Мудрый Экономист

Применение районных коэффициентов к государственным пособиям

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8

Всем известно, что оплата труда работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в повышенном размере. Это происходит за счет применения районных коэффициентов к заработной плате (ст. 315 ТК РФ). При этом данные коэффициенты не только повышают размер оплаты труда в особых климатических условиях, но и увеличивают суммы пособий. В статье расскажем, как применяется районный коэффициент, и приведем расчет пособий с учетом такого коэффициента.

В настоящее время Федеральными законами N 81-ФЗ <1> и 255-ФЗ <2> установлены пособия, которые назначает и выплачивает работодатель работникам при их обращении с представлением соответствующих документов:

<1> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Применяем районный коэффициент к фиксированным размерам пособий

Для некоторых из вышеперечисленных пособий установлены фиксированные размеры:

  1. для единовременного пособия при рождении ребенка. Его размер с 01.02.2017 составляет 16 350,33 руб.;
  2. для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. С 01.02.2017 оно равно 613,14 руб.;
  3. для минимального ежемесячного пособия по уходу за первым, вторым ребенком и последующими детьми. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с 01.01.2017 - 3 065,69 руб., за вторым ребенком и последующими детьми - 6 131,37 руб.

К сведению. Указанные размеры вышеперечисленных пособий установлены Федеральным законом N 68-ФЗ <3> и Постановлением Правительства РФ N 88 <4>.

<3> Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
<4> Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году".

В ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ сказано, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. Следовательно, единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым, вторым ребенком и последующими детьми должны определяться с учетом районного коэффициента, так как данные пособия не рассчитываются исходя из заработной платы.

Приведем пример расчета пособий, которые изначально определены в фиксированном размере, с учетом районного коэффициента.

Пример 1. Сотрудница работает в учреждении, расположенном в г. Инта (Республика Коми). Она обратилась к работодателю с заявлением о выплате ей следующих пособий:

В каких размерах необходимо выплатить указанные государственные пособия?

Согласно п. 5 Информационного письма <5> к заработной плате работников, работающих в организациях, расположенных в Республике Коми (г. Инта и подчиненных его администрации населенных пунктах), применяется коэффициент в размере 1,5.

<5> Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".

Таким образом, работодатель должен выплатить сотруднице пособия с учетом этого коэффициента:

Что касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, напомним, что согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ оно исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Кроме того, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с ч. 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера данного пособия, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ (ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ).

Следовательно, к фиксированному минимальному размеру ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренному законодательством, необходимо применить районный коэффициент. Тогда минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составит 4 598,53 руб. (3 065,69 руб. x 1,5), за вторым ребенком и последующими детьми - 9 197,05 руб. (6 131,37 руб. x 1,5).

Применяем районный коэффициент к пособиям, которые необходимо рассчитывать

Пособия, которые нужно рассчитывать, установлены Федеральным законом N 255-ФЗ. К ним относятся:

Итак, указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ <6> (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

<6> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 420 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).

Таким образом, заработная плата, начисленная с учетом районного коэффициента (ст. 315 ТК РФ), облагается страховыми взносами, следовательно, она учитывается при расчете указанных пособий. Это значит, что при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком не нужно применять районный коэффициент, поскольку он учтен в составе заработной платы сотрудников (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ).

Применяем районный коэффициент к пособиям, которые рассчитываются исходя из МРОТ

Частью 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, если:

При этом особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ (ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). В настоящее время действует Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).

В п. 11(1) Положения N 375 сказано: в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Прежде чем привести примеры расчета пособий исходя из МРОТ с применением районных коэффициентов, обратим ваше внимание, что в настоящее время существует два мнения о том, как правильно применять такие коэффициенты.

Позиция ФСС

Сотрудники данного ведомства считают, что сначала необходимо рассчитать средний заработок исходя из МРОТ, а потом применить районный коэффициент.

Пример 2. С 01.09.2016 сотрудница работает в учреждении, расположенном в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. До этого она нигде не работала. С 18.01.2017 по 22.01.2017 (5 календарных дней) она болела, что подтверждается листком нетрудоспособности. За расчетный период ее заработок составил 150 000 руб. Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Вначале рассчитаем средний дневной заработок работницы исходя из ее заработка. Он будет равен 205,48 руб. (150 000 руб. / 730 кал. дн.).

Далее необходимо исчислить средний заработок исходя из МРОТ. Он составит 246,57 руб. (7 500 руб. x 24 мес. / 730 кал. дн.), где 7 500 руб. - это МРОТ, установленный с 01.06.2016 Федеральным законом N 164-ФЗ <7>.

<7> Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Теперь сравним средний дневной заработок работницы с заработком, исчисленным исходя из МРОТ: 205,48 < 246,57 руб. Следовательно, согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности необходимо исчислить исходя из МРОТ. В связи с тем что стаж сотрудницы составляет менее пяти лет, размер пособия нужно определить исходя из 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). Итак, сумма пособия повременной нетрудоспособности за пять дней болезни составит 1 109,56 руб. (246,57 руб. x 60% x 5 кал. дн. x 1,5), где 1,5 - районный коэффициент, который установлен в местности, где расположено учреждение.

