Мудрый Экономист

Госпрограмма бесплатного оказания медицинской помощи на 2017 год

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 2

Ежегодно Правительство РФ утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи (далее - программа). На 2016 год такая Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382, на 2017 год - Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403. Обычно информация, отражаемая в программе, из года в год дублируется, за исключением отдельных положений (например, размеров средних нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов). Размеры названных нормативов пересматриваются каждый год. В рамках этой статьи рассмотрим основные различия Программ 2016 и 2017 годов.

Оплата медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС

Условия оплаты оказанной застрахованным лицам медицинской помощи по ОМС установлены в разделе IV Программы. При реализации Программы в 2017 году следует учитывать:

а) в отношении медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях (в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях)), оплате подлежит:

б) в отношении медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, оплате подлежит:

Раздел IV Программы 2016 года не содержал информации об оплате прерванного случая оказания медицинской помощи в условиях стационара.

Финансовое обеспечение программы

Источники финансового обеспечения программы приведены в разделе V. Напомним, что оплата медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в России, производится за счет средств:

В разделе V Программы установлено, за счет какого источника производится оплата того или иного вида медицинской помощи. Обращаем ваше внимание: новшеством 2017 года является то, что за счет бюджетных ассигнований бюджета ФФОМС осуществляется финансовое обеспечение:

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

Нормативы оплаты медицинской помощи

В программе устанавливаются (п. 3 ст. 35 Закона об обязательном медицинском страховании в РФ <1>):

а) требования к условиям оказания медицинской помощи;

б) нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо;

в) нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи (включая высокотехнологичную медицинскую помощь);

г) нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо;

д) расчет коэффициента удорожания базовой программы ОМС.

<1> Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".

Для справки. Норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать норматив финансового обеспечения, предусмотренный программой (п. 3 ст. 36 Закона об обязательном медицинском страховании в РФ):

Напомним, что средние нормативы объема медицинской помощи утверждаются программой и содержатся в разделе VI. При сравнении этих разделов Программ 2016 и 2017 годов видно:

Объем высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Программе (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) в расчете на одного жителя составляет на 2017 год 0,006 случая госпитализации (в 2016 году такой объем составлял 0,0047 случая на одного жителя).

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования

В Программе, реализуемой в 2017 году, увеличены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, используемые для формирования территориальных программ.

Вид медицинской помощи

Размер норматива, руб.

в 2016 году

в 2017 году

Один вызов скорой медицинской помощи, оплачиваемый за счет средств ОМС

1 747,7

1 819,5

Одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями), оплачиваемое за счет средств:

  • соответствующих бюджетов

388,4

403,9

  • ОМС

358,7

376,2

Одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями), оплачиваемое за счет средств:

  • соответствующих бюджетов

1 126,5

1 171,6

  • ОМС

1 005

1 054

Одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях, оплачиваемое за счет средств ОМС

459,2

481,6

Один случай лечения в условиях дневных стационаров при оплате лечения за счет средств:

  • соответствующих бюджетов

11 498

11 957,9

  • ОМС

11 430

11 919,1

Один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, при оплате медицинской помощи за счет средств:

  • соответствующих бюджетов

66 612,3

69 276,8

  • ОМС

22 815,3

24 273,7

Один койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций при оплате за счет средств ОМС

1 573, 21

1 654

Один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), если оплата производится за счет средств соответствующих бюджетов

1 785,1

1 856,5

Для справки. В разделе VII Программы на 2017 год установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой на 2018 и 2019 годы.

При установлении в территориальной программе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, производится перераспределение бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов по видам и условиям оказания медицинской помощи в пределах размера подушевого норматива финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Критерии качества медицинской помощи

Раздел IX Программы содержит критерии качества и доступности медицинской помощи. При сравнении информации из этого раздела в Программах 2016 и 2017 годов видно, что в новой форме изложен такой критерий качества медицинской помощи, как смертность населения. Ниже в форме таблицы приведем по нему сравнительную характеристику.

Программа 2017 года

Программа 2016 года

Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения)

Смертность населения от болезней системы кровообращения, в том числе городского и сельского населения (число умерших от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения).

Смертность населения от злокачественных новообразований, в том числе городского и сельского населения (число умерших от злокачественных новообразований на 100 тыс. человек населения).

Смертность населения от туберкулеза, в том числе городского и сельского населения (случаев на 100 тыс. человек населения).

Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения).

Смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения (число умерших от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения)

Доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте

Материнская смертность (на 100 тыс. человек, родившихся живыми)

Младенческая смертность, в том числе в городской и сельской местности (на 1 000 человек, родившихся живыми)

Доля умерших в возрасте до одного года на дому в общем количестве умерших в возрасте до одного года

Смертность детей в возрасте 0 - 4 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста)

Доля умерших в возрасте 0 - 4 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 - 4 лет

Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста)

Доля умерших в возрасте 0 - 17 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 - 17 лет

* * *

В завершение статьи отметим: при сравнении Программ 2016 и 2017 годов видно, что их основные положения остались неизменными. Новшества были введены в следующие разделы программы:

Т. Обухова

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"