Мудрый Экономист

Подключаемся к системе "электронный бюджет"

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 11

Органы власти и "федералы" уже осваивают государственную информационную систему "Электронный бюджет". В скором времени в ней будут работать в обязательном порядке региональные и муниципальные бюджетные учреждения. Как это произойдет и к чему следует быть готовыми?

Основой "Электронного бюджета" ("ЭБ") должно стать единое информационное пространство, которое сейчас активно формируется. Именно в данной среде применение информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами будет максимально эффективным, поскольку они начнут функционировать на "одном поле" - по единым законам, единым требованиям, не пересекаясь и используя эффект синергии.

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Концепция) <1> была разработана в 2011 году. Механизм функционирования системы закреплен в 2015 году соответствующим Положением <2>.

<1> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р.
<2> Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658.

Для бюджетных учреждений в системе есть свои важные сервисы. Например, в электронной форме в системе существует и Реестр контрактов и договоров, заключенных заказчиками <3>. Здесь также ведутся общероссийские перечни государственных и муниципальных услуг <4>, теперь являющиеся базовыми для формирования госзаданий.

<3> Порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132.
<4> Правила формирования, ведения и утверждения общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, Правила формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1043.

Из каких элементов состоит система "ЭБ"?

Состав системы "Электронный бюджет":

Доступ к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет", обеспечивается через единый портал бюджетной системы РФ <5>.

<5> Создан в соответствии с требованиями ст. 241.2 БК РФ.

Бюджетное учреждение: его место в системе

Бюджетное учреждение является участником системы "ЭБ", причем выступающим и в качестве пользователя, и в качестве субъекта <6>. Последнее предполагает информационное встраивание в данную систему, поскольку субъектами системы являются участники, которые функционируют в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются.

<6> Подпункт "в" п. 17, п. 21 Положения.

С 2017 года в системе "Электронный бюджет" работают "федералы" - традиционные "первопроходцы" всех начинаний. Рано или поздно в систему будут втянуты учреждения всех уровней. Среди целевых показателей развития системы в разд. 2 Концепции, в частности, указано, что к 2020 году:

  1. возможность доступа к работе в системе "ЭБ" будет обеспечена всем субъектам РФ и 50% муниципальных образований;
  2. минимум в 20 субъектах РФ подведомственные организации:

Примечание. На местах предстоит провести работу по объединению разрозненных по задачам информационных систем в единый механизм взаимодействия.

Именно на основании Концепции регионы и муниципальные образования разрабатывают собственные системы управления государственными (муниципальными) финансами - рекомендация Правительства РФ. Потому, несмотря на территориальную привязку, алгоритм действий по внедрению и налаживанию работы таких систем, пакет основных документов, которые для этого потребуются, будет общим для всех субъектов РФ и муниципальных образований. Системы субъектов РФ и муниципальных образований тоже войдут в информационную среду "Электронного бюджета".

Катализатором активности работы с системой "ЭБ" выступают и территориальные стратегии развития, которые, как правило, включают задачу повышения эффективности бюджетных процессов. Повышение невозможно без развития информационной системы управления общественными финансами, которая, в свою очередь, неотделима от "Электронного бюджета".

При создании и развитии системы "Электронный бюджет" применяется гибридный подход - гибкое сочетание централизации управления и делегирования обработки данных. То есть данные вводятся и используются различными субъектами системы, но вводятся по общему стандарту, по единым требованиям, не дублируясь и не противореча друг другу.

Существует практика работы субъектов РФ и муниципальных образований в системе "Электронный бюджет" по правилам, разработанным для "федералов". Это и пилотные регионы - например, Челябинская, Тюменская, Новгородская области, Республика Коми. На местах к новым требованиям приспосабливаются постепенно. Вначале органы власти на себе осваивают возможности некоторых подсистем, затем внедряют их в подведомственных учреждениях с последующей интеграцией в региональный сегмент "Электронного бюджета". Так, согласно проекту по централизации учета и отчетности в Вологодской области в 2017 году система будет внедрена в 166 госучреждениях области, на следующий год запланировано внедрение в 67 госучреждениях сферы здравоохранения, финансируемых за счет средств ОМС, а следующий этап - интеграция в региональный сегмент "Электронного бюджета" наряду с интеграцией с ФИС "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ".

