Мудрый Экономист

Реестр контрактов - обновленные требования

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 2

Одним из приоритетных направлений совершенствования системы закупок, осуществляемых за счет бюджетных денежных средств, являются тотальная прозрачность и подотчетность государственных и муниципальных заказчиков на всех этапах закупочного процесса.

Отчет по базе данных

Напомним, что в рамках закупочной процедуры учреждения-заказчики должны:

Рассмотрим далее более подробно такую отчетную форму, как реестр контрактов.

Реестр контрактов - это база данных, в которой содержатся сведения обо всех контрактах, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ). Указанный реестр позволяет проследить всю историю конкретного государственного (муниципального) контракта: от момента его заключения до результатов исполнения. Из реестра государственных (муниципальных) контрактов можно, например, узнать, какие контракты и когда исполнил тот или иной поставщик или как долго он на рынке госзаказа.

С 1 января 2017 года действует обновленный порядок ведения реестра контрактов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285. Напомним, что порядок ведения реестра контрактов определен следующими актами:

В реестре отражается достаточно полная и достоверная информация о заключенных государственных и муниципальных контрактах. Рассмотрим новые по сравнению с 2016 годом требования к содержанию информации и документам, которые необходимо вносить в реестр контрактов. Напомним, что в него вносится информация после его заключения, внесения в него изменений, его исполнения или расторжения.

Особенности заключения контрактов

В 2017 году после заключения контракта необходимо указывать дополнительно по сравнению с 2016 годом следующую информацию.

Идентификационный код закупки

Напомним, что данный код указывается еще на этапе формирования плана закупок и плана-графика. Соответственно, при включении этой информации в реестр контрактов она должна соответствовать информации, указанной в плановых документах.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований получили расширенные полномочия в части осуществления контроля за закупочной деятельностью заказчиков (ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ), например осуществления контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок, содержащейся:

Размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)

Отметим, что ранее заказчики должны были указывать только цену контракта.

Размер аванса изначально устанавливается в плановых документах и, как правило, определяется в нормативных актах, принимаемых в целях реализации бюджета соответствующего уровня. Например, для заказчиков федерального уровня пределы в части размера аванса определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551. Заказчик вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100% суммы договора (государственного контракта) - по договорам (госконтрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных конференциях, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки) и т.п.

Конкретизация объекта закупки

Объект закупки конкретизируется по трем составляющим: наименование, потребительские свойства и гарантийные условия.

При указании наименования уточняется наименование лекарственного средства (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, а также лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке, в случае если объектом закупки являются лекарственные препараты. Обратите внимание! Указанная информация должна отражаться в реестре контрактов начиная с 1 февраля 2017 года.

В отношении отдельных видов товаров в реестре контрактов необходимо будет указывать их потребительские свойства, в том числе характеристики качества и иные характеристики объектов закупки. Перечень таких товаров должен быть утвержден Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.

Напомним, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара и т.п. устанавливаются заказчиком еще на этапе разработки документации и проекта контракта. Обратите внимание! Эта информация должна указываться в реестре контрактов начиная с 1 апреля 2017 года.

Дополнительные документы для внесения в реестр контрактов

С 1 января 2017 года кроме копии заключенного контракта (после его заключения) в отдельных случаях заказчик обязан прикреплять и документы, подтверждающие разрешение о его заключении. Напомним, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся конкурса или запроса предложений заказчик имеет право заключить контракт только после согласования с "закупочным" контролером <1> факта его заключения. Данное требование распространяется на случаи, когда при проведении конкурса (запроса предложений) поступила только одна заявка на участие в процедуре либо по итогам рассмотрения заявок признана соответствующей только одна из них. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189, и его срок не должен превышать десять рабочих дней с даты поступления обращения от заказчика.

<1> Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Таким образом, при внесении сведений в реестр контрактов заказчик обязан приложить копию заключенного контракта и документа о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Данная норма - это еще один инструмент, направленный на усиление функции контроля за закупочной деятельностью заказчиков. Таким образом, появление все новых и новых требований о размещении "оправдательной" информации и документов в отношении проведения закупочных процедур стали неотъемлемой частью совершенствования закупочного законодательства.

