Мудрый Экономист

По материалам проверки казенного учреждения

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 11

На страницах журнала регулярно освещаются вопросы, посвященные проверкам финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, анализируются ситуации, возникающие у учреждений при проведении проверок, и даются комментарии по ним. Обычно выбирался один объект учета, и по нему рассматривались наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые субъектами учета. В этом номере автор решил рассмотреть акт проверки и прокомментировать каждое из нарушений, зафиксированное в нем. Иными словами, в статье не только отображены нарушения норм законодательства РФ, но и даны разъяснения по ним.

Отсутствие учетной политики в учреждении

Как бы парадоксально это ни звучало, но в некоторых учреждениях отсутствует разработанная и утвержденная приказом руководителя учреждения учетная политика. Необходимость наличия названного внутреннего локального акта в учреждении, а также информация, отражаемая в нем, установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете <1>, п. 6 Инструкции N 157н <2>. Мы не перестаем повторять: первое, что делают контролеры, приходя на проверку, - идут инвентаризировать кассу учреждения, следом запрашивают устав учреждения, его учетную политику, бюджетные сметы за проверяемый период, лимиты бюджетных обязательств и другие документы, поскольку именно в учетной политике отражается совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данная информация необходима проверяющим для проведения проверки. Тем не менее некоторые учреждения даже номинально этот внутренний акт не составляют.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Несоответствие показателей бюджетной сметы лимитам бюджетных обязательств

Запросив бюджетные сметы и лимиты бюджетных обязательств за проверяемый период, контролеры анализируют соответствие показателей, отраженных в этих документах. Положениями ст. 221 БК РФ установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями, установленными Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования). Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ).

Пунктами 3, 4 Общих требований установлено, что составлением сметы в целях Общих требований является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее - лимиты бюджетных обязательств). Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.

В нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 Общих требований у субъекта проверки показатели сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств в данный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления. Ниже приведем пример такого нарушения.

Указано в бюджетной смете расходов на 2017 год КВСР КФСР КЦСР КВР

Указано в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов КВСР КФСР КЦСР КВР

xxx 0310 0338302000 242

xxx 0310 0338303000 242

xxx 0310 0338302000 244

xxx 0310 0338303000 244

xxx 0310 0338302000 852

xxx 0310 0338303000 852

xxx 0310 0338304000 242

xxx 0310 0338304000 244

Исправление такого нарушения производится путем внесения изменений в бюджетную смету (составляется новая смета).

Нарушения при совершении расчетов с работниками в отношении выплаты им компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" в журнале операций "Расчеты с подотчетными лицами" (по форме 0504071). Просматривая этот журнал операций, ревизоры обращают внимание:

  1. На оформление журнала операций и на наличие подписей исполнителя и главного бухгалтера.
  2. На правовое основание выдачи денежных средств под отчет (наличие приказа руководителя о выдаче денежных средств под отчет).
  3. На правильность оформления авансовых отчетов (ф. 0504505), приложенных к журналу операций (соблюдение требований Приказа Минфина России N 52н <3> при заполнении граф и строк авансового отчета, а также приложение к авансовому отчету (ф. 0504505) документов, подтверждающих совершение расходных операций).
<3> Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
  1. На соответствие документов, приложенных к авансовому отчету (ф. 0504505), записям, отраженным на обратной стороне авансового отчета (ф. 0504505).
  2. На соблюдение сроков оформления авансовых отчетов (ф. 0504505) и сроков расходования денежных средств (во время проверки нередко выявляются факты длительного расхождения по времени этих дат - например, когда денежные средства на совершение расходной операции - оплаты товаров, работ, услуг - выданы на месяц в феврале, а авансовый отчет составлен и представлен в бухгалтерию в апреле, документы, подтверждающие расходование денежных средств, датированы апрелем). Такая ситуация нарушает положения п. 6.3 Указания Банка России о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Порядок ведения кассовых операций).
  3. На правильность расчета размера возмещения командировочных расходов.
  4. На соблюдение установленного законодательством РФ требования о выдаче подотчетных сумм при условии отсутствия у лица задолженности по предыдущему авансу (такое требование установлено п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций, п. 214 Инструкции N 157н). Здесь же отметим, что Указанием Банка России от 19.06.2017 N 4416-У абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций с 19 августа 2017 года признан утратившим силу. Соответственно, после этой даты для выдачи наличных денег под отчет не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной подотчетной сумме.
  5. На соблюдение требований по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Напомним, что лица, работающие в организациях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право в силу норм ст. 325 ТК РФ, порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (далее - Порядок N 455), на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. При проведении проверки правильности расчетов с подотчетными лицами было выявлено, что к авансовому отчету работника, проведшего отпуск за пределами территории РФ:

