Мудрый Экономист

Судебная практика по нарушению сроков доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 9

Органы власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Есть общий срок, не позднее которого это нужно сделать, - 31 декабря. Нарушение срока доведения бюджетных данных является административным правонарушением, за которое несут ответственность должностные лица ГРБС.

Обязанности ГРБС

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета.

Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ). ЛБО доводятся до конкретных учреждений по принципу адресности и целевого характера, то есть с указанием цели их использования, и по принципу подведомственности расходов, что означает, что учреждения вправе получать лимиты только от ГРБС, в ведении которого они находятся (статьи 38, 38.1 БК РФ).

На федеральном уровне Порядок доведения бюджетных ассигнований, ЛБО при организации исполнения федерального бюджета установлен Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н). На уровне субъектов РФ и муниципальных образований соответствующие порядки утверждаются финансовыми органами.

Согласно пункту 2 Порядка N 104н Минфин России доводит до Федерального казначейства бюджетные данные (бюджетные ассигнования и ЛБО) в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета. В свою очередь, Федеральное казначейство в течение четырех рабочих дней со дня получения бюджетных данных доводит их до ГРБС. Последние осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями (иными получателями) средств федерального бюджета и формируют Расходные расписания (п. 3.1 Порядка N 104н).

Согласно пункту 3.5 Порядка N 104н Федеральное казначейство принимает от ГРБС расходные расписания для доведения их соответственно до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении ГРБС, в пределах доведенных уведомлениями Казначейства до ГРБС соответствующих бюджетных данных по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета.

Согласно статье 219.1 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей ГРБС и распорядителей, включая внесение в них изменений, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи ГРБС составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, сводной бюджетной росписью и утвержденными финансовым органом ЛБО. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им ЛБО.

Утверждение бюджетной росписи и внесение в нее изменений осуществляются ГРБС. Ее показатели по расходам и ЛБО доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, когда закон о бюджете не был утвержден до начала очередного финансового года.

Несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) ЛБО влечет наложение административного штрафа на должностных лиц ГРБС в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ). Данная статья изложена в указанной редакции Законом от 07.06.2017 N 118-ФЗ. До этого предусматривалась ответственность только за несвоевременное доведение бюджетных ассигнований или ЛБО.

Отзыв доведенных ЛБО может осуществляться, например, при отмене полномочий ГРБС по детализации лимитов бюджетных обязательств по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 3.4 Порядка N 104н).

Кроме того, согласно пункту 3.11 Порядка N 104н ГРБС вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Главные администраторы, а также администраторы с полномочиями главного администратора источников дефицита федерального бюджета вправе отозвать неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на их соответствующих лицевых счетах.

За несвоевременный отзыв теперь также предусматривается ответственность, хотя судебной практики по данному вопросу пока нет.

Доведение бюджетных ассигнований и ЛБО

Доведение бюджетных ассигнований и ЛБО отражается на 500-х счетах единого плана счетов в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Суммы бюджетных ассигнований, доведенных до ГРБС, отражаются в его учете так:

Дебет счета 1 50311 000 "Доведенные бюджетные ассигнования текущего финансового года"

Кредит счета 1 50312 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года к распределению".

Детализация ГРБС показателей доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ отражается записью:

Дебет счета 1 50312 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года к распределению"

Кредит счета 1 50312 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года к распределению".

Передача ГРБС сумм бюджетных ассигнований подведомственному ему распорядителю и (или) получателю бюджетных средств отражается так:

Дебет счета 1 50312 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года к распределению"

Кредит счета 1 50314 000 "Переданные бюджетные ассигнования текущего финансового года".

Получение ГРБС от финансового органа утвержденных показателей ЛБО отражается так:

Дебет счета 1 50111 000 "Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года"

Кредит счета 1 50112 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года к распределению".

Передача ЛБО получателям отражается проводкой:

Дебет счета 1 50112 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года к распределению"

Кредит счета 1 50114 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года"

Примеры из судебной практики Недофинансирование подведомственных учреждений

В решении мирового судьи судебного участка N 276 Щелковского судебного района (Московская область) от 20 февраля 2017 г. по делу N 5-30/2017 рассматривалась ситуация, в которой оказалось муниципальное казенное учреждение (МКУ). У него образовалась большая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, а также по заработной плате из-за отсутствия финансирования. Несоблюдение установленных сроков выплат было связано с несвоевременным перечислением бюджетных средств со стороны ГРБС - администрации городского округа в адрес МКУ.

Руководитель администрации (ГРБС) был признан виновным в нарушении сроков доведения до получателя (МКУ) бюджетных средств и оштрафован по статье 15.15.11 КоАП РФ.

Успеть до 31 декабря

В постановлении судьи судебного участка N 5 Магаданской области от 13 января 2017 г. по делу N 5-14/2017 было вынесено решение по вопросу, является ли нарушением доведение лимитов до 31 декабря, но с нарушением срока, установленного приказом финансового органа бюджета субъекта РФ.

Областное министерство, являясь ГРБС, доводит до подведомственных казенных учреждений ЛБО. Приказом департамента финансов установлен порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и главных распорядителей средств областного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета). Данным порядком предусмотрено, что ЛБО должны доводиться до получателей на следующий рабочий день после их получения ГРБС.

