Мудрый Экономист

Контрактная система: 2017, февраль

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 3

Изменения в законодательстве

Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

Порядок формирования и содержание планов закупок

Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 N 73, в частности, корректирует сроки представления планов и планов-графиков. В связи с расширением перечня случаев закупки у единственного поставщика внесены дополнения и уточнения в требования к формам планов и планов-графиков. Указано, что информация о закупках, сведения о которых составляют гостайну, включается в приложения к планам и планам-графикам закупок. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, вводимых в действие с 01.01.2018. Более подробно о Постановлении - в следующем номере журнала "Руководитель бюджетной организации".

Формирование и использование каталога товаров, работ, услуг

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждает порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанный каталог - это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОК 034-2014 "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД 2) и включающий в себя коды каталога, соответствующие данным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Каталог нужен для обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки и др.

Федеральное казначейство до 01.10.2017 размещает в единой системе в сфере закупок сформированные Минэкономразвития сведения, включаемые в каталог. Сведения будут размещены в виде электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста. Пользование каталогом будет бесплатным.

Постановление вступает в силу с 10.02.2017, кроме отдельных положений. Утрачивают силу Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд", от 02.06.2001 N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".

Требования к продукции в целях ее отнесения к произведенной в России

Постановление Правительства РФ от 17.01.2017 N 17 вносит изменения в приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719. Уточнения касаются некоторых позиций, относящихся к продукции отрасли специального машиностроения. В Требования <1> включен новый раздел - "Продукция железнодорожного машиностроения".

<1> Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ N 719.

Закупка товара, созданного по инвестиционному контракту

Постановление Правительства РФ от 02.02.2017 N 121 вводит общие требования к порядку установления предельной цены единицы товара, производство которого создается, модернизируется или осваивается в РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. Особенности закупки такого товара оговорены в Федеральном законе от 03.07.2016 N 365-ФЗ. Закупка по регулируемым ценам и с учетом определенных особенностей может осуществляться у единственного поставщика. Постановление утверждает требования к порядку установления предельной цены единицы товара, в частности, если в отношении товара осуществляется государственное регулирование цен или цены указаны в муниципальных правовых актах либо товар реализуется на биржевых торгах.

Методика применения сметных норм

Приказом Минстроя РФ от 29.12.2016 N 1028/пр утвержден единый порядок применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы и монтаж оборудования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта объектов капитального строительства (ОКС). В сметные нормы включены государственные элементные сметные нормы на строительные, специальные строительные (ГЭСН), ремонтно-строительные (ГЭСНр), монтаж оборудования (ГЭСНм) и пусконаладочные работы (ГЭСНп). Положения методики являются обязательными для использования при установлении сметной стоимости вышеуказанных работ, финансируемых с привлечением бюджетных средств.

Рекомендации и разъяснения

В данном разделе ознакомимся с рекомендациями регуляторов контрактной системы.

Особенности размещения в ЕИС технической части документации о закупках

Разъяснения ФАС РФ от 12.12.2016 касаются формата размещения в ЕИС в сфере закупок технической части документации о закупке. Ее формат должен позволять осуществить поиск, копирование и печать фрагментов текста.

Конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны представляться для ознакомления в ЕИС без взимания платы. К тому же эта информация является общедоступной <2>.

<2> В силу ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 50 и ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно пп. "а", "л", "м" п. 14 Правил ЕИС <3> технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную (за исключением перерывов на регламентные и технологические работы) доступность размещенных информации и документов для получения, ознакомления и использования пользователями сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами <4>; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, фрагментам текста (кроме поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа), а также получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в Интернете, в том числе поисковыми системами.

<3> Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
<4> В соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям".

Из положений Закона о контрактной системе и Правил ЕИС следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте ЕИС без каких-либо ограничений, связанных с ознакомлением с ней.

