Мудрый Экономист

Оборудование санузла для инвалидов

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 10

Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для предоставления инвалидам равного доступа к использованию услуг автономных учреждений. Требования по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, учреждениям закреплены в действующих нормативных правовых актах. В рамках соблюдения норм законодательства у автономного учреждения может возникнуть необходимость оборудовать санузел для инвалидов.

Право или обязанность?

Не для всех автономных учреждений оборудование санузла для инвалидов является обязанностью. Общие правила по данному вопросу содержатся в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр.

Согласно ст. 15 Закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Имеются в виду жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации, места отдыха и предоставляемые в них услуги.

В соответствии с п. 8.6.1 СП 59.13330.2016 для инвалидов следует делать доступными помещения зрительского комплекса: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, фойе, буфеты, коридоры и кулуары перед зрительным залом. Согласно заданию на проектирование для инвалидов должны быть доступны следующие помещения исполнительского комплекса: эстрада, сцена, артистические уборные, вестибюль, буфет, санузлы, кулуары и коридоры. Таким образом, данная норма прямо распространена на здания и помещения зрелищного, культурно-просветительного назначения.

Помимо этого руководству автономного учреждения нужно принимать во внимание рекомендации учредителя по данному вопросу.

Например, Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок N 1309). Данный Порядок распространяется на образовательные учреждения, подведомственные Минобрнауки, и устанавливает правила обеспечения доступности для инвалидов объектов учреждений (зданий, строений, сооружений и помещений) и образовательных услуг (п. 1 Порядка N 1309).

Согласно п. 3 Порядка N 1309 руководители образовательных учреждений обязаны обеспечить создание инвалидам условий доступности объектов. Причем речь идет не только о новых и реконструируемых, но и о действующих зданиях образовательных учреждений.

Если обязанность автономного учреждения оборудовать санузел для инвалидов установлена нормативными актами, но учреждением не выполнена, руководителя учреждения или саму организацию могут привлечь к административной ответственности. Причем анализ судебной практики подтверждает, что избежать штрафа может быть трудно.

Так, по материалам одного из дел судом не был признан в качестве обстоятельства, исключающего ответственность, тот факт, что автономное учреждение не являлось собственником соответствующего здания, средства учредителем на оборудование санузла не выделялись, за счет собственных средств учреждения оплатить данные расходы возможности не было (см. Решение по административному делу Мирового судьи судебного участка N 3 г. Балаково Саратовской области от 17.05.2013 по делу N 5-190/2013).

Реконструкция или ремонт?

Достаточно часто у специалистов автономных учреждений возникают вопросы о разграничении понятий "капитальный ремонт" и "реконструкция объектов основных средств". Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания (в отличие от ремонта) увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

Общие критерии, позволяющие разграничить рассматриваемые понятия, сводятся к следующему. Капитальный ремонт, как и текущий, проводят для того, чтобы имущество можно было продолжать эксплуатировать. При ремонте устраняют неисправности, заменяют изношенные детали (см., например, Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289). Реконструкцию проводят, чтобы принципиально улучшить характеристики имущества. Таким образом, в случае оборудования дополнительного санузла для инвалидов о ремонте говорить некорректно. Стоимость работ увеличит первоначальную стоимость здания, в котором будет расположен санузел.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н расходы на проведение реконструкции здания, в том числе обустройство санузла для инвалидов, следует отражать по виду расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" и относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Пример. Автономному учреждению открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства. Учреждение заключило договор со сторонней организацией на выполнение работ по обустройству в здании учреждения санузла для инвалидов. Согласно условиям договора стоимость работ составляет 200 000 руб. (в том числе НДС). Оплата производится за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений. Договором предусмотрена предоплата в размере 10%.

Бухгалтер отразил в учете следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Уплачен аванс подрядчику

XXXX0000000000

407 6 206 31 000

XXXX0000000000

000 6 201 11 000

Забалансовый счет 18

20 000

Приняты к учету работы по реконструкции

XXXX0000000000

407 6 106 11 000

XXXX0000000000

407 6 302 31 000

200 000

Зачтена сумма аванса

XXXX0000000000

407 6 302 31 000

XXXX0000000000

407 6 206 31 000

20 000

Погашена задолженность перед подрядчиком

XXXX0000000000

407 6 302 31 000

XXXX0000000000

000 6 201 11 000

Забалансовый счет 18

180 000

Расходы на содержание здания оплачиваются учреждением в рамках государственного задания. Поэтому произведенные вложения переносятся с кода вида финансового обеспечения 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений на код вида финансового обеспечения 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражен перевод суммы вложений с КВФО 6

XXXX0000000000

407 6 304 06 000

XXXX0000000000

407 6 106 11 000

200 000

Принята сумма вложений по КВФО 4

XXXX0000000000

407 4 106 11 000

XXXX0000000000

407 4 304 06 000

200 000

Отнесены затраты по реконструкции здания на увеличение его первоначальной стоимости

XXXX0000000000

000 4 101 12 000

XXXX0000000000

407 4 106 11 000

200 000

Основные средства или материальные запасы?

Обустройство санузла требует также приобретения сантехники. Довольно распространенной ошибкой специалистов бухгалтерских служб автономных учреждений является неверное отнесение объектов имущества к группам нефинансовых активов (ошибочное включение в состав материальных запасов тех объектов, которые следует включать в категорию основных средств, и наоборот).

Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст с 1 января 2017 года введен в действие новый ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (ОКОФ). В связи с изменением нормативного регулирования у бухгалтерских работников могут возникнуть затруднения при оформлении хозяйственных отношений.

Например, на протяжении достаточно долгого времени элементы сантехники учитывались в составе основных средств. Поясним сказанное примером из практики проверок. Положением об учетной политике учреждения был определен перечень материальных ценностей со сроком использования менее 12 месяцев, принимаемых к учету в составе материальных запасов, в том числе раковина. Однако данный вариант организации учета проверяющие расценили как нарушение, ведь нормы ОКОФ не позволяли относить раковины к материальным запасам (см. Электронный информационный бюллетень совета Контрольно-счетных органов Томской области N 1, март 2014, размещенный на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Томской области audit.tomsk.ru, меню "Деятельность КСП - Официальное издание Контрольно-счетной палаты Томской области").

В настоящее время подход к квалификации рассматриваемых объектов имущества изменен. В соответствии с Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены Прямой и Обратный переходные ключи между ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008). Согласно данному Приказу раковины, бачки смывные, а также чаши туалетов напольные теперь к категории основных фондов не отнесены.

Согласно п. 117 Инструкции N 157н <1> объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В данном случае может возникнуть вопрос: учитывать раковины и чаши туалетов на счете 105 04 000 "Строительные материалы" или на счете 105 06 000 "Прочие материальные запасы"?

Из п. 118 Инструкции N 157н следует, что на счете 105 04 000 отражается оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей этого оборудования. На наш взгляд, на основании данной нормы более обоснованным является применение счета 105 04 000, а не 105 06 000.

Н. Фимина

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"