Мудрый Экономист

Обновленный расчет по страховым взносам "на травматизм"

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 10

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ <1> страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по страховым взносам (по форме 4 - ФСС). Начиная с отчетности за девять месяцев 2017 года расчет подается по обновленной форме с учетом поправок, внесенных Приказом ФСС РФ от 07.06.2017 N 275 (Информация ФСС РФ от 30.06.2017). О том, что изменилось и на какие нюансы следует обратить внимание, расскажем в статье.

<1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Состав отчетной формы

Расчет по страховым взносам "на травматизм" за девять месяцев 2017 года представляется по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381, с учетом изменений, внесенных Приказом ФСС РФ N 275.

В соответствии с Приказом ФСС РФ N 381 форма расчета содержит титульный лист и шесть таблиц.

Номер таблицы

Наименование таблицы

1

Расчет базы для начисления страховых взносов

1.1

Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями, указанными в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

2

Расчет по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

3

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

4

Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде

5

Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года

В соответствии с п. 2 Порядка заполнения формы 4 - ФСС, утвержденного Приказом ФСС РФ N 381 (далее - Порядок N 381), титульный лист, таблицы 1, 2 и 5 формы расчета являются обязательными для представления всеми страхователями.

В случае отсутствия показателей для заполнения таблиц 1.1, 3 и 4 они не заполняются и не представляются.

Сроки и порядок подачи отчета

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ расчет 4 - ФСС представляется в территориальный орган ФСС по месту регистрации бюджетного учреждения в следующие сроки:

Технология приема расчетов страхователей по форме 4 - ФСС утверждена Приказом ФСС РФ от 09.03.2017 N 83.

Напомним, что за непредставление расчета 4 - ФСС в установленном порядке ст. 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена ответственность:

Заполнение титульного листа

Титульный лист заполняется в обычном порядке. Как и ранее, в нем отражается информация об организации, приводятся сведения о наименовании учреждения с указанием ИНН, КПП, ОГРН, кода вида деятельности по ОКВЭД, почтовом адресе (п. 5.7 - 5.11, 5.13 Порядка N 381). Одним из новшеств, на которые следует обратить внимание, является проставление в соответствующем поле признака страхователя в зависимости от источника финансирования. Так, федеральные бюджетные учреждения должны указать код "1" (финансирование из федерального бюджета), учреждения субъекта РФ - код "2" (финансирование из бюджета субъекта РФ). Муниципальные учреждения в данном поле проставляют код "3". Если бюджетные организации получают смешанное финансирование, в этом поле следует отразить код "4".

Кроме перечисленной информации на титульном листе фиксируются (п. 5.14 Порядка N 381):

Примечание. Среднесписочная численность работников рассчитывается в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 N 498 (вступил в силу 01.01.2017).

Достоверность и полнота поданных сведений подтверждаются подписью страхователя или его представителя либо правопреемником, заверяются печатью с указанием даты подачи отчета. При направлении расчета по почте приводится дата отправки почтового отправления (п. 5.17 Порядка N 381).

Заполнение таблиц 1, 2 и 5

Далее обозначим основные нюансы заполнения обязательных таблиц расчета по страховым взносам "на травматизм".

Номер таблицы

Отражаемые сведения

1

В данной таблице страхователь должен отразить следующую информацию о выплатах, произведенных в пользу работников, с указанием размера тарифа (п. 7.1 - 7.9 Порядка N 381):

  1. сумма выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в пользу работников организации (строка 1), с детализацией на выплаты, на которые страховые взносы не начисляются (строка 2), и выплаты, которые производятся в пользу работающих инвалидов (строка 4);
  2. размер страхового тарифа, устанавливаемый в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится плательщик страховых взносов (страхователь) (строка 5);
  3. скидка к страховому тарифу (строка 6), надбавка к страховому тарифу (строки 7 и 8);
  4. размер страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) в процентах (строка 9)

2

В таблице 2 отражается состояние расчетов с ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с п. 11.9, 11.10 Порядка N 381 строки 9 и 12 таблицы 2 детализируют информацию по задолженности за территориальным органом ФСС. Так, по строке 9 отображаются суммы задолженности, образовавшейся за счет превышения произведенных расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний над суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС.

По строке 12 показываются суммы задолженности, образовавшейся за счет излишне уплаченных страхователем сумм страховых взносов. Заметим, что показатель строки 12 должен быть равен показателю строки 9 отчета за предыдущий расчетный период (п. 11.11 Порядка N 381).