Согласно мнению Минэкономразвития, изложенному в Письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации ограничивает возможности ознакомления с такой информацией и противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, размещение на официальном сайте технической части документации в формате, не предусматривающем копирование фрагментов, может стать дополнительным барьером, привести к ограничению количества участников закупки, к формальным ошибкам в заявках участников закупок. Особенно это касается текстов, которые необходимы для заполнения заявки. Участнику закупки в данном случае приходится самостоятельно заполнять документы в ручном режиме. А если объем информации большой, такое может привести к проблемам при заполнении заявки надлежащим образом в установленные сроки.

Поэтому информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста должна размещаться на сайте ЕИС в читаемом формате. Обязательное требование к формату: обеспечение возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть должна быть обеспечена возможность сохранения фрагментов текста на технических средствах пользователей, а после сохранения - поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра (документ в электронной форме). С документом должно быть удобно работать - копировать его фрагменты, вставлять их в имеющийся текст, форматировать и т.д.

ФАС акцентирует внимание, что наличие в файле технической части документации защиты паролем, не позволяющим ознакомиться, скопировать или распечатать документ напрямую, недопустимо.

По мнению ФАС, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на сайте ЕИС, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), когда такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие является нарушением ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, ответственность за которое установлена в виде административного штрафа: для должностных лиц - 15 тыс. руб.; для юридических лиц - 50 тыс. руб.

Разъяснения Росстандарта о закупках

Росстандарт в Позиции от 25.01.2017 высказал свое мнение по вопросам применения законодательства о закупках, стандартизации и технического регулирования. Разъяснения в части описания объекта закупки касаются закупок, совершаемых как по Закону о контрактной системе, так и по Закону N 223-ФЗ <5>. Разъяснения связаны с принятием Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты РФ о стандартизации, - уточняются сведения, указываемые в документации о закупке.

<5> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно нововведениям при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ в документацию о закупке включаются требования, определенные положением о закупке. В число таких требований входят требования к безопасности, качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы. Требования устанавливаются заказчиком и предусматриваются техническими регламентами:

Если в документации о закупке законодательно установленные требования не будут использованы, то заказчик в документации должен обосновать необходимость использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги своим потребностям. Аналогичная схема действует при совершении закупок по Закону о контрактной системе.

В документе Росстандарта также разъяснены основные понятия, содержащиеся в Законе о техническом регулировании <6>, Законе о стандартизации <7>, в том числе "технический регламент", "национальный стандарт" (включая "предварительный" и "основополагающий"), "правила стандартизации", "информационно-технический справочник".

<6> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
<7> Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о стандартизации к документам национальной системы стандартизации относятся: национальный стандарт РФ, в частности основополагающий и предварительный, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

