Мудрый Экономист

Нормативные затраты на работы у учреждений физкультуры и спорта: изучаем новые правила

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

С 2017 года нормативный принцип финансирования, применяемый при определении размера субсидии на выполнение задания, распространился на работы. Соответствующий нормативный акт, адресованный подведомственным федеральным бюджетным и автономным учреждениям, утвердил Минспорт, аналогичные документы приняты в части регионов и муниципальных образований. Правила расчета нормативов на выполнение работ рассмотрим в настоящей статье.

Как известно, положения п. 4 ст. 69.2 БК РФ наделяют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, правом принимать решение об использовании нормативных затрат на работы при определении объема субсидии на выполнение задания. На федеральном уровне такое право уже реализовано: Положение <1>, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640, Постановление N 640), и ведомственные приказы органов-учредителей устанавливают обязательность применения нормативов на работы начиная с государственных заданий на 2017 год и плановый период. В частности, в отношении федеральных учреждений физкультуры и спорта начал действовать Приказ Минспорта РФ от 16.12.2016 N 1295 <2>.

<1> Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
<2> "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации"; утвержденный им Порядок далее - Порядок N 1295.

В то же время на местах складывается самая разнообразная практика. Одни субъекты РФ и муниципальные образования последовали федеральному примеру и тоже внедрили нормативные затраты на работы с государственных (муниципальных) заданий на 2017 год, другие начали применять нормативы на работы еще в 2016 году, а третьи пока не воспользовались предоставленным правом.

Основа для расчетов

Государственные (муниципальные) задания многих учреждений физкультуры и спорта содержат те или иные работы. Напомним: чтобы работа вошла в задание, она должна быть указана в ведомственном перечне, который, в свою очередь, формируется в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг и работ. В качестве иллюстрации приведем некоторые работы из базового перечня в сфере физкультуры и спорта.

Группа

Название работы

Показатели объема

Уровень публично-правового образования, к полномочиям которого отнесено ее выполнение

Развитие физической культуры и спорта

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни

-

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)

Количество мероприятий, шт.

Проведение занятий физкультурно-оздоровительной направленности по месту проживания граждан

Количество занятий, шт.

Субъект РФ, муниципальное образование

Организация и проведение официальных мероприятий

Организация и проведение официальных спортивных мероприятий

Количество мероприятий, шт.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

Участие в организации официальных спортивных мероприятий

Организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий

Обеспечение участия в официальных мероприятиях

Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в международных соревнованиях

Обеспечение участия спортивных сборных команд в официальных спортивных мероприятиях

Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях

Обеспечение участия в официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятиях

-

Организация развития национальных видов спорта

Субъект РФ

-

Обеспечение доступа к объектам спорта

-

Субъект РФ, муниципальное образование

Порядок определения нормативных затрат на работы схож с алгоритмом расчета нормативных затрат на оказание услуг: в обоих случаях в качестве исходных данных берутся одни и те же группы расходов. Кроме того, расчеты должны базироваться на показателях материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, установленных нормативными правовыми актами РФ, а также межгосударственными, национальными стандартами РФ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере. Указанные стандарты необходимо принять и применить не позднее срока формирования заданий на 2019 год и плановый период, а до этого момента органам власти нужно использовать при расчетах нормы затрат, выраженные в натуральных показателях и определенные либо методом наиболее эффективного учреждения, либо медианным методом. На федеральном уровне это регламентировано п. 31 Положения N 640 и п. 4 Порядка N 1295. Правовые акты, касающиеся нормативов на выполнение работ и изданные на местах, в основном содержат аналогичные нормы.

Правила для федеральных учреждений

В пункте 2 Порядка N 1295 указана формула, по которой рассчитывается норматив на ту или иную работу, выполняемую федеральным учреждением физкультуры и спорта. Приведем данную формулу.

,

где Ni - нормативные затраты на выполнение i-й работы на соответствующий финансовый год;

Gits - нормативные затраты, определенные для t-й группы затрат s-го направления расходов для i-й работы на соответствующий финансовый год;

t - группа затрат;

s - направление расходов, осуществляемых при выполнении i-й работы;

kвр - коэффициент выравнивания, применяемый при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Как сказано в п. 6 Порядка N 1295, при расчете норматива учитываются следующие группы затрат:

Группа затрат

Особенности расчета затрат

Оплата труда (с начислениями) сотрудников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал

Определяются исходя из потребности в количестве штатных единиц работников, принимающих непосредственное участие в выполнении работы, с учетом действующего положения об оплате труда и стандартов работ

Приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе выполнения работы с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи)

