Мудрый Экономист

О специальной оценке условий труда медицинских работников

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 10

В соответствии со ст. 212 ТК РФ медицинские учреждения обязаны проводить специальную оценку условий труда своих работников согласно требованиям Закона об оценке условий труда <1>. Специальная оценка условий труда проводится в порядке, предусмотренном Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика N 33н). Необходимо отметить, что в некоторых случаях помимо упомянутого Закона при проведении такой оценки следует руководствоваться особенностями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для медицинских учреждений эти особенности определены Приказом N 250н <2>. Приказом N 544н <3> в Приказ N 250н внесен ряд изменений, устанавливающих особенности проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами.

<1> Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
<2> Приказ Минтруда России от 24.04.2015 N 250н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда".
<3> Приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 544н "О внесении изменений в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 250н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда".

Общие положения о проведении спецоценки

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке условий труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Необходимо отметить, что спецоценка условий труда может не проводиться в отношении:

  1. рабочих мест, касательно которых до 01.01.2014 проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В отношении таких рабочих мест специальная оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с момента проведения аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона об оценке условий труда);
  2. надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Все иные рабочие места подлежат специальной оценке.

Примечание. В силу Закона об оценке условий труда такой оценке подлежат все рабочие места в учреждении.

К сведению. В отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона об оценке условий труда, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018.

Также нужно учитывать, что спецоценка в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 7 ст. 9 Закона об оценке условий труда, должна проводиться с учетом особенностей, установленных законодательством. К названным рабочим местам, в частности, относятся рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе специальной оценки.

Согласно внесенным изменениям специальная оценка условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских работников и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, осуществляется в соответствии с Методикой N 33н с учетом особенностей, установленных Приказом N 250н.

Необходимо отметить, что данные особенности должны применяться при проведении специальной оценки на рабочих местах, расположенных:

Особенности трудовой деятельности

Согласно п. 2 Приложения 5 к Приказу N 250н к особенностям трудовой деятельности, обусловливающим особое воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, установленных указанным Приказом, относятся:

Особенности проведения спецоценки

Проведение специальной оценки включает в себя следующие этапы:

Приказом N 544н установлено, что обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

В ходе проведения исследований (испытаний) и измерений биологического фактора на рабочих местах эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в обязательном порядке должен учесть статистические данные об имеющихся (имевшихся) инфекционных заболеваниях у лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или в отношении которых осуществляется обслуживание, и предложения работников (при наличии).

Обратите внимание! Не допускается осуществление идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов непосредственно на рабочих местах в присутствии лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или в отношении которых осуществляется обслуживание.

При отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах дополнительно оценивается их травмоопасность. При этом эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в ее проведении на рабочих местах, должны осуществлять деятельность по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя (п. 2 Приложения 5 к Приказу N 250н).

Результаты оценки травмоопасности рабочих мест оформляются в виде протокола, который подписывается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, членами комиссии по ее проведению и ее председателем. В случае отнесения условий труда по результатам оценки травмоопасности рабочих мест к опасному классу итоговый класс (подкласс) условий труда на таких рабочих местах повышается на одну степень.

В ходе проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах обязательному исследованию (испытанию) и измерению подлежит напряженность трудового процесса по числу выполняемых работником или группой работников в течение рабочего дня (смены):

Согласно п. 12 Приложения 5 к Приказу N 250н в случае выполнения на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) от одной до пяти опасных процедур либо одной особо опасной процедуры условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу выполняемых в течение рабочего дня (смены) опасных и (или) особо опасных процедур относятся к подклассу 3.1 вредных условий труда.

В свою очередь, в случае выполнения на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) более пяти опасных процедур либо более одной особо опасной процедуры условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу выполняемых в течение рабочего дня (смены) опасных и (или) особо опасных процедур относятся к подклассу 3.2 вредных условий труда.

Типовые нарушения при проведении спецоценки

В данном разделе статьи разберем наиболее распространенные нарушения, допускаемые учреждениями при проведении специальной оценки условий труда. Напомним, что контроль соблюдения законодательства о специальной оценке осуществляет Роструд. К таким нарушениям относятся:

  1. Непроведение специальной оценки условий труда. Как мы уже отмечали, спецоценка должна осуществляться не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке условий труда.

К сведению. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Следовательно, проверяющие обязательно посмотрят на дату составления отчета.

  1. Непроведение внеплановой специальной оценки. Особенности и сроки ее проведения установлены в ст. 17 Закона об оценке условий труда.
  2. Отсутствие отчета о проведении специальной оценки. Результаты специальной оценки оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку. Он подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем.
  3. Нарушения при организации спецоценки. Для организации и проведения специальной оценки условий труда в учреждении должна быть сформирована комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утвержден график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию обязан возглавить либо сам руководитель учреждения, либо его представитель (например, один из заместителей).

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Примечание. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона об оценке условий труда комиссия до начала выполнения работ по проведению спецоценки утверждает перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Отсутствие подписанного комиссией и утвержденного ее председателем перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, является достаточно частым нарушением.

В силу ч. 7 ст. 12 Закона об оценке условий труда в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля условий труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении спецоценки принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей спецоценку.

  1. Отсутствие протокола о невозможности проведения измерений и отнесении класса условий труда к опасному в случае наличия рабочих мест, на которых класс условий труда отнесен к опасному без проведения измерений. Согласно ч. 9 ст. 12 Закона об оценке условий труда комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц.

Примечание. Условия труда на данных рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений.

Это решение должно быть оформлено протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия такого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанный отчет должен быть направлен в территориальный орган Роструда по месту нахождения работодателя не позднее десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

  1. В учреждении отсутствуют чек и уведомление об отправлении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес организации, проводившей специальную оценку, копии отчета в течение трех рабочих дней с даты его утверждения либо подтверждение отправления копии отчета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в течение трех рабочих дней с даты утверждения отчета. Напомним, что при наличии в отчете о проведении спецоценки сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (ч. 5.1 ст. 15 Закона об оценке условий труда).
  2. Согласно ч. 6 ст. 15 Закона об оценке условий труда работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, о государственной и иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в Интернете (при его наличии) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Отсутствие на сайте таких данных является нарушением.
  3. В учреждении отсутствует план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущий год, содержащий мероприятия, указанные в плане мероприятий, рекомендованных при проведении специальной оценки (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона об оценке условий труда).
  4. Работники не ознакомлены с результатами оценки. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
  5. Ошибки, связанные с декларированием соответствия условий труда. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона об оценке условий труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона об оценке условий труда, учреждение подает в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Примечание. Декларация должна быть оформлена в порядке, установленном Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

Данная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.

Отметим, что дата подачи декларации не должна быть позднее даты утверждения отчета о проведении специальной оценки более чем на 30 рабочих дней.

По истечении пятилетнего срока и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, поименованных в ч. 5 ст. 11 Закона об оценке условий труда, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

* * *

В заключение напомним, что в силу ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение медицинским учреждением установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на само учреждение - от 60 000 до 80 000 руб.

А. Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"