На 2016 год министерству как ГРБС были доведены лимиты 28 декабря 2015 года. В свою очередь, министерство довело подведомственным получателям ЛБО 31 декабря 2015 года, то есть с нарушением установленного порядком срока (29 декабря 2015 года) на два дня.

Защитники должностного лица министерства в судебном заседании просили производство по административному делу прекратить по следующим основаниям.

Во-первых, приказ департамента финансов не был опубликован в установленном порядке, в связи с чем не имеет силу нормативного акта. Данный приказ издан в соответствии с ч. 1 ст. 219.1 БК РФ как нормативный акт органа государственной власти субъекта РФ, регулирующий бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. Следовательно, этот приказ носит нормативный характер.

Приказ департамента финансов не был официально опубликован в средствах массовой информации, соответственно, не является нормативным актом и не может быть положен в основу привлечения к ответственности должностного лица на основании неопубликованного нормативного акта, поскольку, как указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", суд не вправе основывать свое отношение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Во-вторых, в соответствии со статьей 219.1 БК РФ доведение до подведомственных учреждений ЛБО предусмотрено по 31 декабря 2015 года, что и было сделано должностным лицом.

На основании этого защитники просили прекратить производство по делу, так как в действиях должностного лица не содержится состава административного правонарушения либо отсутствует само событие административного правонарушения.

Однако суд с ними не согласился. Доводы защитников и должностного лица о том, что, поскольку приказ департамента финансов является нормативным актом, который не был опубликован, в связи с чем не вступил в силу, суд счел несостоятельным, поскольку, по мнению мирового судьи, в соответствии со статьей 8 БК РФ данный приказ является ведомственным документом и не является нормативным актом, в связи с чем не затрагивает права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Доводы защитников о том, что лимиты главным распорядителем до получателя были доведены до начала очередного финансового года, мировой судья полагает также несостоятельными, поскольку приказом Департамента финансов на основании статей 217 и 219.1 БК РФ установлен порядок доведения ЛБО. Согласно данному порядку установлен конкретный срок доведения бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств - в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств. Нарушение этого срока является нарушением порядка доведения ЛБО. Так как должностное лицо министерства довело лимиты с нарушением срока, установленного департаментом финансов, это является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.11 КоАП РФ.

Однако, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного должностным лицом правонарушения, судья пришел к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, совершено без умысла и в целом не влияет и не повлияло на деятельность получателя бюджетных средств.

Допущенное правонарушение не повлекло вредных последствий, не создало какой-либо угрозы охраняемым общественным интересам, не причинило вреда гражданам и государству, что подтверждается представленными в материалах дела документами. Поэтому мировой судья счел правонарушение малозначительным, освободив должностное лицо от административной ответственности, и ограничился устным замечанием.

Передача лимитов в течение года

Бюджетные данные могут передаваться не только перед началом очередного финансового года. Например, в постановлении мирового судьи судебного участка N 104 Лотошинского судебного района (Московская область) от 7 июня 2017 г. по делу N 5-345/2017 рассматривалась передача лимитов в связи с передачей полномочий в течение года.

В соответствии с решениями совета депутатов администрации муниципального района были переданы отдельные бюджетные полномочия сельского поселения: по составлению и рассмотрению проекта бюджета, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, составлению отчета об исполнении бюджета сельского поселения. Срок осуществления переданных полномочий - с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Непосредственное исполнение передаваемых полномочий со стороны муниципального района осуществляло Финансово-экономическое управление администрации.

В соответствии с одним из пунктов заключенного соглашения муниципальный район был обязан разработать и утвердить порядок взаимодействия с сельским поселением при осуществлении переданных полномочий. Постановлением главы муниципального района был утвержден соответствующий порядок взаимодействия. В соответствии с ним финансово-экономическое управление администрации муниципального района в части исполнения бюджета поселения:

Таким образом, распределение и доведение ЛБО до ГРБС сельского поселения входит в перечень функций финансово-экономического управления администрации.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете (ст. 217 БК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 217 БК РФ порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи предусматривается утверждение ее показателей и ЛБО по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов либо группам видов расходов классификации расходов бюджетов.

В соответствии с п. 1 ст. 219.1 БК РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей ГРБС, включая внесение в них изменений, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Постановлением главы муниципального района был утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района.

В соответствии с ним в течение 15 дней со дня утверждения бюджета осуществляется составление годовой бюджетной росписи по ГРБС.

В течение 5 дней со дня утверждения росписи финансово-экономическое управление администрации муниципального района доводит до ГРБС бюджетные ассигнования в форме уведомлений.

Управлением администрации муниципального района в течение 20 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения не были утверждены и доведены до ГРБС - администрации сельского поселения уведомления о бюджетных ассигнованиях, уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования. Это является нарушением статей 217, 219.1 БК РФ и порядка взаимодействия с момента передачи отдельных полномочий по исполнению бюджета сельского поселения.

На основании изложенного начальник финансово-экономического управления администрации муниципального района был признан виновным в административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 КоАП РФ.

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант