Мудрый Экономист

"Выгодная" субсидия - судебная практика

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 8

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено статьей 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Суть вопроса

Нередко на практике встречаются случаи, когда соглашением о предоставлении субсидии (далее - Соглашение) не установлены показатели результативности использования субсидии, что получатели таких субсидий необоснованно "превращают" в свою выгоду. Например, субсидия выдается на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, но при этом в Соглашении не установлено количество таких фильмов, в связи с чем получатель субсидий, неверно применяя нормы права и условия соглашения, тратит оставшиеся по окончании съемки фильма денежные средства на расходные материалы к компьютерам, комплектующие к компьютерной технике, многофункциональное устройство (принтер/копир/сканер/факс), студийное оборудование, что является недопустимым и о чем свидетельствует практика арбитражных судов. В частности, рассмотрим постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 N Ф02-1503/2017 по делу N А58-2673/2016.

Суть дела

Государственное бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением к Счетной палате субъекта РФ о признании недействительным представления в части возврата суммы нецелевого использования субсидий.

Из материалов дела следует, что Счетной палатой проведено контрольное мероприятие на объектах учреждения. По результатам проверки был составлен акт, из содержания которого следует, что выделенная Департаментом учреждению целевая субсидия использована в полном объеме. Отчетность по исполнению соглашения составлена в соответствии с утвержденной формой отчетности. При этом проверяющими инспекторами сделан вывод о том, что форма отчетности, содержащая информацию и объем расходов в разрезе статей КОСГУ (без предварительного установления плановых показателей и сроков и результатов использования субсидии), в недостаточной степени отражает достижение цели предоставления субсидии.

Счетной палатой был утвержден отчет по результатам указанного контрольного мероприятия, в котором содержится вывод о том, что поскольку целью предоставления субсидии являлось создание фильмов, а не обеспечение их трансляции, архивирования и т.п., то средства субсидии, израсходованные уже после выполнения сторонней организацией услуг по созданию фильмов о войне, направлены не по целевому назначению, что является нарушением ч. 1 ст. 306.4 БК РФ.

Суд, отказывая в удовлетворении требований учреждения, указал, что то обстоятельство, что Соглашением не установлены показатели результативности использования субсидии (указание на количество фильмов), не влияет на законность ее представления, поскольку показатели результативности не отражают соблюдение принципа целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 306.4 БК РФ.

Комментарий к постановлению

В соответствии с ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственные задания для бюджетного учреждения формируются в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, объем финансового обеспечения которого рассчитывается на основании нормативных затрат.

На основании абзацев 1 и 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Суд также указывает в анализируемом постановлении, что обязанность признания планируемых подведомственным учреждением расходов, соответствующих их целевому использованию, на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных бюджетных (автономных) учреждений, не возложена.

Аналогичный вывод также получил выражение в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 N 04АП-6609/2016 по делу N А58-2673/2016.

К сведению. Примеры отнесения отдельных услуг, работ, указанных в базовых (отраслевых) перечнях

24 июля 2017 года, на сайте Минфина России размещены примеры отнесения отдельных услуг, работ бюджетных и автономных учреждений, указанных в базовом (отраслевом) перечне в сфере "Предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства организациями", на разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов.

Ю.М. Лермонтов

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса