Мудрый Экономист

Порядок осуществления закупок в 2017 году

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

Законодательство о закупках постоянно изменяется. 2017 год не стал исключением, и кое-что в порядке закупок было скорректировано. Самое существенное изменение - это распространение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на унитарные предприятия. Однако и для казенных учреждений есть кое-что новое. Прочитав статью, вы как раз и узнаете, что изменилось.

Общественное обсуждение

С 01.01.2017 вступила в силу ст. 20 Закона N 44-ФЗ, касающаяся общественного обсуждения закупок. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 <1> такое обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

<1> "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к этим случаям могут быть установлены иные случаи.

Обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Способы проведения общественного обсуждения ¦
L-----------------T--------------------------------------T-----------------
¦/ ¦/
------------------+------------------¬ -----------------+----------------¬
¦На сайте ЕИС в разделе "Обязательное¦ ¦В виде очных публичных слушаний ¦
¦общественное обсуждение закупок" ¦ ¦ ¦
L------------------------------------- L----------------------------------

Для чего введено общественное обсуждение? По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Отметим, что закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Идентификационный код закупки

Первым делом напомним, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию.

Порядок формирования такого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлены Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422.

Идентификационный код закупки казенные учреждения уже присваивали закупкам и указывали его:

С этого года идентификационный код нужно указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Планирование закупок

Важный момент: с 01.01.2017 казенные учреждения не могут осуществлять закупки, не включенные в план-график, поскольку с данной даты вступила в силу ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, прямо запрещающая это.

Обратите внимание! Согласно ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб. Аналогичный штраф предусмотрен и для должностных лиц, разместивших извещение о проведении закупки или направивших приглашение принять участие в определении поставщика ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении закупки.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг, а также форма плана-графика утверждены Постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 - для федеральных заказчиков и N 554 - для муниципальных заказчиков и заказчиков субъекта РФ.

Отметим, что контрактным управляющим и иным специалистам учреждений, занимающихся закупками, данные документы придется подробно изучить в ближайшее время, поскольку Правительство РФ Постановлением от 25.01.2017 N 73 внесло изменения в них, причем существенные. Этот нормативный акт скорректировал и иные постановления Правительства РФ в области планирования. В частности, изменения коснулись Постановлений:

Например, согласно новой редакции п. 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением N 552, в плане закупок отдельными строками указывается итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации или на объем такого обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

Информация о закупках, в том числе об объеме финансового обеспечения по кодам бюджетной классификации, включается в план закупок на основании расчетов плановых сметных показателей, используемых при формировании бюджетной сметы казенного учреждения, сформированных в порядке, установленном Минфином.

А общая суть изменений такова. Отдельной строкой в плане закупок и плане-графике для каждого из объектов закупок теперь указывают закупки:

Также отражаются закупки:

В этих случаях вносят идентификационный код закупки, наименование объекта закупки и объем финансового обеспечения (планируемые платежи) одной строкой по каждому из названных случаев. В качестве наименования объекта закупки указывается положение закона, являющееся основанием для закупок, информация о которых включается в план закупок одной строкой.

Кроме того, были изменены сами формы: и плана закупок, и плана-графика. Поэтому планированию закупок в 2017 году уделите особое внимание. Ведь Постановление N 73 уже вступило в силу.

Как указывать наименование объекта закупки в плане закупок и плане-графике закупок? Согласно ч. 4 ст. 23 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, отражается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование такого каталога в ЕИС, а также порядок ведения утверждаются Правительством РФ. Однако до настоящего времени подобный акт не принят.

К сведению. С введением каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отпадет необходимость подробного описания объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 16.05.2016 N ОГ-Д28-5983).

Поэтому до введения каталога заказчики при указании объекта закупки должны отражать информацию, которая позволит отнести его к классу, группе, виду экономической деятельности, продукции и услуг. Наименование должно словесно обозначать закупаемый товар, работу или услугу.

Расширены функции контроля

Мы знаем, что контроль в сфере закупок осуществляют среди прочего Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. В этом году на них возложены полномочия по контролю (ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):

  1. за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  2. за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

Порядок такого контроля утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 <2> и вступил в силу 01.01.2017.

<2> "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Например, если Федеральное казначейство выявит несоответствие информации о НМЦК, содержащейся в протоколе определения поставщика, аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке, то выдаст протокол с указанием выявленного нарушения. Учреждение должно будет устранить замечания и пройти повторный контроль.

Отметим, что введение новой формы контроля не потребует от заказчиков представления контролирующим органам дополнительных документов, поскольку данные проверки осуществляются через ЕИС.

Функции ЕИС

Уже год, как мы работаем в ЕИС - системе, которая обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок. С 2017 года ЕИС при взаимодействии с иными информационными системами позволяет осуществлять контроль соответствия:

Запреты на допуск иностранных товаров

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением от 14.01.2017 N 9 Правительство РФ определило такой запрет в отношении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства. Например, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, канаты, веревки, прицепы, вертолеты можно закупить только российского производства, при условии, что производство данных товаров имеется в нашей стране и странах - членах Евразийского экономического союза.

Нормирование закупок

Несколько слов скажем о нормировании. 28.12.2016 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 19 Закона N 44-ФЗ, согласно которым с 2017 года на казенные учреждения, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, не распространяются положения о нормировании.

Напомним, что под нормированием понимается определение требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

* * *

Основные нововведения мы рассмотрели. Но хотелось бы напомнить, что в середине 2016 года был принят ряд федеральных законов, которыми были введены основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а также новые составы административных правонарушений в сфере закупок, связанных с планированием.

Т. Шадрина

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"