Мудрый Экономист

Расходы на содержание медицинского пункта в учреждении спорта

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8

Оказание первичной медико-санитарной помощи в местах проведения спортивных мероприятий их участникам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам осуществляется силами медицинского пункта, расположенного на объекте спорта. О том, что следует предусмотреть при его организации, мы поговорим в статье.

Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Нормы данного Закона предусматривают систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом. При этом организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. Кроме того, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р, говорится: одной из мер социальной защиты спортсменов и тренеров является повышение качества медицинского обеспечения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим на объектах спорта должны быть созданы (открыты) медицинские пункты. Организация деятельности медицинского пункта объекта спорта рассмотрена в приложении 7 к Приказу N 134н <1>.

<1> Приказ Минздрава РФ от 01.03.2016 N 134н "О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".

В соответствии с положениями, изложенными в данном документе, в медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.

Общие вопросы организации медицинского пункта

Как уже было сказано, медпункт, размещенный на объекте спорта, оказывает первичную медико-санитарную помощь всем лицам, нуждающимся в медицинской помощи. В связи с этим допускается организовывать медпункты по функциональному назначению для спортсменов, зрителей и других клиентских групп спортивных соревнований.

Примечание. Медпункты могут размещаться в местах проведения тренировок и в местах непосредственного проведения соревнований.

Количество медпунктов при проведении спортивных мероприятий определяется их организаторами по предполагаемому объему оказания медицинской помощи исходя из вида спорта, количества спортсменов, зрителей и иных участников, предполагаемых видов заболеваний и травм.

Медпункты обеспечиваются связью с организаторами спортивного мероприятия, главным врачом соревнований, службой скорой медицинской помощи, другими службами, участвующими в организации спортивного мероприятия.

В обязанности медпункта входит ведение учетной и отчетной документации в соответствии с законодательством РФ.

Функции медицинского пункта на объекте спорта

Медпункт для спортсменов осуществляет следующие функции (п. 9 приложения 7 к Приказу N 134н):

Медпункт для зрителей, специалистов, работающих со спортсменами, организаторов, персонала спортивных сооружений осуществляет следующие функции (п. 10 приложения 7 к Приказу N 134н):

Численность медицинских работников медпункта (для спортсменов, для зрителей) определяется в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского пункта объекта спорта согласно приложению 9 к Приказу N 134н.

Приобретение оборудования, инвентаря, медикаментов

Для организации работы медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения (п. 7 приложения 7 к Приказу N 134н):

Обратите внимание! Рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта дан в приложении 8 к Приказу N 134н.

В упомянутом приложении 8 приводится оснащение медпункта, предназначенного для спортсменов, а также для зрителей и других участников спортивных мероприятий.

В соответствии с указанным приложением медпункт для спортсменов должен содержать, в частности (приводится выдержка из текста):

Наименование видов медицинских изделий, мебели, лекарственных средств

Рекомендуемое количество, шт.

Кушетка медицинская

1

Шкаф медицинский

1

Холодильник медицинский

1

Белье медицинское одноразовое, комплект

2 на кушетку

Носилки медицинские

2

Перчатки медицинские нестерильные смотровые одноразовые

10 пар

Перчатки хирургические стерильные одноразовые

10 пар

Термометр медицинский в футляре

2

Электрокардиограф многоканальный интерпретирующий

1

Дефибриллятор внешний автоматический для использования неподготовленными лицами с питанием от аккумуляторной батареи

1

Скальпель одноразовый

4

Шпатель для языка одноразовый

20

Шприцы для инъекций одноразовые (в том числе и инсулиновые) разных объемов

20

Укладка врача по спортивной медицине

1

Приобретение оборудования и инструментария для медицинского кабинета предусмотрено законодательством РФ за счет средств соответствующего бюджета (планируется в смете доходов и расходов либо в плане финансово-хозяйственной деятельности спортивного учреждения в зависимости от его типа). Оборудование для медицинских кабинетов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобретается редко, хотя и данный вариант возможен.

В представленном перечне оборудования и инструментария содержатся как объекты основных средств, так и объекты, относящиеся к материальным запасам. В соответствии с Указаниями N 65н <2> расходы на содержание медицинского пункта отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Например, расходы, связанные с приобретением в 2017 году основных средств (столов, кушеток, холодильников и т.д.), отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов материальных запасов (шприцев, перевязочных средств, медикаментов и т.п.) - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

<2> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Приобретение оборудования для медицинского кабинета и передача его в эксплуатацию осуществляются в общепринятом порядке, установленном Инструкциями N 157н <3>, 162н <4>, 174н <5>, 183н <6>.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
<6> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Рассмотрим примеры по отражению отдельных видов расходов.

