Мудрый Экономист

Модельный центр дополнительного образования детей

"Советник в сфере образования", 2017, N 6

Дополнительному образованию детей в последние годы уделяется большое внимание. В целях дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования в каждом субъекте Российской Федерации должен быть создан региональный модельный центр - аналитический и методический центр по внедрению лучших образовательных практик.

Задачи и функции РМЦ

На официальном сайте Минобрнауки России по адресу http://минобрнауки.рф/документы/9953 опубликованы Методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные 31 марта 2017 года за N ВК-61/09вн (далее - Методические рекомендации).

Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - РМЦ) - образовательная организация или организация, осуществляющая обучение, расположенная на территории соответствующего субъекта РФ, осуществляющая организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории данного субъекта РФ.

РМЦ обеспечивает согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).

Целью деятельности ТМЦ является создание условий для обеспечения в субъекте РФ эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных майскими Указами Президента РФ.

Создание РМЦ производится правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Этим правовым актом утверждается:

РМЦ выполняет функции организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки в региональной системе дополнительного образования детей, содействует распространению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей.

РМЦ обеспечивает апробацию и внедрение в организациях дополнительного образования разноуровневых программ, обеспечивающих получение детьми навыков и умений ознакомительного, базового и углубленного уровней, а также внедряет модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.

На РМЦ также возлагается обязанность обеспечивать взаимодействие между всеми участниками приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" в субъекте РФ. Он содействует качественному развитию организаций дополнительного образования, в том числе:

РМЦ должен стимулировать использование сетевой формы реализации программ дополнительного образования, в том числе содействовать привлечению образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры и спорта к реализации дополнительных общеобразовательных программ.

РМЦ также содействует проведению "летних школ", профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе:

Еще одной важной функцией РМЦ является реализация мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов соответствующих организаций, наставников проектных детских команд.

РМЦ должен широко освещать свою деятельность: информировать и просвещать родителей, формировать свой медиаплан и реализовывать его, вовлекать детей в конкурсные мероприятия в системе дополнительного образования, обеспечивать ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в субъекте РФ.

Согласно п. 3.13 Методических рекомендаций РМЦ формирует информационно-телекоммуникационный контур системы дополнительного образования детей в субъекте РФ, включающий:

Создание РМЦ

План первоочередных мероприятий по созданию и функционированию РМЦ представлен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям. Инициирование создания центра включает в себя:

Соответствующие решения отражаются в правовом акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о создании РМЦ. Кроме того, глава региона должен написать в Минобрнауки России письмо о его создании.

Далее утверждается план деятельности центра по реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" и на официальном сайте субъекта размещается копия соответствующего постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Вновь созданный РМЦ должен привлечь интеллектуальных партнеров, заключив соглашения о сотрудничестве с ведущими образовательными и научными организациями, а также привлечь бизнес-партнеров из реального сектора экономики, что должно подтверждаться направлением в РМЦ скана соответствующего письма со стороны партнера.

Также создание РМЦ включает в себя и создание информационного портала в сети Интернет, включающего:

Далее в Методических рекомендациях приводятся рекомендуемый план действий по освещению деятельности РМЦ, повышению квалификации педагогов, составлению плана обучения детей и т.д., то есть план текущей деятельности нового учреждения.

Для начала функционирования РМЦ необходимо:

  1. Подготовить учредительные документы и зарегистрировать учреждение в качестве юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
  2. Открыть лицевые счета в органах Федерального казначейства.
  3. Зарегистрировать право оперативного управления на недвижимое имущество, полученное от учредителя.
  4. Получить от учредителя государственное (муниципальное) задание, заключить соглашение о выделении субсидии на его выполнение.
  5. Утвердить у учредителя сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), заключить соглашение о выделении субсидии на иные цели (при необходимости).
  6. Составить и утвердить штатное расписание и принять работников.
  7. Составить и утвердить план финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД), формируемый в соответствии с Требованиями к нему, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
  8. Составить и утвердить план закупок и план-график закупок.
  9. Получить у учредителя приказ о предоставлении учреждению полномочий по публичным обязательствам перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме.
  10. Сформировать и утвердить перечень особо ценного движимого имущества учреждения.
  11. Для автономных учреждений учредитель должен утвердить состав наблюдательного совета.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения его выполнения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае, если функции РМЦ осуществляет государственное учреждение, и органами местного самоуправления в случае, если его функции осуществляет муниципальное учреждение (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Учредитель в течение двадцати рабочих дней формирует и представляет в Федеральное казначейство информацию и документы, подлежащие включению в реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), размещаемый на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru), в соответствии с Приказом Минфина России от 16.11.2015 N 177н.

В целях формирования показателей Плана ФХД по поступлениям и выплатам учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

К представляемому на утверждение проекту плана ФХД прилагаются расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам, использованные при его формировании (п. 11 Требований N 81н).

Информационный портал

Одной из первоочередных задач, стоящих перед вновь созданным РМЦ, является создание информационного портала. Финансирование данной задачи для бюджетных и автономных учреждений, наиболее вероятно, будет осуществляться за счет целевой субсидии.