В случае внесения информации в реестр контрактов после его исполнения необходимо указывать не только информацию о его оплате, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, но и информацию о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара (работы, услуги). Данная информация указывается в том случае, если это было предусмотрено документацией и, соответственно, условиями заключенного контракта.

Типичные нарушения: административная и судебная практика

Соблюдение установленных Законом N 44-ФЗ сроков для размещения информации в реестре контрактов - это одна из обязанностей заказчика.

Напомним: в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта направить (а фактически посредством штатного интерфейса ЕИС внести) информацию и документы, подтверждающие факт заключения контракта. Такое простое требование на практике зачастую становится камнем преткновением для заказчиков, что в последующем выливается в факт привлечения к административной ответственности в виде штрафа.

Пример 1. В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение заявителя, содержащее информацию о наличии в действиях заказчика при проведении конкурса признаков нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

На заседании Комиссии установлено, что заказчиком по результатам проведения конкурса 31.12.2015 был заключен контракт с ООО. Вместе с тем Комиссией ФАС было установлено, что сведения об указанном контракте размещены заказчиком на Официальном сайте только 14.01.2016.

Таким образом, действия заказчика, разместившего вышеуказанные сведения с нарушением регламентированного срока, нарушают ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (решение ФАС России от 14.06.2016 по делу N П-118/16).

Пример 2. При рассмотрении дела установлено, что муниципальным бюджетным учреждением "Снежинское городское лесничество" было допущено нарушение установленного срока представления сведений о заключении и исполнении контрактов в орган, ведущий реестр контрактов от 12 до 36 рабочих дней:

по заключении контракта от 27.03.2015 N 2/2015 сведения о заключении предоставлены 13 мая 2015 года, по исполнении указанного контракта 13 июля 2015 года сведения предоставлены 11 августа 2015 года;

по заключении контракта от 16.04.2015 N ЭА-2/2015 сведения о заключении представлены 12 мая 2015 года, сведения о его исполнении 30 октября 2015 года представлены только 23 декабря 2015 года.

Предположим, что С. - должностное лицо, которое, согласно приказу от 09.01.2014, было:

назначено ответственным за опубликование отчетов по итогам заключенных муниципальных контрактов в единой информационной системе;

наделено правом электронной цифровой подписи.

В должностные обязанности С. входили контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для муниципальных нужд учреждения.

Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о доказанности виновности С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения С. не оспаривается, а ссылки на нестабильность работы официального сайта ЕИС и недостаточность опыта работы С. в указанной сфере не являются основанием для освобождения от административной ответственности.

По итогам рассмотрения дела постановлением исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления Челябинской области от 01.03.2016 N 55-2016/З С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с таким решением, С. подал жалобу в Челябинский областной суд с требованием отмены акта о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на то, что правонарушение совершено им впервые и неумышленно, существенных нарушений охраняемых общественных отношений не допущено.

По итогам рассмотрения жалобы С. суд постановил оставить ее без удовлетворения (постановление Челябинского областного суда от 16.09.2016 N 4а 16-877).

Аналогичная ситуация складывается и с нарушением сроков размещения информации и документов в реестре контрактов и при внесении изменений в ранее заключенный контракт, и по итогам его исполнения или расторжения <2>.

<2> Решение ФАС России от 06.09.2016 по делу N П-159/16; решение ФАС России от 11.10.2016 по делу N П-210/16; постановление ФАС России от 29.07.2016 по делу N АК658-16 и т.п.

Например, информация об исполнении контракта, то есть акт выполненных работ от 17.12.2014 N 1 по государственному контракту от 28.11.2014 N 14/0412.3019999.244/15/216, направлена для включения в реестр контрактов 14 января 2015 года. Таким образом, действия должностного лица заказчика, выразившиеся в направлении Акта N 1 для включения в реестр контрактов с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе, содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ <3>.

<3> Постановление ФАС России от 17.12.2015 по делу N П-266/15/АК907-15; постановление ФАС России от 06.11.2015 по делу N АК722-15; решение Забайкальского краевого суда от 16.05.2016 по делу N 7-21-169/2016.