Рано или поздно работать в системе "Электронный бюджет" или интегрированной с ним местной информационной системе будут все бюджетные учреждения.

Подключение к системе "Электронный бюджет"

Минфин в своих письмах неоднократно разъяснял процесс подключения к системе. Правда, разъяснения касались органов власти и федеральных учреждений. Но алгоритм подключения может быть применен на региональном и муниципальном уровнях. Разберем последовательность действий на основании рекомендаций, приведенных в письмах Минфина РФ от 08.04.2015 N 21-03-04/19786 и от 16.11.2015 N 21-10-07/65901.

Подготовка к подключению

  1. Определяем ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами системы "Электронный бюджет" и подключение пользователей, фиксируем его назначение изданием соответствующего документа (распоряжения, приказа).
  2. Определяем количество пользователей (сотрудников учреждения), которые будут работать с системой.
  3. Распределяем полномочия между пользователями системы "ЭБ": ввод данных; согласование; утверждение; просмотр. Впоследствии эти полномочия будут указаны в заявке на регистрацию лиц, работающих в системе.
  4. Оформляем согласие на обработку персональных данных для каждого потенциального пользователя системы. Образец такого согласия - в приложении 3 к Письму Минфина РФ N 21-03-04/19786). Обратите внимание, что согласие действительно, только если на нем стоит личная подпись сотрудника как субъекта персональных данных. Делается это в целях осуществления действий по подключению к компонентам системы "Электронный бюджет".
  5. Получаем квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого потенциального пользователя - чтобы электронный оборот был юридически значимым.

К сведению. Сертификат ключа проверки электронной подписи - документ, выданный удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Это как удостоверение личности.

Не путать с лицензионным ключом, который, в свою очередь, является инструментом для активации копии программного обеспечения, то есть предоставляет пользователю возможность работать с ПО. Это - возможность доступа к определенному ресурсу.

Требования к форме такого сертификата ключа проверки утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 N 795. Сертификаты ключа можно получить в удостоверяющем центре Федерального казначейства.

  1. На ответственное лицо оформляем доверенность на получение:

Форма доверенности приведена в приложении 5 к Письму Минфина РФ от 08.04.2015 N 21-03-04/19786. Документ с указанием срока его действия оформляется на бланке письма организации.

  1. Пишем заявку о выдаче СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ. В заявке должно быть указано количество лицензионных ключей - оно равно количеству пользователей, подключаемых к системе "Электронный бюджет". Форма этой заявки - в приложении 4 к Письму Минфина РФ N 21-03-04/19786. Заявка также оформляется на бланке письма организации.
  2. Формируем пакет документов и направляем его в орган Федерального казначейства (через сотрудника, ответственного за подключение пользователей):
<7> Форма журнала определена Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (приложение 2), утв. Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152.
  1. Получаем в органе Федерального казначейства запрашиваемое ПО, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы.
  2. Обеспечиваем соответствие автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей требованиям, указанным в приложении 1 к перечню мероприятий, которые необходимо выполнить федеральным органам государственной власти для подключения к компонентам системы "Электронный бюджет". Такой перечень приведен в уже известном нам Письме Минфина РФ N 21-03-04/19786. Требования касаются аппаратных характеристик АРМ пользователя, используемых операционных систем, веб-обозревателей и их версий, обязательного к установке ПО.
  3. Обеспечиваем информационную безопасность каждого АРМ, с которого осуществляется доступ к компонентам системы "Электронный бюджет". Такие требования перечислены в приложении 2 к вышеуказанному перечню мероприятий (см. Письмо Минфина РФ N 21-03-04/19786). Следует помнить, что защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех технологических этапах обработки информации, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.
  4. Подаем заявку на подключение к системе "ЭБ".

