Мудрый Экономист

Единые рекомендации от трехсторонней комиссии на 2017 год

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 2

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - трехсторонняя комиссия) ежегодно утверждает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда (далее - СОТ) работников государственных и муниципальных учреждений. На 2017 год они утверждены Решением трехсторонней комиссии от 23.12.2016 (далее - Единые рекомендации - 2017, ЕР-2017).

Преемственность ЕР

Единые рекомендации - 2017 так же, как и их предшественники, утвержденные Решением трехсторонней комиссии от 25.12.2015, протокол N 12 (далее - ЕР-2016), определяют:

В отношении минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) уточнено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы для соответствующего региона. При этом указанный размер не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (п. 5 ЕР-2017).

Отдельно рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Даны рекомендации по формированию СОТ и приведены особенности СОТ учреждений различных сфер деятельности.

Далее рассмотрим исключительно изменения, которые:

В частности, изменения затронули общие для учреждений вне зависимости от сферы деятельности разделы стандартной структуры Единых рекомендаций, отражающие:

Примечание. Особенности формирования систем оплаты работников государственных (муниципальных) учреждений:

Подробнее читайте в журналах "Советник в сфере образования" и "Советник бухгалтера в здравоохранении" N 1 за 2017 год.

Ограничения, которые в 2016 году имели только изменения СОТ, в 2017 году распространены и на их совершенствование. Изменения в Разделе III связаны только с уже рассмотренной региональной минимальной зарплатой. Другие произошедшие изменения мы рассмотрим более подробно.

Раздел V

Изменения в пункте 12, несмотря на их немногословность, имеют глубокий смысл. В частности, изменена фраза о некорректности использования на уровне учреждений терминологии "рекомендуемые минимальные размеры" или "минимальные размеры" в отношении вопросов, связанных с оплатой труда. В ЕР-2017 подчеркнуто, что подобная терминология не должна быть использована в разработанном учреждением положении об оплате труда его работников учреждения, предусматривающем конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям и группам должностей и профессий.

При этом отмечено, что и до 2017 года такая терминология могла присутствовать в указанных положениях.

Кроме того, существенно дополнен завершающий абзац пункта 12 в отношении положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Такие положения должны предусматривать для указанных работников по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий):

В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) с работником предусматриваются размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения ими работ в определенных условиях. Например, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (пп. "а" п. 14 ЕР-2017). Размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на таких работах установлены:

В Единых рекомендациях - 2016 было сказано о том, что такие условия не могут быть отменены без улучшения условий труда, явившихся основанием для такой оплаты, подтвержденных специальной оценкой условий труда. А вот Единые рекомендации - 2017 уточняют, что также невозможны их изменения в сторону снижения или отмены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Внесены изменения в рекомендации относительно выплат стимулирующего характера для всех категорий работников ГМУ. В частности, упоминание об условиях осуществления заменено на "условия установления". В пункте 16 ЕР-2016 размеры и условия для указанных выплат рекомендовано было устанавливать с учетом:

В ЕР-2017 к этому списку добавлено упоминание соответствующих нормативных правовых актов РФ.

Существенные изменения претерпел и завершающий абзац рассматриваемого пункта 16. Он посвящен показателям и критериям эффективности деятельности работников. Для 2016 года было рекомендовано при разработке указанных показателей и критериев учитывать методические рекомендации, утвержденные профильными министерствами. В ЕР-2017 перечень конкретных рекомендаций перенесен в новый по сравнению с ЕР-2016 пп. "г" п. 30 (Раздел VIII).

Также в Единых рекомендациях - 2017 в отличие от своего предшественника подчеркнуто, что показатели и критерии эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ).

Раздел VI

Аналогичный раздел ЕР-2016 содержал не только общие положения в отношении руководителей ГМУ, их заместителей и главных бухгалтеров, но и отдельные пункты с рекомендациями исключительно для руководителей ГМУ. В Единых рекомендациях - 2017 таких пунктов стало меньше. Например, в пункте 25 о том, какими документами должны быть определены условия оплаты труда, упомянуты не только руководители, но и их замы, а также главбухи ГМУ. Причем если в 2016 году условия оплаты труда было рекомендовано устанавливать как в трудовом договоре, так и в дополнительном соглашении к нему, то для 2017 года рекомендовано определять указанные условия в трудовом договоре. Однако при этом уточнено, что оформлять такой договор необходимо в соответствии:

Более кардинальные различия проявились между пунктами 27 ЕР-2016 и ЕР-2017. Для 2016 года указанный пункт предусматривал рекомендации о выплатах компенсационного и стимулирующего характера. В 2017 году подобные рекомендации отсутствуют, а указанный пункт посвящен публичности информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей ГМУ, а также главных бухгалтеров.

Такая информация должна быть размещена в Интернете на официальных сайтах:

Единые рекомендации - 2017 допускают исключения, если они предусмотрены ТК РФ, а также другими федеральными законами, иными НПА РФ.

Информация может также размещаться в Интернете на официальных сайтах самих ГМУ по решению государственных органов (ОМСУ, учредителей).

О.А. Пономарева

Начальник

отдела кадров