Мудрый Экономист

О планируемых изменениях в статьях 15.15.6 и 15.15.7 КОАП РФ

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 8

В целях корректировок административного законодательства РФ в части совершенствования порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, а также составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса, Правительством РФ в Госдуму РФ внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).

За что предусмотрена ответственность?

В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете <1> бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Для справки. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется в том числе представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н <2>.

<2> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Согласно общепринятому толкованию под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Примерами данного нарушения могут служить, в частности, следующие случаи:

Кто может быть привлечен к ответственности?

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В свою очередь должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для справки. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

Согласно п. 1 Инструкции N 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

С учетом вышеизложенного к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции N 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье только в случае, если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств - например, по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией N 33н <3>, применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом вносится дополнение в обозначенную статью, исключающее действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно с этим в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Какие изменения предусмотрены?

В частности, в законопроекте говорится, что административная ответственность, установленная ст. 15.15.6 КоАП РФ, применяется в случае нарушения порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности организациями государственного сектора, в том числе бюджетными и автономными учреждениями.

Законопроектом предусмотрена классификация нарушений порядка представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении.

Кроме того, в законопроекте идет речь о внесении изменений в ст. 15.15.6 КоАП РФ в части конкретизации случаев признания бюджетной (бухгалтерской) отчетности недостоверной.

Так, согласно ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, законодательством о бухгалтерском учете, бюджетной (бухгалтерской) отчетности повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

В силу ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

При этом бюджетная (бухгалтерская) отчетность признается недостоверной в случае наличия в такой отчетности искажения показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате.

Под незначительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, понимаются:

Необходимо отметить, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Отметим, что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься:

Часть 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ будет устанавливать ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, или представление заведомо недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ. При этом под грубым искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься:

В свою очередь, под заведомо недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетностью понимаются:

Совершение деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Административная ответственность за нарушение порядка формирования сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности будет установлена в ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Указанное деяние повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

В силу ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 - 5 данной статьи, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Для справки. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

Исходя из примечания 3 к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в таких случаях:

Какое наказание предусматривается за нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств?

В ст. 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

Следует отметить, что Инструкциями N 157н <4> и 162н <5> установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

В связи с вышесказанным в законопроекте предлагается внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств. Соответствующие поправки вносятся в ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Кроме того, ст. 15.15.7 КоАП РФ дополняется ч. 2, в силу которой формирование и представление с нарушением установленных требований (за исключением требований к срокам) и (или) нарушение установленных сроков представления более чем на 10 рабочих дней либо представление недостоверных сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные выводы. Законопроектом предусматриваются:

А. Репин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений"