Мудрый Экономист

Контрактная система: 2017, сентябрь

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 10

Изменения в законодательстве

Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

Штрафы нерадивым исполнителям контракта будут зависеть от его цены

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, вступающее в силу взамен Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, устанавливает дифференцированный размер штрафа за ненадлежащее исполнение контракта в зависимости от его цены.

В зависимость от цены ставится размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (исключение - просрочка исполнения обязательств); за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки их исполнения, в том числе гарантийного обязательства).

С ценой контракта соотносится и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком контрактного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения указанного обязательства.

За игнорирование поставщиком условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства определен штраф в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом.

Однако общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) поставщику не может превышать цену контракта.

Новый запрет на допуск импорта - мебель и продукция деревообработки

Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 устанавливает с 01.12.2017 по 01.12.2019 запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (перечень таких товаров - в приложении к Постановлению). Определено, что запрет не действует, если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а кроме того, есть ряд других исключений.

Введено дополнительное требование к участникам закупок касательно использования при производстве товаров из российских или "ЕАЭС'овских" материалов или полуфабрикатов.

Изменения в закупке медизделий из ПВХ-пластиков

Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 утверждены Правила отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах проекты по расширению производства отечественных медизделий из ПВХ-пластиков (далее - ПВХ-изделия) в целях их закупки для госнужд. Отбор проводится для реализации проектов по расширению или локализации производства отечественных медизделий и замещения их иностранных аналогов, в отношении которых установлены ограничения допуска для госзакупок, по Перечню таких изделий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 968.

Минпромторгом определены критерии отбора организаций. Сведения о них размещаются в Реестре поставщиков медизделий на официальном сайте министерства, а также в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

В свою очередь, Постановление N 968 устанавливает, что для закупок медизделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке данных медизделий, при условии, что на участие подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения или документации о закупке заявки, которая одновременно:

Для закупок медизделий из Перечня документация о закупке должна содержать начальные (максимальные) цены, рассчитанные в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом совместно с Минпромторгом.

Рекомендации и разъяснения

В данном разделе ознакомимся с рекомендациями регуляторов контрактной системы.

О проверках при электронном аукционе

Минфин и ФАС в Письме N 24-04-06/55025, N РП/59080/17 от 25.08.2017 разъясняют особенности регионального и муниципального контроля при проведении электронного аукциона.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня. Контрольный орган муниципального уровня уполномочен проводить внеплановые проверки закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, регионального уровня - для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта, федерального уровня - для любых нужд.

Однако при проведении электронного аукциона контроль заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций осуществляется только ФАС (ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе <1>). Напомним, что электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения и заканчивается заключением контракта. Именно в этот период действуют исключительные полномочия ФАС в отношении вышеперечисленных субъектов контроля.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, контрольные органы регионального и муниципального уровня не имеют права проводить плановые и внеплановые проверки указанных субъектов контроля, даже если аукцион проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципалитета. Однако это не означает, что они вообще не имеют права проверять действия субъектов контроля при закупке, проводимой в форме электронного аукциона. Контрольные мероприятия допускаются, но до начала такого аукциона (то есть до размещения извещения о его проведении) и по его завершении (после заключения контракта). Обратите внимание, что могут быть проверены и действия, совершенные в период проведения электронного аукциона.

Но что же делать контрольным органам нефедерального уровня, получившим информацию о нарушениях законодательства при проведении электронного аукциона в период его проведения - например, при поступлении сигнала от общественного контролера? Проводить самостоятельно внеплановую проверку нельзя. Минфин и ФАС разъясняют, что в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства РФ о контрактной системе такая информация должна быть передана в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок (максимум семь дней).

Итак, осуществлять любые виды проверок в отношении участников электронного аукциона в период его проведения региональные и муниципальные контролеры не могут, но реагировать на выявленные нарушения путем передачи информации своим "федеральным коллегам" обязаны.

Разъяснения о размещении информации в ЕИС

Согласно Разъяснениям Федерального казначейства от 17.08.2017 при размещении информации в ЕИС достаточно указать сведения, установленные Порядком формирования информации <2>. Прикрепление копий платежных поручений не требуется.

<2> Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Приказом Минфина РФ от 24.11.2014 N 136н.

При информировании об исполнении контракта, в том числе о его оплате, первоначально прописываются сведения о приемке товара, работы, услуги (реквизиты документов, количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги с указанием допущенных нарушений и т.д.). После оплаты контракта (или отдельных этапов его исполнения) размещается информация об оплате, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено.

Чем текущий ремонт отличается от капитального?

Минстрой в Письме от 03.07.2017 N 29521-ОГ/04 разъяснил содержащиеся в нормативных документах понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (ОКС) - замена или восстановление строительных конструкций ОКС или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения ОКС или их элементов, замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций элементы, или восстановление указанных элементов (ч. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).

Определение текущего ремонта приводится в Пособии по ремонту жилфонда <3>: ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

<3> Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утв. Госстроем РФ.

Судебная практика

Подготовлен Обзор судебной практики <4> применения Закона о контрактной системе, где рассмотрены 42 правовые позиции по конкретным ситуациям.

<4> Утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017.

Должен ли участник подтверждать страну происхождения поставляемого товара? Если да, то как и в каких случаях? Разберем пример.

Заказчик потребовал от участника аукциона представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Участник представил декларацию за собственной подписью, где было указано, что поставляемый товар произведен в Российской Федерации. Иные документы (их копии), позволяющие определить страну происхождения предлагаемых товаров, в составе заявки отсутствовали. Заявка была отклонена.

Антимонопольный орган решил, что заказчик нарушил ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе - необоснованно отклонил заявку. Однако суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону заказчика, признав, что декларация не является допустимым доказательством, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. То есть требование заказчика о представлении подтверждающего документа сомнению не подвергалось, но качество представленного документа суд не устроило.

А вот арбитражный суд отменил решения своих коллег, руководствуясь следующим. В силу п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчик до получения товара не вправе требовать представления документов, которые в соответствии с законодательством РФ передаются вместе с товаром. О том, какие именно документы передаются продавцом вместе с товаром, говорится в п. 2 ст. 456 ГК РФ, и там не предусмотрена передача покупателю документальных подтверждений страны происхождения товара.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение предыдущих судов. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе Правительство РФ может устанавливать запрет на допуск определенных иностранных товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Закупаемый товар как раз подпадал под действие одного из таких запретов - он предназначался для нужд обороны страны и безопасности государства <5>. Поскольку в отношении предмета аукциона действовал запрет, участники должны были подтвердить страну его происхождения, например представив сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ <6> по форме СТ-1.

<5> Запрет и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства был установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1576.
<6> Утверждены Соглашением, заключенным в Ялте 20.11.2009. Форма СТ-1 приведена в приложении 2 к документу.

М.Г. Гусев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"