Значит, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию "квалификация" и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профстандарт.

Как считает профсоюз образования, при определении должностных обязанностей работников целесообразно по-прежнему руководствоваться квалификационными справочниками.

Использовать ли стандарты при аттестации работников?

На этот вопрос профсоюз дает отрицательный ответ. Правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профстандартов при аттестации работников, отсутствуют, хотя в отдельных стандартах все же есть ссылки на подобное использование.

Дело в том, что раньше пп. "а" п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, принятых Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, действительно предусматривал использование стандартов при аттестации работников. Однако с 1 июля 2016 года данные нормы утратили силу <3>. В одних профстандартах это изменение учтено, а в других - нет.

<3> См. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 406.
----------------------------------------¬----------------------------------¬
¦ Стандарты, содержащие ссылку на их ¦¦Стандарты, в которых ссылка на их¦
¦использование при аттестации работнико⦦ использование при аттестации ¦
¦ ¦¦ работников отсутствует ¦
L--------------------T-------------------L-----------------T----------------
¦/ ¦/
----------------------------------------¬----------------------------------¬
¦ Образование: ¦¦ Образование: ¦
¦- "Педагог (педагогическая деятельность¦¦"Специалист в области воспитания"¦
¦в сфере дошкольного, начального общего,¦¦(Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017¦
¦основного общего, среднего общего ¦¦N 10н). ¦
¦образования) (воспитатель, учитель)" ¦¦ Физкультура и спорт: ¦
¦(Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 ¦¦- "Руководитель организации ¦
¦N 544н); ¦¦(подразделения организации), ¦
¦- "Педагог дополнительного образования ¦¦осуществляющей деятельность в ¦
¦детей и взрослых" (Приказ Минтруда РФ ¦¦области физической культуры и ¦
¦от 08.09.2015 N 613н); ¦¦спорта" (Приказ Минтруда РФ от ¦
¦- "Педагог профессионального обучения, ¦¦29.10.2015 N 798н); ¦
¦профессионального образования и ¦¦- "Тренер" (Приказ Минтруда РФ от¦
¦дополнительного профессионального ¦¦07.04.2014 N 193н). ¦
¦образования" (Приказ Минтруда РФ от ¦¦ Здравоохранение: ¦
¦08.09.2015 N 608н). ¦¦- "Врач-стоматолог" (Приказ ¦
¦ Социальное обслуживание: ¦¦Минтруда РФ от 10.05.2016 ¦
¦- "Руководитель организации социальногN 227н); ¦
¦обслуживания" (Приказ Минтруда РФ от ¦¦- "Врач-педиатр участковый" ¦
¦18.11.2013 N 678н); ¦¦(Приказ Минтруда РФ от 27.03.2017¦
¦- "Социальный работник" (Приказ ¦¦N 306н). ¦
¦Минтруда РФ от 18.11.2013 N 677н); ¦¦ Культура: ¦
¦- "Специалист по реабилитационной ¦¦"Хранитель музейных ценностей" ¦
¦работе в социальной сфере" (Приказ ¦¦(Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014¦
¦Минтруда РФ от 18.11.2013 N 681н) ¦¦N 537н) ¦
L----------------------------------------L----------------------------------

В то же время ст. 5 ТК РФ гласит: акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. А значит, как полагает профсоюз, работодатели не могут применять стандарты при аттестации своих работников, даже если там указано на это. Учреждения по-прежнему должны руководствоваться ведомственными нормативными актами прямого действия <4>.

<4> См., например, Приказы Минздрава РФ от 23.04.2013 N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", Минкультуры РФ от 24.06.2016 N 1435 "Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек".

Активно внедрять или не торопиться?

Итак, отраслевой профсоюз считает, что применение профстандартов обязательно только в части соответствия квалификации, понимая под ней образование и опыт работы сотрудника. Это совпадает с позицией Минтруда (п. 6 Письма N 14-0/10/В-2253). Но министерство настроено на всестороннее внедрение новшества и рекомендует работодателям двигаться дальше: использовать профстандарты в том числе для правильного подбора и расстановки кадров, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения их трудовых обязанностей (п. 9 Письма N 14-0/10/В-2253).

Профсоюз же уверен, что торопиться не стоит - форсирование применения профстандартов в части положений, не являющихся обязательными (к примеру, в части наименования должностей), излишне. "Рекомендательные" положения остаются предметом острых дискуссий, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие работодателю право по его усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профстандартах, что может привести к нарушению прав работников.

В данной ситуации руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться - насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов. А разногласия разработчиков можно расценить как признак вероятной последующей корректировки стандартов, что тоже надо учесть при внедрении.

М.Е. Смолева

Эксперт журнала

"Руководитель автономного учреждения"