Мудрый Экономист

Федеральный стандарт: основы бухгалтерского учета и отчетности

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

Законом о бухгалтерском учете <1> предусмотрено, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные стандарты. В них могут устанавливаться специальные требования к бухгалтерскому учету учреждений бюджетной сферы (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения), а также требования к учету отдельных видов экономической деятельности. В настоящее время Минфином подготовлена программа разработки и утверждения федеральных стандартов для учреждений государственного сектора, а также сроки их вступления в силу. Отдельные документы уже приняты и находятся на регистрации в Минюсте. В этой статье ознакомимся с основными положениями федерального стандарта, который утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 256н и начнет действовать с 2018 года, - "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора" (далее - Стандарт N 256н).

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Стандарт N 256н будет применяться в совокупности с другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора и нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В нем содержатся:

Стандарт N 256н во многом пересекается с нормами Инструкции N 157н <2>. В то же время введены новые понятия и уточнения по действующим положениям.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

В разделе I "Общие положения" Стандарта N 256н даны определения основным терминам, используемым в названном документе.

Разъясняется, в частности, на кого распространяются положения Стандарта. Это государственные (муниципальные) учреждения, внебюджетные фонды и их органы управления, органы государственной власти, местного самоуправления, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, иные организации, на которые возложены бюджетные полномочия получателей бюджетных средств (далее - субъекты учета).

В этом разделе содержатся положения о том, что бухгалтерская (финансовая отчетность) делится по степени обобщения информации на индивидуальную и консолидированную, по степени раскрытия - на отчетность общего назначения и специального назначения. Даны подробные описания по каждому виду отчетности, в том числе в отношении того, кто является ее пользователями и какая информация в ней раскрывается.

Обратите внимание! С вступлением в силу Стандарта N 256н хранение отчетности будет возможно в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью на электронных носителях с учетом требований законодательства об использовании электронной подписи. При этом должна быть обеспечена защита данных от несанкционированных исправлений (п. 13 указанного Стандарта).

В разделе II "Основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета" Стандарта N 265н содержатся положения, аналогичные общим положениям Инструкции N 157н касательно правил ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов, составления и хранения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Только в Стандарте эти положения дополнены новыми понятиями и разъяснениями. По сути, новшества не меняют действующий порядок, а только его уточняют и дополняют.

Так, в п. 16 Стандарта N 256н говорится о том, что ведение бухгалтерского учета осуществляется с использованием (новое выделено полужирным курсивным начертанием):

Последний принцип означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов), связанных с осуществлением указанных операций.

В пункте 17 Стандарта N 256н (как и в п. 3 Инструкции N 157н) говорится о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на достоверную. Существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета или отчетности.

В Стандарте данное положение дополнено следующим.

Показатель существенности информации определяется степенью влияния пропуска и искажения такой информации в бухгалтерском учете и отчетности на принятие учредителем, иным пользователем отчетности экономического решения, основанного на данных бухгалтерского учета или отчетности. Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерского учета или отчетности и его возможного влияния на решение пользователя в случае отсутствия или искажения такого показателя. При этом единый количественный критерий существенности информации не устанавливается (если иное не сказано в федеральных законах).

Иными словами, если в учете или отчетности допущена ошибка (искажение информации), ее существенность определяется в зависимости от того, повлияла ли она на принятие экономического решения пользователями данной информации и в какой степени.

Напомним, что в законодательстве существует понятие грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое предусмотрена административная ответственность.

Для справки. В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности являются:

Также в Стандарте N 256н разъяснен порядок составления и хранения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Он аналогичен порядку, изложенному в общих положениях Инструкции N 157н, за исключением некоторых уточнений.

Согласно п. 32 Стандарта N 256н первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в электронном виде, а также в случае, если федеральными законами, иными нормативными актами установлено требование о необходимости составления (хранения) исключительно на бумажном носителе.

В настоящее время в силу п. 7 Инструкции N 157н первичные учетные документы составляются на бумажных носителях или - при наличии технических возможностей субъекта учета - на машинных носителях, то есть в виде электронного документа с использованием электронной подписи.

Таким образом, с вступлением в силу указанного Стандарта в приоритете будут все же электронные документы.

К сведению. Положения об учетной политике и исправлении ошибок в бухгалтерском учете будут изложены в отдельном федеральном стандарте (проект размещен на сайте Минфина).