Определяются исходя из фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении с учетом стандартов работ. Включаются затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для выполнения работы

Иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы

Определяются на основании стандартов работ

Оплата коммунальных услуг

Определяются исходя из натуральных показателей потребления в текущем финансовом году с учетом тарифов очередного финансового года, изменения площадей, требований по энергоэффективности и энергосбережению, стандартов работ. Отдельно рассчитываются по каждому виду коммунального ресурса (горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, тепло-, газо-, электроснабжение)

Содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения госзадания (в том числе затраты на арендные платежи)

Определяются на основании стандартов работ. Учитываются затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и пожарной безопасности, аренду недвижимого имущества и земельных участков, проведение текущего ремонта (если данные затраты не включены в состав субсидий на иные цели), содержание прилегающих территорий и пр.

Содержание особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения госзадания

Определяются на основании стандартов работ. Включаются затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт особо ценного движимого имущества, на материальные запасы, потребляемые в рамках его содержания (если такие расходы не отнесены к нормативным затратам, непосредственно связанным с выполнением работы), ОСАГО и пр.

Резерв на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд

Резерв формируется в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу, при этом учитываются стандарты работ

Приобретение услуг связи (местная, междугородняя и международная телефонная связь, Интернет)

Определяются исходя из фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении с учетом стандартов работ

Приобретение транспортных услуг

Оплата труда (с начислениями) сотрудников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, включая административно-управленческий персонал

Определяются пропорционально затратам на оплату труда сотрудников, непосредственно связанных с выполнением работы, с учетом стандартов работ

Прочие общехозяйственные нужды

Включаются затраты на ремонт и техническое обслуживание офисной и бытовой оргтехники, мебели, командировочные расходы, приобретение и сопровождение программных продуктов, уплату государственных пошлин, повышение квалификации персонала, приобретение мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, периодической литературы, приобретение бланков и переплетные работы и др.

Как видим, при определении нормативов на выполнение работ учитываются те же самые расходы, что при установлении нормативов на оказание услуг. Единственное отличие в том, что внутри норматива на услугу существует разделение на два базовых норматива (затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги и необходимых для общехозяйственных нужд), а в отношении работ такого деления нет.

Согласно приведенной выше формуле норматив нужно рассчитать по каждой группе затрат, а потом суммировать полученные цифры. Это позволит учесть в составе норматива на работу все виды расходов. Однако Минспорт вводит дополнительный показатель, который детализирует расчеты, - направление расходов (s). Вероятно, такой параметр необходим в тех случаях, когда формулировки работы оказываются слишком укрупненными. Конкретизировать ее содержание и помогут отдельные направления расходов. Например, если учреждение выполняет работу "Организация и проведение официальных спортивных мероприятий", она может осуществляться по следующим направлениям:

По данным направлениям и нужно вести расчеты: сначала определить общую сумму затрат (исходя из их групп) по каждому направлению, а затем сложить эти суммы.

Согласно п. 5 Порядка N 1295 нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или на единицу ее объема (если в госзадании установлены соответствующие показатели объема). То есть впоследствии, при определении размера субсидии, установленный норматив на работу нужно умножить на ее объем, обозначенный в госзадании, либо на 1 (когда единица объема не указана).

Еще один элемент формулы - коэффициент выравнивания (kвр). В силу п. 9 Постановления N 640 названный коэффициент применяется ко всему объему финансового обеспечения выполнения госзадания; делается это для того, чтобы приблизить размер субсидии, рассчитанный на основании Положения N 640, к объему финансирования в предыдущем году. Отметим, что использовать коэффициент выравнивания в отношении федеральных учреждений можно до момента формирования им государственных заданий на 2019 год и плановый период.

В то же время Минспорт устанавливает, что указанный коэффициент непосредственно участвует в расчете норматива на работу. Вероятно, это связано с тем, что подведомственные министерству учреждения в основном занимаются выполнением работ (за исключением образовательных учреждений, ведущих деятельность в сфере физкультуры и спорта). А значит, используя коэффициент выравнивания именно применительно к работам, орган-учредитель воздействует на объем субсидии в целом. Вторая возможная причина - в том, что суммы затрат на работы, рассчитанные по старым и действующим правилам, слишком разнятся, а потому сами нормативы пока еще нуждаются в корректировке посредством применения к ним коэффициента выравнивания.

