Мудрый Экономист

Новые рекомендации по регулированию зарплаты бюджетников

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 2

Для формирования единых подходов к регулированию зарплаты работников организаций бюджетной сферы утверждены Рекомендации <1> на 2017 год. Рассмотрим их отличие от прежних рекомендаций <2>.

<1> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016.
<2> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол N 12.

Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финобеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных НПА по оплате труда работников указанных учреждений.

Установлено, что минимальный размер оплаты труда определен федеральным законом. В субъекте РФ соответствующим региональным соглашением может утверждаться свой размер минимальной зарплаты, но только выше, а не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (пп. "а" п. 5 Рекомендаций <3>).

<3> Здесь и далее - ссылки на Рекомендации на 2017 год, если не указано иное.

Если раньше на работах с вредными и (или) опасными условиями труда размеры и (или) условия повышенной оплаты труда не могли быть отменены без улучшения условий труда, то в 2017 году они не могут быть отменены или снижены, если условия труда сохраняются (пп. "а" п. 14).

Как следует из п. 16 Рекомендаций, размеры и условия установления выплат стимулирующего характера по-прежнему фиксируются соглашениями, коллективными договорами, ЛНА, но теперь указано, что при этом нужно учитывать соответствующие нормативные правовые акты РФ. На основании добавлений показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость выполнения учреждением госзадания (достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждения в части оказания услуг или выполнения работ).

Оплата труда руководителей, их замов и главных бухгалтеров

Сохранены положения, согласно которым зарплата руководителей, их замов и главных бухгалтеров (далее - администрация) состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. И что стимулирующие выплаты руководителям зависят от достижения целевых показателей эффективности работы. А в качестве показателя оценки результативности работы руководителя может выступить рост средней зарплаты работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим (без учета повышения размера зарплаты в соответствии с решениями вышестоящих органов) <4>.

<4> Пункты 21 - 24 Рекомендаций.

Пункт 25 Рекомендаций, в котором описывался порядок оформления в трудовом договоре устанавливаемых условий труда, значительно расширен. Условия оплаты труда администрации государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации.

Трудовой договор с руководителем учреждения составляется на основании Типовой формы <5>.

<5> Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329.

Предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты администрации и среднемесячной зарплаты только работников таких учреждений определяется госорганом, органом местного самоуправления, учредителем соответствующих учреждений в размере, не превышающем размера, который установлен:

Без учета указанного предельного уровня соотношения размеров среднемесячной зарплаты могут быть установлены условия оплаты труда администрации федеральных госучреждений, госучреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 26).

Обратите внимание, что удалена информация о кратности предельного соотношения средней зарплаты администрации и работников от 1 до 8, а также о том, что должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей <6>.

<1> См. рекомендации для 2016 года.

Теперь согласно новому п. 27 Рекомендаций информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате администрации государственных и муниципальных учреждений размещается на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Информация о среднемесячной зарплате администрации федеральных госучреждений, госучреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений может по решению госорганов, органов местного самоуправления, учредителей размещаться и на официальных сайтах названных учреждений. При этом запрещено указывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или конфиденциальным данным.

Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате администрации федеральных госучреждений, госучреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и представления указанными лицами данной информации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления (если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ).

Оплата труда в сфере образования

Изменений в этом разделе всего три. Ознакомимся с ними.

При совершенствовании систем оплаты труда педагогических и иных работников путем перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда <7>, рекомендовано, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников в структуре зарплаты в образовательных организациях составляли не ниже 70% (п. 36). В 2016 году эти размеры были дифференцированными - в образовательных организациях высшего образования они составляли не ниже 70%, а в остальных образовательных организациях - не ниже 60%.

<7> Без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сохранилось положение, согласно которому ставки зарплаты за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам за норму часов педагогической работы (соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год) и являющиеся для них нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются указанным работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Данное положение касается работников, поименованных в пп. 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ N 1601 <8>, а именно:

<8> Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Добавилось пояснение, что оговоренная выше другая педагогическая работа именуется как "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разд. II приложения к Приказу Минобрнауки РФ N 536 <9> (п. 36).

<9> Приказ Минобрнауки РФ от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

К сведению. К другой части педагогической работы работников, выполняющих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, выполняющих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (абз. 2 п. 2.1 Приказа Минобрнауки РФ N 536).

Алгоритмы регулирования другой части педагогической работы (самостоятельно, правилами внутреннего трудового распорядка, планами и графиками организации, утверждаемыми ЛНА и т.д.) установлены п. 2.3 Приказа Минобрнауки РФ N 536.

Добавилось также уточнение, согласно которому при определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом <10>, в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются, кроме всего прочего, положения разд. VII приложения к Приказу Минобрнауки РФ N 536, регулирующие режим рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих ОП высшего образования и дополнительные профессиональные программы (п. 36).

<10> Научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением профессионального уровня, деятельности.

