Мудрый Экономист

"Электронный бюджет": 10 шагов к подключению

"Руководитель автономного учреждения", 2017, N 8

Начать работать в "Электронном бюджете" или интегрированной с ним местной информационной системе рано или поздно придется всем государственным и муниципальным учреждениям <1>. "Федералы" уже прошли этот этап и подключились к данному ресурсу. Однако на региональном и муниципальном уровне с процедурой подключения знакомы далеко не все. Каков же порядок работы?

<1> Подробнее о работе в государственной информационной системе - в статье Г.Г. Зайцевой "Электронный бюджет" дошел до учреждений", N 7, 2017.

Как известно, федеральные государственные учреждения сейчас должны присутствовать в трех подсистемах "Электронного бюджета": бюджетного планирования, учета и отчетности, а также управления закупками - при этом большинству федеральных АУ необходимо формировать документы только в первых двух компонентах (если АУ не подпадают под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). В электронном виде составляются и подписываются следующие документы:

В свою очередь, на региональном уровне примеры вовлечения подведомственных учреждений в электронный документооборот пока немногочисленны, да и списки документов здесь скромнее (обычно в информационных системах составляются отчеты о выполнении задания и планы финансово-хозяйственной деятельности). А значит, "на местах" еще только предстоит освоить алгоритм подключения и работы с "Электронным бюджетом".

Сам процесс подключения неоднократно становился темой для разъяснений Минфина. Ведомство адресовало свои письма сначала органам власти, а впоследствии и федеральным государственным учреждениям. Эти письма будут полезны и учреждениям регионального (муниципального) уровня.

-------------------¬   ----------------------------------------------------¬
¦Общие рекомендации¦ ¦Для федеральных органов государственной власти - ¦
¦ по подключению +-->¦Письмо от 08.04.2015 N 21-03-04/19786. ¦
¦ ¦ ¦Для органов власти субъектов РФ и муниципальных ¦
¦ ¦ ¦образований - Письмо от 21.04.2015 N 21-03-05/22801¦
L------------------- L----------------------------------------------------
-------------------¬ ----------------------------------------------------¬
¦ Подключение к ¦ ¦В части формирования и подписания соглашений о ¦
¦ подсистеме ¦ ¦предоставлении субсидий, государственных заданий, а¦
¦ бюджетного ¦ ¦также в части составления и утверждения отчета о ¦
¦ планирования +-->¦выполнении госзадания - Письмо от 16.11.2015 ¦
¦ ¦ ¦N 21-10-07/65901. ¦
¦ ¦ ¦В части формирования плана финансово-хозяйственной ¦
¦ ¦ ¦деятельности - Письмо от 15.12.2016 ¦
¦ ¦ ¦N 21-03-04/75209 ¦
L------------------- L----------------------------------------------------
-------------------¬ ----------------------------------------------------¬
¦ Подключение к ¦ ¦Письмо от 12.12.2016 N 21-03-04/74236 ¦
¦ подсистеме учета +-->¦ ¦
¦ и отчетности ¦ ¦ ¦
L------------------- L----------------------------------------------------
-------------------¬ ----------------------------------------------------¬
¦ Подключение к ¦ ¦Письмо от 17.06.2016 N 21-03-04/35490 ¦
¦ подсистеме +-->¦ ¦
¦ управления ¦ ¦ ¦
¦ закупками ¦ ¦ ¦
L------------------- L----------------------------------------------------

Во всех документах приводится общий порядок подключения к компонентам "Электронного бюджета". Необходимые действия подробно прописаны в приложении 6 к Письму N 21-03-04/19786 и в Письме N 21-10-07/65901. Рассмотрим их.

Подготовительная работа в учреждении

Шаг 1 - определить ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами "Электронного бюджета" и подключение пользователей. Это делается посредством издания документа (письма, доверенности, приказа), оформленного на бланке учреждения и подписанного его руководителем.

Шаг 2 - оформить на лицо, ответственное за техническое обеспечение работы, доверенность на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Доверенность составляется на бланке письма организации, подписывается ее руководителем и заверяется гербовой печатью. Примерная форма доверенности приведена в приложении 5 к Письму N 21-03-04/19786.

Шаг 3 - получить квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого будущего пользователя информационной системы. Это необходимо для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Требования к форме квалифицированного сертификата утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 N 795.

В сертификате указывается физическое лицо (владелец сертификата), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов или доверенности. Фамилия, имя, отчество, СНИЛС и должность сотрудника, содержащиеся в сертификате, должны совпадать с аналогичными сведениями в заявке на подключение к информационной системе.

Сертификаты, используемые для работы в "Электронном бюджете", можно получить в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию, в том числе в удостоверяющем центре Федерального казначейства (через его территориальный орган).

Шаг 4 - оформить согласие на обработку персональных данных для каждого будущего пользователя информационной системы (образец дан в приложении 6 к Письму N 21-03-04/19786). Согласие должно быть лично подписано каждым сотрудником учреждения, который станет работать в "Электронном бюджете".

