Мудрый Экономист

Типовое соглашение о субсидии с прочими юридическими лицами

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 2

Юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут предоставляться субсидии из бюджетов всех уровней на возмещение затрат, связанных с производством и услугами. Предоставление таких субсидий в 2017 году имеет свои особенности, а соглашения об их выделении с 1 января должны заключаться по утвержденным типовым формам.

Основания предоставления субсидий

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг могут предоставляться субсидии из бюджета. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг <1>.

<1> Товары могут быть любыми, за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории России винограда.

Согласно ч. 2 ст. 78 БК РФ данные субсидии предоставляются:

  1. из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. из местного бюджета.

Указанные субсидии могут предоставляться из бюджетов в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством РФ (ч. 6 ст. 78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (далее - Постановление N 887, Требования N 887).

В данных нормативных актах должны определяться:

  1. категории или критерии отбора производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
  2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  3. порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
  4. порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  5. положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Примечание. Случаи и порядок предоставления субсидий определяются соответственно федеральными законами (законами субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов госвласти (субъекта или местного самоуправления).

Федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий производителям, в соответствие с Требованиями N 887 при первом внесении изменений в данные нормативные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 года (п. 3 Постановления N 887, Требования N 887). Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления рекомендовано сделать то же самое.

Порядок и условия предоставления субсидий

Согласно пункту 2 Требований N 887 нормативные акты должны содержать:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В общих положениях о предоставлении субсидий указываются при необходимости понятия, используемые для целей правового акта, цели предоставления субсидий, наименование главного распорядителя средств соответствующего бюджета, осуществляющего предоставление субсидии. Кроме того, указываются категории или критерии отбора получателей субсидий, имеющих на это право, отбираемых исходя из приведенных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора, за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете.

При определении условий и порядка предоставления субсидий приводится перечень документов, который получатель должен предоставить ГРБС, требования к данным документам, порядок и сроки рассмотрения документов ГРБС. Также должны быть указаны основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, к которым относятся:

К условиям и порядку выделения субсидии относится информация о размере субсидии или порядок ее расчета с указанием обоснования ее размера (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии) и источника ее получения.

Также в нормативном правовом акте должны содержаться условия и порядок заключения между ГРБС и получателем субсидии соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с типовой формой, установленной Минфином России, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии.

К получателям субсидии предъявляются определенные требования, которым они должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о выделении субсидии либо принятие решения о предоставлении субсидии:

В нормативном правовом акте органа власти при необходимости могут быть установлены показатели результативности или право главного распорядителя устанавливать их в соглашении. Кроме того, к условиям и порядку выделения субсидии относятся сроки (периодичность) перечисления субсидии, счета, на которые она перечисляется, и иная информация, определенная правовым актом (п. 4 Требований N 887).

Согласно пункту 5 Требований N 887 в нормативном правовом акте органа власти указываются требования к отчетности получателя субсидии, а именно порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении целевых показателей или право главного распорядителя устанавливать в соглашении указанную отчетность, а также иные отчеты, предусмотренные соглашением о выделении субсидии.

В соответствии с пунктом 6 Требований N 887 в нормативный правовой акт обязательно включается требование об обязательной проверке главным распорядителем и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий, а также меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В мерах ответственности прописываются порядок и сроки возврата субсидий в бюджет:

Принимаемый органом власти правовой акт может содержать или не содержать требований о подтверждении использования полученных средств в соответствии с условиями и целями предоставления субсидии.

Если правовой акт содержит требование о подтверждении, то в него дополнительно включаются следующие положения:

В части контроля включаются требования о порядке и сроках возврата субсидий (остатков субсидий) в бюджет в случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка субсидии и отсутствия решения о наличии потребности в указанных средствах.

Согласно пункту 8 Требований N 887, правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из федерального бюджета, содержащий требование о подтверждении, дополнительно должен содержать положения:

Если правовой акт регулирует предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения затрат, он может не содержать требований о подтверждении целевого расходования средств.

Типовые формы о выделении субсидии

Приказом Минфина России от 31.10.2016 N 199н (далее - Приказ N 199н) утверждены типовые формы соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:

- на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - Типовая форма о выделении субсидии производителю);

Соглашения (договоры) о предоставлении субсидий должны заключаться в соответствии с утвержденными типовыми формами начиная с соглашений на 2017 год.

Согласно пункту 3 Приказа N 199н соглашения формируются в виде электронного документа, а также подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Исключением являются соглашения, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ тайну. Такие соглашения формируются в бумажном виде и подписываются сторонами.

В соответствии с типовыми формами предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидии. В соглашении указываются:

В Типовую форму о выделении субсидии производителю включено условие о предоставлении получателем документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства получателя, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ) и их минимальный размер в процентах от общего объема субсидии.

В Типовую форму о выделении субсидии производителю включена обязанность главного распорядителя принимать в установленный соглашением срок решение о наличии или отсутствии потребности в направлении неиспользованного остатка субсидии на те же цели в очередном финансовом году.

Получатель субсидии согласно Типовой форме о выделении субсидии производителю обязуется вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии.

Приложениями к типовым формам являются:

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет выдаваемых органом исполнительной власти субсидий из соответствующего бюджета ведется в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы органа власти на субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в 2017 году относятся к одному из следующих видов расходов (КВР):

1. Если получатель - коммерческая организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо:

2. Если получатель - некоммерческая организация:

В учете органа исполнительной власти перечисление субсидии отражается следующими записями:

Дебет счета 1 20642 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит счета 1 30405 242 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

По факту утверждения отчета получателя субсидии в учете главного распорядителя отражаются расходы следующим образом:

Дебет счета 1 40120 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит счета 1 30242 730 "Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".

Одновременно отражается зачет аванса:

Дебет счета 1 30242 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит счета 1 20642 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".

Субсидируемые в 2017 году отрасли экономики. Правительство РФ утвердило Перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году (утв. Председателем Правительства РФ 19.01.2017).

В том случае, если субсидия предоставляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу на возмещение расходов, порядок операций будет иным: сначала признаются расходы, а затем осуществляется перечисление.

Это отражается в учете так:

Дебет счета 1 40120 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит счета 1 30242 730 "Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Дебет счета 1 30242 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит счета 1 30405 242 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант