Мудрый Экономист

Реестр недобросовестных поставщиков

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 2

Законом N 223-ФЗ <1> определено, что заказчики в случае нарушений со стороны участников закупок должны передавать сведения о таких участниках в ФАС с целью внесения их в реестр недобросовестных поставщиков. В каких случаях автономные учреждения обязаны представить сведения о недобросовестных участниках? Какие именно сведения должны быть поданы и в каком виде? Существует ли какой-либо срок для представления сведений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Общие сведения

Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно - они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП - возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом N 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному Закону, так и по Закону N 44-ФЗ <2>. Причем можно использовать и оба названных реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по Законам N 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение РНП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, - ФАС в ЕИС.

Основания для включения участника в РНП

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр включаются сведения лишь в двух случаях:

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления <3> заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки в ФАС, согласно которым сведения в РНП направляются и при непредставлении участником обеспечения исполнения договора, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения.

<3> Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

То есть в названных случаях заказчик обязан направить сведения в РНП и у него нет возможности урегулировать ситуацию мирным путем.

Если договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) был расторгнут по соглашению сторон, о включении такого поставщика в РНП речи быть не может, поскольку когда стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, признаки недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика отсутствуют. Следовательно, нет и оснований для внесения в РНП.

Можно ли передать сведения в РНП, если от заключения договора уклоняется поставщик, который занял второе место?

Законом N 223-ФЗ этот вопрос не урегулирован, и в случае возникновения спора ФАС как орган, ответственный за включение участников закупочных процедур в РНП, будет изучать положение о закупке, которым руководствуется организация при осуществлении закупочной деятельности. Если положением предусмотрена обязанность при осуществлении определенных видов закупочных процедур участника закупки, занявшего второе место, при уклонении победителя заключить контракт, то уклонение такого участника должно расцениваться как неблагонадежность и сведения о нем должны фиксироваться в РНП. Если же положением не установлено обязанности по заключению договора для участников, занявших второе место, по итогам закупки, когда победитель уклонился от его заключения, передача сведений о таком участнике для внесения их в РНП будет необоснованна.

Сроки направления сведений в РНП

Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.

Случай

Срок подачи сведений

Уклонение от заключения договора победителя закупки

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор)

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение от заключения договора:

  • единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке;
  • единственного участника закупки, признанного таковым;
  • участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Расторжение договора по решению суда

Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора

Автономное учреждение может подать сведения в ФАС двумя способами:

При этом для письменной формы подачи сведений сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ N 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

  1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.
  2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица - страну, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса - для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.
  3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).
  4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).
  5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.
  6. Сведения о договоре:
<4> ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
  1. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

Решение о включении победителя или участника закупки в РНП

При получении копий документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости представления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 <5> проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десяти дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.

<5> "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.

К сведению. Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра по истечении двух лет со дня включения сведений в реестр.

Практика по включению заказчиками организаций в РНП

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, представляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.

Например, АС ВВО рассматривал дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.

Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пяти рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведения в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока - 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 N Ф01-5487/2015).

При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течение которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течение которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Ответственность заказчика

Хотим заострить внимание вот на каком моменте. КоАП РФ определена ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС для включения их в РНП. В частности, в силу ст. 19.7.2-1 КоАП РФ за данное нарушение предусмотрен административный штраф:

Аналогичный штраф может быть применен и за сообщение недостоверных сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках). Поэтому соблюдайте сроки направления информации и включайте в сообщение всю необходимую информацию.

* * *

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или "уклонистах", для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Т. Шадрина

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"