Оплата труда в сфере здравоохранения

Изменения в этом направлении также не очень существенные.

При установлении размеров стимулирующих выплат для специалистов определенных категорий теперь следует учитывать показатели и критерии эффективности деятельности, разработанные для данных категорий.

Указанное положение об установлении стимулирующих выплат применимо, во-первых, к оказанию медпомощи в амбулаторных условиях. В этом случае оно касается участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей), а также медсестер врачей всех названных категорий; медработников фельдшерско-акушерских пунктов (заведующих, фельдшеров, акушеров (акушерок), медсестер, в том числе патронажных); врачей-специалистов.

Во-вторых, указанное положение об установлении стимулирующих выплат применимо к оказанию скорой медпомощи вне медорганизации следующими специалистами: врачами, фельдшерами и медсестрами медорганизаций и подразделений скорой медпомощи (пп. "д" п. 37).

Изменения коснулись оплаты труда специалистов, деятельность которых связана с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры повышения оплаты их труда рекомендовано устанавливать с обеспечением дифференциации в зависимости от степени вредности. При этом степень вредности определяется по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ). Сохранилось указание, что установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть снижены без подтверждения улучшения условий труда результатами СОУТ. Добавлено, что обоснованность такого снижения - то есть улучшение условий труда - должна быть подтверждена планом мероприятий по улучшению условий труда, актами выполненных работ, другими документами (пп. "е" п. 37).

В 2016 году было рекомендовано устанавливать предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников в кратности от 1 до 6. В 2017 году средняя зарплата работников будет сравниваться не только с руководителем, но и с его заместителями и главным бухгалтером - кратность та же (от 1 до 6), с учетом сложности и объема выполняемой работы: уровня оказания медпомощи, коечного фонда учреждения, численности прикрепленного к учреждению населения, количества сотрудников и др. (пп. "ж" п. 37).

Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать новое требование по оптимизации неэффективных расходов. Это нужно для привлечения средств на повышение зарплаты медработникам, в том числе на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала. В данных целях рекомендовано устанавливать предельную долю расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40%). Также желательно утвердить перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений (пп. "и" п. 37).

Оплата труда в сфере культуры

В Рекомендациях появился абзац, согласно которому повышение зарплаты работников учреждений культуры осуществляется не только за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также средств, получаемых от мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов (пп. "а" п. 38).

------------------¬     ---------------------------------------------------¬
¦ Повышение ¦<----+Бюджетные ассигнования ¦
¦ заработной платы¦ L---------------------------------------------------
¦ ¦ ---------------------------------------------------¬
¦ ¦<----+Приносящая доход деятельность ¦
¦ ¦ L---------------------------------------------------
¦ ¦ ---------------------------------------------------¬
¦ ¦<----+Повышение эффективности бюджетных расходов ¦
L------------------ L---------------------------------------------------

Указанное положение касается повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.

В целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала к уже имеющимся типовым отраслевым нормам труда добавлены нормы для работ, выполняемых в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа <11>.

<11> Утверждены Приказом Минкультуры РФ от 30.12.2015 N 3448.

Также используются новые методические рекомендации:

<12> Утверждены Приказом Минкультуры РФ от 30.12.2015 N 3453.
<13> Содержатся в Письме Минкультуры РФ от 14.07.2016 N 217-01-39-НМ.

В Рекомендациях указано, что совершенствовать систему оплаты труда работников рекомендуется путем перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда, в структуре зарплаты работников таким образом, чтобы размеры окладов <14> составляли не ниже 50 - 55%; 10 - 15% - выплаты компенсационного характера в зависимости от условий оплаты труда работников учреждений культуры; оставшаяся часть в структуре зарплаты - стимулирующие выплаты с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период (пп. "в" п. 38).

<14> Без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

В учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда, для артистического и художественного персонала по-прежнему рекомендуется размер зарплаты рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала и месячной нормы выступлений, постановок, установленной учреждением. Добавлено, что размер зарплаты, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении нормы нужно рассчитывать пропорционально перевыполнению (пп. "г" п. 38).

Теперь индивидуальные условия оплаты труда могут быть установлены не только ведущим артистам, но и высококлассным опытным профессионалам, выполняющим административные функции или производящим хозяйственные работы (пп. "д" п. 38).

Добавлено также, что при расчете базовых нормативов применяется механизм нормативно-подушевого финансирования, согласно которому затраты считаются на одного получателя услуги <15> (пп. "е" п. 38).

<15> В соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 30.12.2015 N 3450 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевых корректирующих коэффициентов".

Обратите внимание, что убрано требование об обеспечении дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом специфики деятельности учреждения культуры. В новом документе нет и условия, в силу которого при планировании расходов на повышение оплаты труда работников учреждений культуры и оценке достижения значений целевых показателей зарплаты, устанавливаемых в региональных "дорожных картах" и соглашениях, используется показатель среднемесячной начисленной зарплаты наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физлиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

Ф.С. Кузнецов

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"