Мудрый Экономист

О некоторых вопросах, связанных с исполнением закона о бюджете на 2017 год

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 2

В целях реализации Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительством РФ утверждено Постановление от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551). В статье мы рассмотрим основные положения данного Постановления, которые могут коснуться деятельности медицинских учреждений.

Возврат остатков субсидий на выполнение госзадания

В силу ч. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ <1> федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях). Согласно указанным нормам не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Названные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.

В силу п. 40 Постановления N 1551 федеральные бюджетные и автономные учреждения не позднее 01.04.2017 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом Постановлением N 1551 не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 12.04.2016 N 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет остатков субсидии на выполнение государственного задания возможно производить как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.

Заметим, что в отношении возврата остатков субсидий, выделенных из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, Минфин России придерживается аналогичного мнения (Письмо от 11.04.2016 N 02-04-09/20394).

Возврат субсидий на иные цели и капвложения

Согласно ч. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в силу абз. 2 п. 1 ст. 78.1 (субсидии на иные цели) и ст. 78.2 БК РФ (субсидии на осуществление капитальных вложений), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Примечание. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.17 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Согласно п. 25 Постановления N 1551 решение о наличии потребности в остатках таких субсидий принимается главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим целевые средства, при наличии неисполненных обязательств, на основании отчета о расходах учреждения с приложением к нему копий документов, подтверждающих наличие неисполненных принятых обязательств и (или) обязательств, подлежащих принятию в 2017 году в соответствии с конкурсными процедурами и (или) отборами, предусмотренными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств. Указанное решение должно быть согласовано с Минфином. В целях такого согласования главный распорядитель средств федерального бюджета не позднее 23.06.2017 направляет в Минфин сведения об операциях с субсидиями, предоставленными учреждению, по установленным формам с приложением информации о документах, подтверждающих наличие принятых и (или) подлежащих принятию обязательств, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные остатки субсидий, с указанием:

Минфин не позднее пяти рабочих дней со дня поступления вышеупомянутых сведений и информации рассматривает их и принимает решение о согласовании либо возвращает представленные документы с указанием причины, по которой решение не может быть согласовано (несоответствие сведений формам, утвержденным Минфином, несоответствие информации о документах, подтверждающих наличие принятых и (или) подлежащих принятию обязательств, установленным требованиям).

Обратите внимание! При отсутствии по состоянию на 01.07.2017 решений о наличии потребности в направлении на те же цели остатков субсидий соответствующие учреждения обязаны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено (п. 29 Постановления N 1551).

Согласно п. 30 Постановления N 1551 в случае непредставления медицинским учреждением в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства до 01.07.2017 сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), а также в случае неисполнения требований о возврате в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий, такой возврат будет осуществлен территориальными органами Федерального казначейства самостоятельно не позднее 03.07.2017.

О размерах авансовых платежей в 2017 году

Как и в прошлом году, установлено ограничение по размерам авансовых платежей, включаемых федеральными бюджетными, автономными и казенными учреждениями здравоохранения в заключаемые ими государственные контракты. Так, в силу п. 42 Постановления N 1551 учреждения здравоохранения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи, учитывая следующее.

  1. Авансовые платежи предусматриваются по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ:

а) на сумму, не превышающую 600 млн руб., - до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;

б) на сумму, превышающую 600 млн руб., - до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что указанные ограничения распространяются только на договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним, текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Кроме того, Постановлением N 1551 определено, что учреждения не должны предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ.

  1. По остальным договорам (государственным контрактам) учреждения здравоохранения могут при заключении договоров (контрактов) предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и 100% от стоимости договора. При этом:

а) авансовый платеж в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):

Необходимо отметить, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100%-ная предоплата, является закрытым;

б) авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам):

в) авансовые платежи могут быть предусмотрены в размере свыше 30% суммы договора (государственного контракта) (за исключением договоров (государственных контрактов), авансовые платежи по которым должны составлять от 30 до 80%), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, при включении в указанные договоры (государственные контракты) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБР для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;

г) авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, возможны по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением N 1551, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

При заключении договора (контракта), условиями которого предусмотрены авансовые платежи (30%, свыше 30%, от 30 до 80%, до 100%), в договоре (контракте) должно быть прописано, что последующая оплата денежных обязательств, возникающих по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, производится после подтверждения установленных указанным договором (государственным контрактом) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа.

Обратите внимание! Медицинские учреждения не вправе предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ N 737-р <2>.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2016 N 737-р "Об утверждении Перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи, если срок поставки товаров (оказания услуг) превышает 30 дней со дня заключения договора".

Ограничения на осуществление закупок

В соответствии с п. 14 Постановления N 1551 казенные учреждения здравоохранения после 02.10.2017 будут не вправе принимать бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и подлежащие исполнению в 2017 году в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Другими словами, Постановлением N 1551 установлен запрет на осуществление получателями средств федерального бюджета закупок в IV квартале 2017 года. Напомним, что аналогичное ограничение действовало в 2016 году. Вместе с тем в Постановлении N 1551 значительно расширен перечень исключений из данного ограничения. Так, ограничение на осуществление получателями средств федерального бюджета закупок в IV квартале 2017 года не будет распространяться на закупки:

<3> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Для справки. Информация об указанных закупках должна быть представлена получателями средств федерального бюджета до 05.10.2017 в территориальные органы Федерального казначейства. В свою очередь, главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 05.10.2017 представляют в Минфин информацию о решениях Президента РФ и Правительства РФ о закупках для доведения такой информации до Федерального казначейства и последующего направления в его территориальные органы.

Территориальные органы Федерального казначейства не позднее 03.10.2017 в порядке, установленном Минфином, приостанавливают операции по постановке на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. После поступления информации от получателей бюджетных средств и главных распорядителей средств федерального бюджета не позднее 12.10.2017 должно быть отменено приостановление операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств.

Также следует отметить, что в силу п. 16 Постановления N 1551 принятие получателями средств федерального бюджета в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных им в установленном порядке, бюджетных обязательств, возникающих из государственных контрактов (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и иных государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с решениями Правительства РФ), предусматривающих условие об исполнении в 2017 году денежного обязательства получателя средств федерального бюджета по выплате авансовых платежей, оплате поставленных товаров, выполненных работ (оказанных услуг), срок исполнения которого превышает один месяц, после 01.12.2017, не допускается.

* * *

В заключение кратко сформулируем выводы.

  1. Не позднее 01.04.2017 должны быть возвращены остатки субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзаданий.
  2. При отсутствии по состоянию на 01.07.2017 решений о наличии потребности в направлении на те же цели остатков субсидий на иные цели и капвложения указанные средства должны быть возвращены в доход федерального бюджета.
  3. В 2017 году казенные, бюджетные и автономные учреждения здравоохранения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (госконтрактам) в размерах, установленных п. 42 Постановления N 1551.
  4. Не допускается производить авансирование по договорам (госконтрактам) о поставке товаров, об оказании услуг, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ N 737-р.
  5. Продолжена практика по ограничению закупок в IV квартале.

А. Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"