---------------¬  ---------------¬  -----------------T---------------------¬
¦ Документы ¦ ¦ Национальный ¦ ¦Основополагающий¦Устанавливает общие ¦
¦ национальной ¦ ¦ стандарт ¦ ¦ национальный ¦положения, касающиеся¦
¦ системы ¦ +--------------+ ¦ стандарт ¦выполнения работ по ¦
¦стандартизации¦ ¦Устанавливает ¦<-+ ¦стандартизации, а ¦
¦ ¦ ¦общие ¦ ¦ ¦также виды ¦
¦ ¦ ¦характеристики¦ ¦ ¦национальных ¦
¦ ¦<-+ОС <*>, ¦ ¦ ¦стандартов ¦
¦ ¦ ¦правила и ¦ L----------------+----------------------
¦ ¦ ¦общие принципы¦ -----------------T---------------------¬
¦ ¦ ¦в отношении ¦ ¦ Предварительный¦Устанавливает общие ¦
¦ ¦ ¦объекта ¦ ¦ национальный ¦характеристики ОС, ¦
¦ ¦ ¦стандартизации¦<-+ стандарт ¦правила и общие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦принципы в отношении ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОС на ограниченный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦срок ¦
¦ ¦ L--------------- L----------------+----------------------
¦ ¦ ---------------T-----------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Правила ¦Содержат организационные и методические ¦
¦ ¦ ¦стандартизации¦положения, дополняющие или ¦
¦ ¦ ¦ ¦конкретизирующие отдельные положения ¦
¦ ¦<-+ ¦основополагающих национальных стандартов,¦
¦ ¦ ¦ ¦а также определяющие порядок и методы ¦
¦ ¦ ¦ ¦проведения работ по стандартизации и ¦
¦ ¦ ¦ ¦оформления результатов этих работ ¦
¦ ¦ L--------------+------------------------------------------
¦ ¦ ---------------T-----------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Рекомендации ¦Содержат организационную и методическую ¦
¦ ¦ ¦ по ¦информацию, касающуюся проведения работ ¦
¦ ¦ ¦стандартизации¦по стандартизации и способствующую ¦
¦ ¦ ¦ ¦применению соответствующего национального¦
¦ ¦<-+ ¦стандарта, либо положения, которые ¦
¦ ¦ ¦ ¦предварительно проверяются на практике до¦
¦ ¦ ¦ ¦их установления в национальном стандарте ¦
¦ ¦ ¦ ¦или предварительном национальном ¦
¦ ¦ ¦ ¦стандарте ¦
¦ ¦ L--------------+------------------------------------------
¦ ¦ ---------------T-----------------------------------------¬
¦ ¦ ¦Информационно-¦Содержит систематизированные данные в ¦
¦ ¦<-+ технический ¦определенной области и включает в себя ¦
¦ ¦ ¦ справочник ¦описание технологий, процессов, методов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦способов, оборудования и т.д. ¦
L--------------- L--------------+------------------------------------------
<*> Объект стандартизации.

Даны пояснения о порядке получения доступа к документам по стандартизации.

Заказчик самостоятельно определяет технические регламенты, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, связанные с установлением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. При этом заказчик имеет право непосредственно ссылаться на технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, а также указывать на соответствие отдельных параметров закупаемых товаров, работ, услуг требованиям технических регламентов, документов в области стандартизации.

При составлении описания объекта закупки заказчику важно ознакомиться с актуальными текстами документов по стандартизации и технических регламентов.

Техрегламенты, а также национальные стандарты РФ, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований установленного техрегламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения установленного технического регламента и осуществления оценки соответствия, составляют федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов (ФИФ).

Примечание. При заключении договора на поставку товаров, работ, услуг заказчику необходимо иметь последний (актуальный) экземпляр документа национальной системы стандартизации или технического регламента.

В соответствии с п. 13 и 18 Положения о ФИФ <8> к документам ФИФ (за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну) обеспечивается свободный доступ на сайте Росстандарта (gost.ru). Федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судебным органам техрегламенты и их копии на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме предоставляются бесплатно, другим органам и лицам - за плату, размер которой определяется Росстандартом <9>.

<8> Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 N 500.
<9> Размер платы установлен Приказом Росстандарта от 29.06.2016 N 805.

Существует также Федеральный информационный фонд стандартов - его составляют документы по стандартизации <10> (документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств, своды правил, региональные своды правил, своды правил иностранных государств, надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, которые приняты на учет федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, документы по стандартизации международных организаций по стандартизации, региональных организаций по стандартизации и иные документы по стандартизации иностранных государств).

<10> Пункт 3 ст. 29 Закона о стандартизации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о стандартизации свободному доступу на официальном сайте Росстандарта подлежат:

  1. национальные стандарты РФ, включенные в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах согласно ст. 27 Закона о стандартизации;
  2. основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации РФ;
  3. общероссийские классификаторы;
  4. информационно-технические справочники.

В силу ч. 5 ст. 30 Закона о стандартизации Росстандарт безвозмездно предоставляет документы и копии документов фонда по запросам органов государственной власти или суда. По запросам других лиц документы предоставляются уже за плату в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса.

Оператором указанных фондов является ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".

В разъяснениях также содержатся контактные данные и информация о режиме работы Росстандарта и ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ".

М.Г. Гусев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"