Правила для учреждений регионального и муниципального уровней

Органы-учредители региональных и муниципальных учреждений физкультуры и спорта тоже утверждают свои порядки определения нормативных затрат на выполнение работ; правда, в открытом доступе (в справочно-правовых системах и на официальных сайтах органов власти) таких документов немного. Тем не менее их выборочный анализ показывает, что субъекты РФ и муниципальные образования, как правило, придерживаются алгоритма расчета, установленного на федеральном уровне. Перечислим некоторые особенности нормотворческой деятельности на местах.

  1. Нормативы на работы в основном применяются с заданий на 2017 год и плановый период. В частности, подобным образом поступили в Вологодской области <3>, Ханты-Мансийском автономном округе <4>, Перми <5>, Заречном <6> (Свердловская область). Но есть случаи более раннего применения нормативов на работы - например, в Щелковском муниципальном районе Московской области <7>.
<3> Приказ департамента физической культуры и спорта Вологодской области от 23.12.2015 N 301/01-07 "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственных учреждений области, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта области".
<4> Приказ департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2015 N 209 (с последующими изменениями) "Об утверждении Положения формирования государственного задания государственным учреждениям, подведомственным Департаменту физической культуры и спорта ХМАО - Югры, и осуществления контроля за выполнением государственного задания".
<5> Постановление администрации г. Перми от 16.08.2016 N 596 "Об утверждении методики расчета нормативных затрат на выполнение муниципальной работы "Обеспечение доступа к объектам спорта", нормативных затрат на содержание муниципального имущества, уплату налогов".
<6> Постановление администрации городского округа Заречный от 01.03.2016 N 227-П "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в различных сферах деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями городского округа Заречный".
<7> Постановление администрации Щелковского муниципального района от 09.08.2016 N 3666 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение муниципальной работы, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания Муниципальным автономным учреждением городского поселения Щелково "Физкультурно-спортивный комплекс" на 2016 год".
  1. Порядок определения нормативных затрат нередко бывает идентичным для услуг и для работ. В отдельных случаях (в частности, в Иркутской области <8>) работа приравнивается к услуге и утверждается общий алгоритм расчета.
<8> Приказ министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 07.09.2016 N 19-мпр "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере физической культуры и спорта, оказываемых областными государственными учреждениями, в отношении которых Министерство спорта Иркутской области осуществляет функции и полномочия учредителя".
  1. Органы-учредители в основном устанавливают в своих нормативных актах, что при расчете нормативов на работы применяются нормы, выраженные в натуральных показателях и установленные стандартом выполнения работы, либо указывают на использование метода наиболее эффективного учреждения или медианного метода. Иногда называется конкретный способ расчета: например, в приведенном выше документе администрации Перми упомянут метод наиболее эффективного учреждения, а в нормативном акте Правительства Московской области <9> допускается применение сметного метода в отношении работ, которые нельзя отнести к однотипным и по которым нельзя провести нормирование.
<9> Постановление Правительства МО от 18.10.2016 N 759/38 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственными учреждениями Московской области государственных услуг (выполнение работ), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением Московской области".

В то же время элементы сметного метода все же присутствуют в ряде документов - за основу берется общая сумма затрат, которая потом разбивается по отдельным группам расходов или делится на объем работы, установленный в задании. Подобный алгоритм, например, применен при определении нормативных затрат на работу в Щелковском муниципальном районе и Санкт-Петербурге <10>.

<10> Распоряжение Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 31.05.2016 N 39-р "Об утверждении базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением "Дирекция по управлению спортивными сооружениями" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
  1. В некоторых регионах и муниципальных образованиях (Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге, Перми <11>) органы-учредители утвердили для подведомственных учреждений физкультуры и спорта не только порядки определения нормативных затрат на работы, но и конкретные значения таких нормативов, то есть полностью внедрили принцип нормативного финансирования в отношении государственных и муниципальных работ.
<11> Постановление администрации г. Перми от 03.10.2016 N 756 "Об утверждении размера нормативных затрат на выполнение муниципальной работы "Обеспечение доступа к объектам спорта", нормативных затрат на содержание муниципального имущества, уплату налогов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и значений натуральных норм, необходимых для определения базовых нормативов затрат на выполнение муниципальной работы "Обеспечение доступа к объектам спорта".

Заключение

На федеральном уровне в некоторых регионах и муниципальных образованиях работы, выполняемые учреждениями физкультуры и спорта, теперь нормируются. Необходимые для этого действия (утверждение соответствующих порядков расчета и конкретных значений нормативов на работы) должны совершить органы-учредители. Полученные цифры станут основой для расчета размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а потому учреждениям важно ознакомиться с принципами и формулами, по которым определяются объемы финансирования.

Г. Зайцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"