Здесь же отметим: обычно нормативным актом субъекта РФ устанавливается, что в случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом компенсации подлежит стоимость проезда по территории РФ, которая рассчитывается по формуле с учетом отношения ортодромии по РФ к общей ортодромии (в %). При проезде другими видами транспорта возмещаются расходы, связанные с проездом в прямом беспересадочном сообщении (с наименьшим количеством пересадок) до ближайшей к Государственной границе РФ станции, пристани, ближайшему порту, пункту пропуска через государственную границу, на основании справки о стоимости проезда от организации, осуществлявшей перевозку.

Соответственно, возмещение расходов при путешествии работника к месту проведения отпуска на самолете на основании справки о стоимости проезда неправомерно.

Нарушения в учете нефинансовых активов

Наиболее часто встречающиеся нарушения, выявляемые проверяющими в ходе контрольных мероприятий, - это нарушения учета нефинансовых активов. Причем нарушения, выявляемые на этом участке учета, можно отнести к типовым. Нарушения в учете нематериальных активов проверяющие обнаруживают, изучая:

Просматривая журналы операций, проверяющие обращают внимание:

Безусловно, в ходе выборочной проверки журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов сложно выявить все ошибки, однако если быть внимательным и подойти ответственно к этому мероприятию, то отследить и устранить нарушения методологии учета все же возможно.

В проверяемом учреждении были выявлены следующие нарушения:

Нарушения в расчетах с поставщиками и подрядчиками

Казенные учреждения ведут расчеты с поставщиками и подрядчиками в соответствии с нормами:

<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Поэтому при проведении проверки изначально обращается внимание на соблюдение учреждением положений Закона N 44-ФЗ, а уже далее рассматриваются журналы операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, оформленными за проверяемый период. При проверке у казенного учреждения расчетов с поставщиками и подрядчиками контролеры часто выявляют:

В ходе проверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами устанавливаются:

При проведении проверки ревизор устанавливает наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования задолженности, а также срок погашения задолженности или причину его пропуска. Далее проверяются расчетные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров по счетам 0 302 00 000, 0 206 00 000.

В случае выявления в ходе проверки задолженности (дебиторской, кредиторской) устанавливаются причина ее возникновения и соблюдение срока исковой давности. Также выявляются мероприятия, совершаемые учреждением в отношении погашения сумм задолженности.

В акте проверки зафиксирован факт принятия к учету расходов по выбывшему объекту основного средства (здание по распоряжению учредителю было передано другому учреждению, но расходы на содержание здания учреждение по-прежнему принимает к учету, данный факт является нецелевым расходованием средств бюджета). Названное нарушение свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля. Расходы носят нецелевой характер.

Расчеты по оплате труда

В ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда проверяющими рассматриваются следующие вопросы:

При проверке анализируются следующие документы:

В акте проверки отражены следующие нарушения начисления зарплаты работникам:

* * *

В статье рассмотрены материалы одной проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения. Безусловно, у каждого учреждения имеются свои, особые нарушения, хотя, как показывают результаты проверок, в основном нарушения схожи, разница лишь в итоговых цифрах. И проверяющие, и бухгалтеры казенных учреждений могут воспользоваться данным материалом и использовать его в своей работе.

Л. Магурина

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"