Мудрый Экономист

Особенности проведения текущего и капитального ремонта здания

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8

Лето является традиционной порой для приведения в надлежащее техническое состояние объектов недвижимости медицинских учреждений. Напомним, что под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Любой ремонт подразделяется на текущий и капитальный. В статье мы поговорим о том, на что следует обратить внимание при проведении ремонтных работ.

Как определить текущий и капитальный ремонт?

Перед тем как переходить непосредственно к порядку отражения выполненных работ по текущему и капитальному ремонту, по нашему мнению, необходимо определить, что же скрывается под данными понятиями. Действующие нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений не раскрывают определения данных понятий. Единственная краткая характеристика для ремонтных работ приведена в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации <1>.

<1> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Согласно названному документу расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта (связанные с ремонтом нефинансовых активов, находящихся на праве оперативного управления), относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. Такими работами (услугами) являются:

Как мы видим, положения данного документа мало способствуют отнесению выполняемых работ к текущему или капитальному ремонту.

Для того чтобы правильно разграничить проводимые работы, необходимо обратиться к документам, регламентирующим деятельность в области строительства.

Так, согласно п. 3.8 МДС 81-35.2004 <2> к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

<2> Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Заметим, что аналогичные нормы содержатся в Градостроительном кодексе.

Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта для объектов социально-культурной сферы, представлен в ВСН 58-88(р) <3>, а для объектов производственной сферы - в МДС 13-14.2000 <4>.

<3> Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры России при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
<4> Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное Положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно Приложению В к СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом Приложении 9 к ВСН 58-88(р).

Перечень основных работ, проводимых при текущем ремонте, представлен в Приложении 7 к ВСН 58-88(р).

Так, к работам, которые могут осуществляться в ходе текущего ремонта, относятся:

Из анализа приведенных определений напрашивается вывод, что в рамках текущего ремонта можно производить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны осуществляться в ходе капитального ремонта.

Как определить необходимость ремонта?

Положения Градостроительного кодекса (ч. 6 ст. 55.24) содержат требование о проведении эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, сооружений. Указанный контроль должен проводиться в период эксплуатации зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

На основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью). Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты - отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Примечание. С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц.

Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94).

В дефектной ведомости целесообразно отразить следующие сведения:

Форма указанных документов ничем не утверждена, а значит, они могут быть составлены в произвольной форме. Вместе с тем, по нашему мнению, их целесообразно утвердить в учетной политике учреждения. При разработке данного документа в качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, составляемый по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Как выбрать подрядчика для проведения ремонта?

Ремонтные работы могут осуществляться как силами работников учреждения (в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сил сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно происходить в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральными законами:

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или проводят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если имеют место закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок путем запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В аукционный Перечень включены работы <5>:

<5> За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
<6> Коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Примечание. Если проводимые учреждением работы включены в указанные коды, то их закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.

Вместе с тем следует учитывать, что, помимо обязанности использовать исключительно электронный аукцион в качестве одного из способов размещения заказов, медицинские учреждения вправе осуществлять размещение заказа по текущему и капитальному ремонту путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Также отметим, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ бюджетные и автономные учреждения самостоятельно устанавливают в положениях о закупках способы осуществления закупок, в том числе на строительство, реконструкцию и ремонт недвижимости. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Нужна ли проектная документация на проведение ремонта?

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом.

Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, проводящее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Примечание. Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.

В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Согласно ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Также следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость ремонта. Напомним, что смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. При проведении текущего ремонта смета составляется по форме, представленной в Приложении 2 к МДС 81-35.2004.

Как нужно оформить выполненные работы?

Оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, предусмотренном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Примечание. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.

Контрольные обмеры должны проводиться в присутствии представителей подрядной организации. Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.

Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, подписываемым заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

На практике возможно проведение изначально не предусмотренных дополнительных работ. В этом случае следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ст. 95 данного Закона изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих требований:

Таким образом, в Законе о контрактной системе зафиксированы ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для поставщика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия поставки заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.

При этом следует учитывать, что условие дополнительного соглашения, согласно которому увеличивается цена контракта в размере, превышающем 10%, является ничтожным в соответствующей части как противоречащее Закону и при этом посягающее на публичные интересы и права и интересы третьих лиц - иных участников закупки (п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 2 ст. 8, п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе).

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете с объектами основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее - акт (ф. 0504103)). В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически, сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Для справки. Если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в учреждении, второй - передается организации, проводившей ремонт.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции N 157н <7>).

<7> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

* * *

В заключение еще раз отметим, что в рамках текущего ремонта можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться в ходе капитального ремонта. Несоблюдение данного ограничения может повлечь за собой привлечение учреждения к административной ответственности за нецелевое использование средств.

А. Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"