Такой расчет пособия по временной нетрудоспособности полностью соответствует разъяснениям сотрудников ФСС РФ, представленным в Письме от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129. Аналогичный порядок расчета и применения районного коэффициента используется при расчете пособия по беременности и родам.

Позиция арбитров

Арбитры же считают, что вначале необходимо применить к МРОТ районный коэффициент, а затем - исчислить средний дневной заработок. Об этом сказано в Определениях ВС РФ от 27.03.2015 N 302-КГ15-1324, ВАС РФ от 26.05.2014 N ВАС-5881/14, Постановлениях АС УО от 07.10.2015 N Ф09-6790/15, АС ЗСО от 23.03.2016 N Ф04-1003/2016.

Обратите внимание! Если учреждение будет исчислять пособия в соответствии с мнением арбитров, возможны разногласия с сотрудниками ФСС, тогда свою позицию необходимо будет отстаивать в суде.

В каких еще случаях пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из МРОТ?

Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено исходя из МРОТ, установлены ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ. К таковым относятся:

В ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что при наличии одного или нескольких оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, указанных в ч. 1 данной статьи, пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, определенного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в предусмотренном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов:

Приведем пример расчета пособия по временной нетрудоспособности в случае, если есть основания для снижения размера этого пособия.

Пример 3. Сотрудник работает в учреждении, расположенном в г. Инта (Республика Коми). С 15.08.2017 по 24.08.2017 он находился на больничном. В листке нетрудоспособности сделана отметка о том, что 18.08.2017 работник не явился в назначенный срок на врачебный осмотр без уважительных причин. Страховой стаж сотрудника составляет 10 лет, за расчетный период ему начислено 780 000 руб. Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Средний дневной заработок сотрудника составит 1 068,49 руб. (780 000 руб. / 730 дн.). В данном примере работник не явился в назначенный срок на врачебный осмотр, что стало основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Сумма пособия уменьшается с того дня, когда было допущено нарушение.

Итак, пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитано следующим образом:

<8> Федеральный закон от 19.12.2016 N 460-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Пособие по уходу за ребенком с учетом районного коэффициента

Как уже было сказано, ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из среднего заработка, то есть из заработной платы, которая выплачивается сотруднику уже с учетом районного коэффициента. Следовательно, в этом случае к данному пособию не нужно применять районный коэффициент (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ). Применять районный коэффициент необходимо только в случае, когда данное пособие рассчитывается исходя из МРОТ.

К сведению. Основания для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ те же самые, что и в отношении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Они установлены ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Об этом было сказано выше.

Отметим, что при подсчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (п. 23 Положения N 375).

Приведем пример расчета указанного пособия.

Пример 4. Сотрудница работает в учреждении, расположенном в г. Инта (Республика Коми). С 13.08.2017 она уходит в отпуск по уходу за ребенком. Ее заработок за 2015 год - 80 000 руб., за 2016 год - 90 000 руб. Как рассчитать ежемесячное пособие по уходу за ребенком (это первый ребенок сотрудницы)?

Средний дневной заработок сотрудницы составит 232,88 руб. ((80 000 руб. + 90 000 руб.) / (366 кал. дн. + 365 кал. дн.)), где 366 - количество календарных дней в високосном 2016 году.

Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, будет равен 256,44 руб. (7 800 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Таким образом, средний дневной заработок сотрудницы меньше, чем средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ (232,88 < 256,44 руб.). Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком необходимо исчислять исходя из МРОТ. Итак, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц составит 4 680 руб. (7 800 руб. x 40% x 1,5), где 1,5 - это районный коэффициент, установленный в г. Инта.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ нужно сравнить полученный размер пособия с минимальным размером пособия по уходу за первым ребенком.

В начале статьи был рассчитан фиксированный минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный законодательством, с учетом районного коэффициента. Он равен 4 598,53 руб. (3 065,69 руб. x 1,5).

В данном примере минимальный размер ежемесячного пособия оказался ниже размера пособия, исчисленного исходя из МРОТ (4 598,53 < 4 680 руб.).

Следовательно, сотруднице необходимо будет выплачивать пособие в размере, исчисленном исходя из МРОТ, то есть в сумме 4 680 руб. за каждый полный календарный месяц.

* * *

В заключение обратим ваше внимание на основные моменты, которые следует помнить. Так, при расчете и выплате пособий в регионах, где установлены районные коэффициенты:

  1. к фиксированным размерам государственных пособий, которые установлены законодательством, необходимо применять районные коэффициенты, так как данные пособия не рассчитываются исходя из заработной платы сотрудников. К таким пособиям относятся единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым, вторым ребенком и последующими детьми;
  2. к пособиям, которые рассчитываются исходя из фактического заработка сотрудника, районный коэффициент применять не нужно, поскольку фактический заработок уже исчислен с учетом этого коэффициента;
  3. к пособиям, которые рассчитываются исходя из МРОТ, применяется районный коэффициент. При этом учреждение самостоятельно должно определить, в каком порядке оно будет применять его:

В.В. Данилова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"