Другой пример: при внесении в заключенный контракт изменений должностное лицо заказчика не направило в установленный срок сведения о внесении изменений в контракт (дополнительное соглашение к нему), что в дальнейшем послужило основанием для привлечения лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ <4>.

<4> Постановление Верховного Суда Республики Тыва от 07.07.2016 по делу N 4А-130/2016.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание заказчикам и который также является предметом исследования в судебных инстанциях при установлении виновного лица, - это наличие на локальном уровне документов, подтверждающих факт наделения сотрудника организации специальными закупочными полномочиями.

Если первая категория ошибок относится к нарушению установленных сроков, то вторая - к размещению в реестре контрактов недостоверной или неполной информации.

Например, в соответствии с условиями контракта предусмотрено, что на этапе приемки выполненных работ оформляется акт по унифицированной форме N КС-2. При размещении информации в реестре контрактов была прикреплена справка о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 <5>. Напомним, что контракт должен содержать информацию о порядке оформления результатов приемки и если в реестре контрактов по факту его исполнения размещен документ, не предусмотренный контрактом, то такие действия заказчика могут быть квалифицированы как размещение недостоверной информации.

<5> Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

Еще одним примером такого вида нарушения является бездействие заказчика, выразившееся в неразмещении информации. Не всегда заказчики в реестре контрактов отображают информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств или в реестре отсутствует информация о произведенной оплате в отношении ряда контрактов, что также является нарушением порядка ведения реестра контрактов <6>.

<6> Представление Счетной палаты РФ от 29.05.2015 N ПР14-85/14-02 "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Росреестре".

Например, при внесении такой информации заказчик должен указать:

Указание данной категории информации - это не только формальное соблюдение принципа публичности результатов закупок, но и основания для идентификации факта добросовестности намерений участников закупочной процедуры. Напомним, что в случае, если при проведении конкурса или аукциона победителем предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления, например, информации о добросовестности такого победителя. При этом показатели добросовестности будут проверяться заказчиком по наличию или отсутствию информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) по ранее исполненным контрактам.

К категории недостоверной информации зачастую контролирующие инстанции относят и опечатки, или так называемые технические ошибки заказчика, которые он допускает при размещении информации в реестре контрактов, например:

Еще один момент, на который стоит обратить внимание заказчиков и который также является предметом исследования в судебных инстанциях при установлении виновного лица, - это наличие на локальном уровне документов, подтверждающих факт наделения сотрудника организации специальными закупочными полномочиями.

Пример 3. Должностное лицо - контрактная управляющая Ф. - признана виновной в совершении административного правонарушения и оштрафована в размере <X> рублей. Не согласившись с таким решением, Ф. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с жалобой об отмене актов о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что Ф. состоит в штате заказчика, занимает должность начальника организационно-правового отдела учреждения, а также является контрактной управляющей. Положением о контрактном управляющем установлено, что контрактный управляющий при исполнении, изменении, расторжении контракта размещает в ЕИС или до ввода ее в эксплуатацию на официальном сайте отчет, содержащий информацию об исполнении контракта. Таким образом, судом было установлено, что оснований для отмены состоявшихся по делу решений и прекращения производства по делу об административном правонарушении, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется (решение Самарского областного суда от 15.08.2016 N 21-1610/2016).

Заключение

Отметим, что нарушение сроков направления сведений в реестр контрактов не всегда связано с виновными действиями, например, контрактного управляющего. Нередки ситуации, при которых заключенный контракт или дополнительное соглашение к нему "теряется в недрах" учреждения и обнаруживается только спустя 5 - 10 дней. Поэтому заказчикам настоятельно рекомендуем упорядочить работу по передаче таких документов между подразделениями (или должностными лицами) на локальном уровне учреждения. При этом оптимальным вариантом является система электронного документооборота, который фиксирует историю прохождения документа от его визирования до подписания.

О.Л. Лобанова

Консультант

по управлению закупками

Академии промышленного менеджмента

им. Н.П. Пастухова

г. Ярославль