Шаг 5 - написать заявку о выдаче СКЗИ. Заявка (ее форма дана в приложении 4 к Письму N 21-03-04/19786) должна быть составлена на бланке письма организации и подписана ее руководителем (иным уполномоченным лицом). Здесь указывается количество лицензионных ключей, которые необходимо получить, - оно должно быть равно количеству пользователей, подключаемых к "Электронному бюджету".

Шаг 6 - распределить полномочия между будущими пользователями "Электронного бюджета". Сотрудники учреждения могут быть наделены следующими полномочиями:

Пакет документов

Шаг 7 - собрать пакет документов и передать его в орган Федерального казначейства. В этот комплект должны входить:

Обычно еще требуется предоставить отдельный пустой съемный носитель информации, на который будут записаны дистрибутивы специального программного обеспечения и документация к ним.

Пакет документов подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8 - получить специальное программное обеспечение в органе Федерального казначейства, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы. Это тоже должен сделать сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

В течение трех рабочих дней с момента подачи комплекта орган казначейства проверяет содержание документов и выносит решение о предоставлении доступа в отношении каждого пользователя. Соответствующее уведомление направляется на имя сотрудника учреждения, ответственного за подключение пользователей, в течение двух рабочих дней с момента предоставления доступа.

Подготовка автоматизированных рабочих мест

Шаг 9 - обеспечить соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям, перечисленным в приложении 6 к Письму N 21-03-04/19786, в том числе установить и настроить средство криптографической защиты информации. В частности, требования касаются аппаратных характеристик персональных компьютеров, операционных систем, которые можно использовать, программного обеспечения, обязательного к установке.

Кроме того, надо обеспечить информационную безопасность каждого автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к компонентам "Электронного бюджета". Согласно указанному приложению защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех этапах ее обработки.

Заявка на подключение к системе

Шаг 10 - подать заявку на подключение к системе "Электронный бюджет". Важно, что на этом этапе порядок действий изменился. Если в 2015 - 2016 годах органы власти, подключавшиеся к системе раньше учреждений, вносили такую заявку в общий пакет документов, направляемых в орган Федерального казначейства, то сейчас учреждения избавлены от этой необходимости.

Процедуру подачи заявки в отношении федеральных государственных учреждений Минфин разъяснил в Письме N 21-10-07/65901. В нем сказано, что заявки на регистрацию руководителей ФГУ составляет орган-учредитель и направляет их Минфину в форме электронного документа в информационной системе. Руководители ФГУ, указанные в заявке на регистрацию, подключаются к "Электронному бюджету" не позднее трех рабочих дней с даты получения финансовым ведомством данной заявки - информация об этом направляется на указанный в ней адрес электронной почты.

Как видим, вместо бумажной заявки теперь подается электронная, причем сами руководители ФГУ в этом не участвуют. То же самое касается и учреждений регионального (муниципального) уровня. Как пояснил Минфин в Письме N 21-03-04/75209, в настоящее время руководителям бюджетных и автономных учреждений, включенных в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся его участниками, автоматически предоставлены полномочия по формированию заявок на регистрацию. Информация о предоставлении таких полномочий должна быть направлена на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях названного реестра. Иными словами, руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе "Электронный бюджет", поэтому в отношении них заявки составлять не нужно.

Формировать заявки на регистрацию требуется в отношении остальных сотрудников учреждений, которые будут работать в информационной системе. Данным полномочием как раз и наделены руководители учреждений. Заявки должны составляться в самой системе (в форме электронного документа) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени учреждения.

Отметим, что здесь нужно указать полномочия, которыми наделяется тот или иной сотрудник (ввод данных, согласование, просмотр). Для этого в графе, соответствующей конкретному полномочию, следует сделать отметку. В дальнейшем каждый пользователь должен заходить в систему под именным сертификатом и совершать в ней действия, обусловленные имеющимся объемом прав.

Срок подключения сотрудников прежний - три рабочих дня с даты подачи заявки на регистрацию. Подтверждающая информация направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).

Заключение

Подключение к "Электронному бюджету" - процесс организационно-технологический. В нем непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо). В свою очередь, самих пользователей системы может быть больше: помимо руководителя в эту группу войдут заместитель руководителя по экономическим вопросам, главный бухгалтер, экономист, специалист по закупкам и другие сотрудники. Все они должны получить для работы в "Электронном бюджете" квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.

После совершения перечисленных действий персоналу учреждения останется только подключиться к системе, зарегистрироваться в ней (квалифицированный сертификат конкретного работника будет "привязан" к его учетной записи в системе, кроме того, пользователь будет наделен необходимым объемом прав, установленным в заявке на подключение) и начать работать. Технологическая инструкция по работе с системой (в том числе по настройке рабочих мест), как и руководства пользователя по работе в отдельных подсистемах и модулях, размещены на официальном сайте Минфина <2>.

<2> См. сайт minfin.ru - например, раздел "Деятельность / Электронный бюджет", подраздел "Подключение к системе "Электронный бюджет" / Федеральный уровень / Порядок подключения".

Г.Г. Зайцева

Главный редактор журнала

"Руководитель автономного учреждения"