Пример 1. Бюджетное учреждение спорта получило целевую субсидию на приобретение медицинского оборудования в размере 75 000 руб. За счет указанных средств был приобретен кардиосинхронизированный дефибриллятор-монитор стоимостью 75 000 руб. (цифра в примере приведена условная). После приобретения оборудование сразу начали эксплуатировать.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены плановые назначения бюджетного учреждения по доходам

5 507 10 180

5 504 10 180

75 000

Отражено поступление денежных средств в рамках субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

75 000

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

Забалансовый счет 17

5 205 81 660

75 000

Приняты обязательства по оплате поставленного оборудования

5 506 10 310

5 502 11 310

75 000

Получено оборудование от поставщика

5 106 31 310

5 302 31 730

75 000

Приняты денежные обязательства

5 502 11 310

5 502 12 310

75 000

Перечислены поставщику денежные средства в оплату поставленного оборудования

5 302 31 830

5 201 11 610 Забалансовый счет 18

75 000

Принято к учету оборудование, полученное от поставщика, по сформированной первоначальной стоимости



5 304 06 830

5 106 31 410

75 000

4 106 21 310

4 304 06 730

75 000

4 101 24 310



4 106 21 310

75 000

Учтены доходы от полученной целевой субсидии на основании принятого учредителем отчета

5 205 81 560

5 401 10 180

75 000

Пример 2. Дворец спорта, являющийся автономным учреждением и получающий субсидии на выполнение государственного задания, заключил договор на приобретение медикаментов и перевязочных средств. Стоимость лекарственных средств - 110 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.). Оплата произведена с лицевого счета учреждения в два этапа: авансовый платеж (30%) и окончательный расчет после поставки лекарственных препаратов на аптечный склад учреждения. Деятельность организации не подлежит обложению НДС.



В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику в размере 30% от стоимости договора

4 206 34 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

33 000



Поступили медикаменты и перевязочные средства в учреждение

4 105 31 000

4 302 34 000

110 000

Произведен зачет аванса

4 302 34 000

4 206 34 000



33 000

Произведен полный расчет за поставленные медикаменты

4 302 34 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

77 000

Пример 3. В июле 2017 года автономное учреждение спорта израсходовало медикаменты и перевязочные средства на 10 500 руб. Приобретение медикаментов и перевязочных средств осуществлялось за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны по акту израсходованные медикаменты и перевязочные средства

4 109 60 272

4 105 31 000

10 500

Численность персонала медпункта

Как уже было сказано, медпункты могут организовываться исходя из их функционального назначения - для спортсменов и для зрителей и других участников соревнований. В связи с этим рекомендуемые штатные нормативы медицинского пункта объекта спорта, приведенные в приложении 9 к Приказу N 134н, содержат указания для каждого вида медпункта в зависимости от его назначения.

Медпункт для обслуживания спортсменов должен содержать следующий штат:

Медицинский персонал

Рекомендуемая численность

Врач по спортивной медицине <*>

Из расчета 1 должность на 50 спортсменов и на 1 медицинский пункт объекта спорта

Медицинская сестра по массажу

Из расчета на 1 должность врача по спортивной медицине

Медицинская сестра (фельдшер)

Из расчета на 1 должность врача по спортивной медицине

<*> На должность врача по спортивной медицине назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" (см. Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 N 707н).

В примечаниях к данным нормативам указано, что при расчете количества медицинских работников, участвующих в медицинском обеспечении соревнований, рекомендуется учитывать:

Также отмечается, что количество медицинских работников и их состав в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей) могут изменяться в соответствии с требованиями медицинских правил и регламентов спортивных организаций, в том числе международных.

Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются в соответствии с Указаниями N 65н по кодам вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений", 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" с отнесением по подстатьям КОСГУ:

Расходы на получение медицинской лицензии

При организации медпункта спортивному учреждению следует учитывать, что в соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ <7> медицинская деятельность <8> относится к числу видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, причем исключения для случая, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица, не предусмотрено.

<7> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
<8> За исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

Для получения лицензии учреждение направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг), которые будут выполняться (оказываться) медпунктом, с приложением копий учредительных документов и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, и другие документы.

К сведению. Размер госпошлины установлен пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В соответствии с ним за предоставление лицензии нужно платить 7 500 руб.

Расходы учреждения спорта в данном случае отразятся следующим образом:

* * *

Сформулируем основные выводы:

  1. Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. В связи с этим на объектах спорта должны быть созданы медицинские пункты. Организация деятельности медицинского пункта объекта спорта рассмотрена в Приказе N 134н. Также в данном Приказе приводятся рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников и порядок оснащения медицинских пунктов.
  2. Расходы на содержание медицинского пункта на приобретение оборудования и лекарственных препаратов отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
  3. Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются по кодам вида расходов 111, 119 с отнесением соответственно по подстатьям 211, 213 КОСГУ.
  4. Расходы на уплату госпошлины для получения лицензии отражаются по коду вида расходов 852 и статье 290 КОСГУ.

С. Валова

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"