В строках 1 и 19 раскрывается информация о задолженности страхователя на начало и конец расчетного периода (п. 11.1, 11.16 Порядка N 381). Суммы не принятых к зачету расходов по актам выездных и камеральных проверок территориального органа ФСС за прошлые расчетные периоды отражаются по строке 4 (п. 11.4 Порядка N 381).

По строке 5 приводится сумма страховых взносов, начисленная за прошлые расчетные периоды страхователем, подлежащая уплате в территориальный орган ФСС (п. 11.5 Порядка N 381).

По строке 6 отражаются суммы, полученные от территориального органа фонда на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленных страховых взносов (п. 11.6 Порядка N 381).

При заполнении таблицы 2 следует обратить внимание на новые строки (1.1 и 14.1), введенные Приказом ФСС РФ N 275. Их заполняют страхователи-правопреемники и организации, в состав которых входили такие обособленные подразделения. По данным строкам отражаются:

  • сумма задолженности реорганизованного страхователя и (или) снятого с учета обособленного подразделения перед территориальным органом ФСС (строка 1.1);
  • сведения о задолженности территориального органа ФСС перед реорганизованным страхователем и (или) снятым с учета обособленным подразделением (строка 14.1)

5

В данной таблице указываются сведения о проведении специальной оценки условий труда. По строке 1 в графе 3 отражаются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась ли на них такая оценка (п. 14.1 Порядка N 381).

По строке 1 в графах 4 - 6 показываются сведения о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к местам с вредными и опасными условиями труда, содержащиеся в отчете о проведении этой оценки. Если такая оценка страхователем не проводилась, в графах 4 - 6 ставится ноль ("0"). По строке 2 в графах 7 - 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры (п. 14.2 Порядка N 381). Данные графы заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников, и сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год

Заполнение таблиц 3 и 4

Скажем несколько слов о заполнении таблиц 3 и 4. Необходимость отражения показателей в таблице 3 возникает, если у бюджетного учреждения есть расходы, осуществляемые за счет страховых взносов "на травматизм" (например, выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, приобретены средства индивидуальной защиты для работников, аптечки для оказания первой помощи, проведена специальная оценка условий труда).

Для справки. Порядок отражения операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в счет начисляемых страховых взносов "на травматизм" представлен в Письмах Минфина России от 29.12.2016 N 02-07-10/79030, от 23.12.2016 N 02-07-10/77807.

При заполнении таблицы 3 необходимо руководствоваться правилами, изложенными в п. 12.1 - 12.6 Порядка N 381.

Номер строки

Отражаемая информация

1, 4, 7

По данным строкам показываются расходы, произведенные страхователем в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, из них:

  • по строкам 2, 5 - расходы, произведенные страхователем пострадавшим, работающим по внешнему совместительству;
  • по строкам 3, 6, 8 - расходы, произведенные страхователем, пострадавшим в другой организации

9

По этой строке приводятся расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Данные расходы осуществляются в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (п. 12.2 Порядка N 381)

10

Эта строка является контрольной. В ней показывается сумма показателей строк 1, 4, 7, 9

11

По данной строке справочно отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством РФ срок выплаты

Таблица 4 тесно связана с таблицей 3. В данной таблице приводится численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями. При заполнении таблицы 4 (п. 13 Порядка N 381):

При заполнении строк 1 - 3 на основании актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 и актов о случаях профессиональных заболеваний следует учитывать страховые случаи за отчетный период по дате проведения экспертизы по проверке наступления страхового случая.

Рассмотрим пример заполнения таблиц 3 и 4.

Пример. В бюджетном учреждении, не являющемся участником пилотного проекта, за девять месяцев 2017 года были начислены страховые взносы "на травматизм" в сумме 34 853 руб. Кроме того, были произведены следующие расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

По согласованию с ФСС был произведен зачет расходов на проведение специальной оценки условий труда в счет уплаты страховых взносов "на травматизм".

Расходы были отражены по коду вида финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность".

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены страховые взносы "на травматизм"

2 109 60 213

2 303 06 730

34 853

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

2 303 06 830

2 302 13 730

15 600

Удержан НДФЛ

(15 600 руб. x 13%)

2 302 13 830

2 303 01 730

2 028

Выплачено пособие по временной нетрудоспособности из кассы организации

(15 600 - 2 028) руб.