Как происходит подключение к системе?

Минфин в Письме от 16.11.2015 N 21-10-07/65901 разъяснил алгоритм подключения к системе, касающийся работников федеральных госучреждений.

Заявки на регистрацию руководителей федеральных госучреждений направляет в форме электронного документа в информационной системе в Минфин Федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ).

Руководители федеральных госучреждений, перечисленные в заявке на регистрацию, должны быть подключены к информационной системе не позднее трех рабочих дней с даты получения такой заявки. Они будут проинформированы о подключении письмом, отправленным на электронный адрес, указанный в заявке. Соответствующая информация о регистрации руководителей федеральных госучреждений направляется и в ФОИВ. То есть за регистрацию руководителя федерального госучреждения отвечает учредитель этого учреждения. Зарегистрированные руководители могут формировать заявки на регистрацию в системе своих сотрудников.

Формировать заявки на регистрацию уполномоченных лиц могут и руководители всех бюджетных и автономных учреждений, включенных в Сводный реестр <8>. Как следует из Письма Минфина РФ N 21-03-04/75209, данные полномочия обеспечены им автоматически, специально регистрироваться в системе для этого не требуется. Информация о предоставлении таких полномочий должна быть направлена на электронную почту учреждения, указанную в сведениях Сводного реестра.

<8> Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2014 N 163н.

Обратите внимание! Если в системе автоматически зарегистрирован старый руководитель, а необходимо передать полномочия новому, то для уточнения информации по зарегистрированным пользователям необходимо обратиться в вышестоящий орган, как следует из разъяснений, опубликованных на Едином портале бюджетной системы РФ (budget.gov.ru).

Итак, руководителям учреждений специально регистрироваться в системе "Электронный бюджет" не нужно.

А вот сотрудников, которые будут работать в этой системе, они зарегистрировать должны - согласно имеющимся полномочиям. Заявки составляются в самой системе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени учреждения. Как правило, таким лицом и является руководитель. Однако если заявку направляет уполномоченное лицо в должности ниже заместителя руководителя, то к ней следует прикрепить электронный образ организационно-распорядительного документа, подтверждающего полномочия данного лица подписывать документы от имени учреждения.

В заявке нужно указать не только "традиционные" сведения о сотруднике - Ф.И.О., СНИЛС, должность, контактную информацию, но и полномочия, которыми он наделяется. Как мы уже говорили, таких полномочий в бланке заявки указано четыре вида: ввод данных (если пользователю необходимо формировать и редактировать сформированные документы), согласование, утверждение, просмотр.

Зарегистрировать необходимо всех сотрудников, кто будет работать в системе. При этом каждый пользователь должен входить в систему под своим именным сертификатом.

Если заявка соответствует требованиям к оформлению и (или) нет оснований для отказа, то не позднее трех рабочих дней с даты ее подачи уполномоченные лица должны быть подключены к системе. Статус резолюции по заявке на регистрацию пользователей можно узнать в соответствующем разделе системы - индикатор внешнего согласования имеет цвет: серый - не отправлена на рассмотрение; желтый - находится на рассмотрении; красный - заявка отклонена; зеленый - заявка утверждена Минфином.

Информация о подключении также направляется на адрес электронной почты сотрудника, указанный в заявке, и на адрес электронной почты уполномоченного, заявку сформировавшего.

В случае отказа заявка возвращается с указанием причины. Тогда можно создать заявку повторно в той же системе в подразделе "Реестр заявок на подключение пользователей" с учетом замечаний Минфина (отклоненная заявка не редактируется).

* * *

При возникновении проблем, связанных с подключением к системе "Электронный бюджет", пользователь может обратиться в службу поддержки по телефону "горячей линии" единого портала: 8 (800) 2222 777. Там же, в самом низу страницы есть форма обратной связи для направления обращений. А на форуме портала опубликованы ответы на часто задаваемые тематические вопросы.

С.Н. Степанов

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"