Информационный портал может быть предоставлен учреждению либо по договору об отчуждении исключительного права, либо по лицензионному договору. В последнем случае учреждение приобретает право пользования разработанным порталом в течение определенного времени.

Отчуждение исключительного права на портал по договору подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1233 Гражданского кодекса РФ). Если данное условие о регистрации договора отчуждения исключительного права не выполняется, право учреждения на информационный портал подлежать охране не будет.

Получили исключительные права - признаем нематериальный актив

Приобретенное исключительное право использования портала является нематериальным активом учреждения (далее - НМА).

Согласно п. 56 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н; далее - Инструкция N 157н) к НМА относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

При этом модернизация НМА (например, доработка портала, предполагающая увеличение его функциональных возможностей) увеличивает его балансовую стоимость.

Неисключительные права

При разработке портала по лицензионному договору затраты на его приобретение являются расходами. При этом учреждение должно учитывать НМА, полученные в пользование (информационный портал), на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции N 157н).

Договор с правообладателем может предусматривать как единовременный, так и периодические платежи за право пользования порталом.

Периодические платежи являются расходами текущего финансового года, а фиксированный платеж должен распределяться на те периоды, в течение которых предполагается использование портала. Это следует из п. 302 Инструкции N 157н, согласно которому для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 40150 "Расходы будущих периодов". В частности, на этом счете отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, в учетной политике учреждения должно быть предусмотрен порядок отнесения на финансовый результат текущего финансового года расходов будущих периодов.

При этом срок использования определяется согласно договору с правообладателем, а при отсутствии в лицензионном договоре срока использования он считается заключенным на 5 лет в соответствии с п. 4 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ.

Бухгалтерский учет

Закрепление недвижимого имущества отражается в учете учреждений по факту государственной регистрации права оперативного управления так:

Дебет счета 0 1011x 310 "Увеличение стоимости недвижимого имущества учреждения"

Кредит счета 4 40110 180 "Прочие доходы" (для бюджетных и автономных учреждений),

Кредит 1 30404 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств" (для казенных учреждений)

Дебет счета 4 40110 180 "Прочие доходы" (для бюджетных и автономных учреждений),

Дебет счета 1 30404 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств" (для казенных учреждений)

Кредит счета 0 1041x 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества за счет амортизации"

Отражение расчетов с учредителем на сумму закрепленного объекта недвижимого имущества у бюджетного или автономного учреждения производится так:

Дебет счета 4 40110 172 "Доходы от операций с активами"

Кредит счета 4 21006 660 "Уменьшение расчетов с учредителем".

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н; далее - Указания N 65н) затраты на создание информационных систем и платежи за пользование программным обеспечением могут отражаться по двум КВР:

По КВР 242 отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) решения о применении вида расходов 242.

Таким образом, казенные учреждения, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов, должны относить расходы на создание информационного портала или лицензионные платежи за пользование им на КВР 242 в случае принятия такого решения соответствующим финансовым органом.

Остальные учреждения должны отражать затраты на портал по КВР 244.

Если учреждение приобретает исключительное право на информационный портал, формирование его первоначальной стоимости отражается следующим образом:

Дебет счетов

0 10622 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения"

или 0 10632 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 0 30232 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов"

Дебет счета 0 30232 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов"

Кредит счетов 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (для бюджетных учреждений),

1 30405 320 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов" (для казенных учреждений).

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств"

Дебет счетов

0 10622 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения"

или 0 10632 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Дебет счета 0 10220 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов - особо ценного движимого имущества учреждения"

Кредит 0 10622 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения"

или

Дебет счета 0 10230 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 0 10632 320 "Увеличение вложений в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения"

Аналогично отражается увеличение стоимости нематериального актива в сумме принятых работ по его модернизации.

Амортизация на информационный портал начисляется в следующем порядке (п. 93 Инструкции N 157н):

Начисление амортизации отражается в учете так:

Дебет счетов 0 40120 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"

или 0 10900 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счетов

0 10429 420 "Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов - особо ценного движимого имущества учреждения",

0 10439 420 "Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения"

Платежи по лицензионному договору за пользование информационным порталом отражаются в учете так:

Дебет счетов

0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"



или 0 10900 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Одновременно - увеличение забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование"

Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Кредит счетов 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (для бюджетных учреждений),

1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств"



Если договор предусматривает единовременный платеж, а портал используется более одного года, то затраты по договору учитываются так:

Дебет счета 0 40150 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги"

Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Одновременно - увеличение забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование"

А затем в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения, осуществляется периодическое списание расходов будущих периодов в расходы текущего финансового года записью:

Дебет счетов

0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"



или 0 10900 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 0 40150 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги".

Затраты на техническую поддержку портала, на его авторское сопровождение, а также на обучение пользователей отражаются в учете по КВР 244, КОСГУ 226 следующей записью:

Дебет счетов

0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

или 0 10900 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг"



Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

И.В. Вадимова

Главный бухгалтер,

консультант