2 302 13 830

2 201 34 610

18

13 572

Начислены отпускные в связи с санаторно-курортным лечением <*>

2 303 13 830

2 302 13 730

23 400

Удержан НДФЛ

(23 400 руб. x 13%)



2 302 13 830

2 303 01 730

3 042

Выплачены отпускные из кассы учреждения

(23 400 - 3 042) руб.

2 302 13 830

2 201 34 610



20 358

Проведена специальная оценка условий труда

2 109 60 226

2 302 26 730

16 300

Оплачены расходы на проведение специальной оценки условий труда

2 302 26 830



2 201 11 610

18

16 300

Начислена компенсация затрат по проведению специальной оценки условий труда

2 209 30 560

2 401 10 130



16 300

Произведен зачет расходов в рамках производственного травматизма

2 303 06 830

2 209 30 660

16 300

<*> Если работник имеет право на лечение в связи с произошедшим с ним несчастным случаем на производстве, согласно п. 10 ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ организация обязана предоставить сотруднику, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. При этом оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного законодательством РФ) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков. Кроме того, оплата такого отпуска производится страхователем и засчитывается в счет уплаты страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 и 32 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286).

Таблицы 3 и 4 будут заполнены следующим образом.

                                                                  Таблица 3
РАСХОДЫ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(руб. коп.)

Наименование статей расходов

Код строки

Количество дней

Сумма

Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве, всего

25

15 600,00



из них:

по внешнему совместительству

пострадавшим в другой организации

Пособия по временной нетрудоспособности в связи с профессиональными заболеваниями, всего

из них:

по внешнему совместительству

пострадавшим в другой организации

Оплата отпуска для санаторно-курортного лечения застрахованным (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации)

14

23 400,00

из них:

пострадавшим в другой организации

Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний

16 300,00

Всего расходов (сумма строк 1, 4, 7, 9)

10

55 300,00

Справочно: начисленные и невыплаченные пособия

11

                                                                  Таблица 4
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТРАДАВШИХ (ЗАСТРАХОВАННЫХ)
В СВЯЗИ СО СТРАХОВЫМИ СЛУЧАЯМИ В ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ

Наименование показателя

Код строки

Численность пострадавших человек

По несчастным случаям, всего

из них:

со смертельным исходом

По профессиональным заболеваниям

Всего пострадавших (сумма строк 1, 3)

в том числе:

пострадавших (застрахованных) по случаям, закончившимся только временной нетрудоспособностью

Заполнение расчета 4 - ФСС участником пилотного проекта

01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 N 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплате работникам пособий напрямую из ФСС продлен до 31.12.2019. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвуют 59 субъектов РФ. Для участников пилотного проекта Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 N 114 утверждены Особенности заполнения формы 4 - ФСС.

Страхователи, являющиеся участниками пилотного проекта на 01.01.2017:

Страхователи, которые присоединились к пилотному проекту с 01.07.2017, при заполнении расчета 4 - ФСС должны учесть следующие нюансы:

Представление уточненных расчетов

На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, страхователь обязан внести необходимые изменения в расчет и представить его в территориальный орган ФСС.

Если обнаруженные ошибки не приводят к занижению суммы страховых взносов, страхователь вправе внести в расчет поправки и подать в территориальный орган ФСС уточненный расчет. При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается переданным с нарушением срока (п. 1.2 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ).

Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в территориальный орган ФСС до истечения срока подачи расчета, он считается переданным в день направления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 1.3 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ).

В случае представления уточненного расчета после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов страхователь освобождается от ответственности (п. 1.4 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ):

  1. при представлении уточненного расчета до момента, когда страхователь узнал об обнаружении территориальным органом ФСС факта неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо назначении выездной проверки за данный период при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
  2. при представлении уточненного расчета после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Заметим, что уточненный расчет подается по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. расчет по форме 4 - ФСС за девять месяцев должен быть представлен по обновленной форме в электронном виде 25.10.2017, а на бумаге - 20.10.2017;
  2. на титульном листе отчета бюджетное учреждение должно указать вид получаемого финансирования;
  3. если бюджетное учреждение является правопреемником реорганизованной организации, при заполнении таблицы 2 необходимо заполнить строки 1.1 и 14.1, указав в них:

М. Зарипова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"