В разделе III "Объекты бухгалтерского учета" Стандарта N 256н дана подробная характеристика основных объектов учета, таких как активы и обязательства, доходы и расходы.

В действующих в настоящее время инструкциях по бухгалтерскому учету определений указанным объектам учета нет. В целях ознакомления приведем основные используемые для целей бухгалтерского учета и раскрытия бухгалтерской отчетности понятия и новые термины в соответствии с п. 36 - 44 Стандарта N 256н.

Активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащие субъекту учета и (или) находящиеся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономической выгоды.

Полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность:

Будущие экономические выгоды, заключенные в активах, - это поступление денежных средств или их эквивалентов субъекту учета.

Обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства возникают в силу закона, иного нормативного акта или договора (контракта).

Чистые активы - это разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату. Имущество, по которому субъекты учета не отвечают по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается.

Вкладом собственника (учредителя) признается имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и их эквивалентов, для выполнения государственных (муниципальных) функций, полномочий, оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Доходом считается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением увеличения, связанного с вкладом собственника (учредителя).

Расходами признается снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод в отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем).

В разделе IV "Общие правила признания и прекращения признания объектов бухгалтерского учета" Стандарта N 265н определено следующее.

Объект бухгалтерского учета признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном соблюдении следующих условий:

В случае если прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных выше условий, на дату его прекращения осуществляется выбытие с учета объекта бухгалтерского учета (прекращение признания).

В разделе V "Оценка (денежное измерение) и методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета" Стандарта N 256н говорится о том, что порядок и методы оценки объектов учета определяются применяемыми нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность с учетом федеральных стандартов.

В случаях, определенных в применяемых нормативных актах, оценка активов и обязательств осуществляется по справедливой стоимости.

К сведению. Справедливая стоимость - это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами (п. 52 Стандарта N 256н).

Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 Стандарта N 256н):

При определении справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств используется тот метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость объекта бухгалтерского учета, если иное не установлено применяемыми нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность (п. 53 Стандарта N 256н).

Обратите внимание! Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 257н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", в котором указано, в отношении каких объектов учета применяется порядок определения справедливой стоимости.

В настоящее время Инструкцией N 157н предусмотрены такие понятия, как оценочная и восстановительная стоимость. Возможно, в дальнейшем (с вступлением в силу федеральных стандартов) в нее будут внесены корректировки.

В разделе VI "Общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики" Стандарта N 256н, помимо общих положений, содержится порядок осуществления камеральной проверки отчетности. Он аналогичен порядку, изложенному в Инструкциях N 33н <3>, 191н <4>.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
<4> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.

В этом разделе также разъясняется, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, включая пояснения к ней, должна отвечать таким условиям, как:

Это условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Подробные характеристики вышеуказанных понятий приводятся в п. 66 - 72 Стандарта N 256н.

В разделе VII "Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности" Стандарта N 256н указана следующая информация.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании трех принципов (если иное не предусмотрено в пояснениях к отчетности):

  1. допущения имущественной обособленности. Это означает, что активы и обязательства субъектов учета существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей);
  2. допущения непрерывности деятельности. Это означает, что субъект учета будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия, функции и обязательства в обозримом будущем и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета либо прекратить его деятельность в обозримом будущем;
  3. допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что объекты в бухгалтерском учете отражаются в бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты, приведшие к возникновению или изменению соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, иных объектов учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с данными фактами (операциями, событиями).

В разделе VIII "Основные требования к инвентаризации активов и обязательств" дается общая информация о порядке проведения инвентаризации, поименованы случаи обязательного проведения названного мероприятия, указан порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности. Аналогичные положения изложены в п. 20 Инструкции N 157н.

* * *

Несмотря на то что Стандарт N 256н начнет действовать с 2018 года, рекомендуем ознакомиться с его основными положениями заранее, поскольку одновременно вступит в силу несколько таких документов. В упомянутом федеральном Стандарте изложены основы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а применяться он будет совместно с другими нормативными актами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. В нем содержатся понятия и характеристики, которые ранее не фигурировали в учете и отчетности у государственных (муниципальных) учреждений.

О. Сизонова

Главный редактор журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"