Мудрый Экономист

Учет расходов на мероприятия по антитеррористической защищенности

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2017, N 2

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности указанного министерства. Рассмотрим, как будут отражены отдельные мероприятия из раздела III указанных требований в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Организация пропускного режима

Монтаж системы контроля и управления доступа (далее - СКУД) - основное мероприятие по организации пропускного режима. СКУД представляет собой совокупность технических средств, с помощью которых должна быть решена задача контроля и управления проходом и въездом как непосредственно на территорию лечебно-профилактического учреждения, так и на отдельные его зоны.

СКУД не только позволит предотвращать проникновение в учреждение террористов, но и поможет при ведении кадровых отчетов, так как даст возможность контролировать перемещение работников по учреждению, а также соблюдение границ рабочего времени (прибытие, уход, перерыв на обед, опоздания и прочее).

Данные, соответственно, могут быть учтены при начислении (лишении) стимулирующих выплат. Однако достижение наиболее высокого уровня эффективности СКУД возможно при реализации ряда мероприятий.

Установка ограждения вокруг территории

В рамках усиления антитеррористической защищенности на первый план выходят ограждения из сборных железобетонных элементов и металлических секций.

При этом ограждения составляют вместе со зданием, ради которого они возведены, один инвентарный объект. Об этом сказано в пункте 45 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н; далее - Инструкция N 157н). Однако если ограждение обеспечивает функционирование двух зданий и более, то его необходимо оприходовать как самостоятельный инвентарный объект и, более того, как основное средство.

С 1 января 2017 года классифицировать основные средства необходимо на основании ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (далее - ОКОФ), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. В данном случае бухгалтер использует коды ОКОФ:

Отметим, что в 2016 году для металлических оград и заборов действовал код 12 3697050 по старому ОКОФ, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Объекты по нему могли входить в две группы:

В связи с переходом с 2017 года на новые ОКОФ все металлические ограды перешли в 6-ю группу. Это значит, что срок их эксплуатации будет меньше на 10 лет.

Согласно пункту 53 Инструкции N 157н установленные ограждения учитываются на счете аналитического учета 0 10103 000 "Сооружения". Поступление установленного ограждения должно быть оформлено, например, согласно пункту 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030). При этом к такому акту должны быть приложены документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.

Монтаж электронных замковых систем

Учреждения здравоохранения вполне могут установить не сложносочлененную СКУД, а всего лишь СКУД-замки (электромагнитные замки). Ставить замки на учет в качестве отдельного инвентарного объекта не нужно. Такой вывод следует из пунктов 41 и 45 Инструкции N 157н: так как после установки замки неотделимы от здания, то они не удовлетворяют условиям принятия к учету ни в качестве основных средств, ни в качестве материалов.

Для контроля и управления доступом каждый медработник получает в постоянное пользование или на определенный срок электронный ключ. Например, это может быть пластиковая карточка, которая содержит фотографию, номер и личные данные, а также индивидуальный код.

При этом пациенты и посетители при регистрации получают простую пластиковую карточку:

Отметим, что в настоящее время по-прежнему актуально письмо Минфина России от 22.01.2014 N 02-06-10/1855, в котором разъяснено, какими записями следует отражать в бухгалтерском учете удостоверяющих центров факт выдачи ключевых носителей. Несмотря на то что факты хозяйственной жизни учреждений отличны от регистрируемых удостоверяющими центрами, все же некоторые моменты важны для всех учреждений:

Соответственно, следует использовать счет 10500 "Материальные запасы" (п. 98 Инструкции N 157н), поскольку электронные ключи - материальная ценность, которая:

Учитывать изготовленные пропуска в составе материальных запасов целесообразно на счете 10506 "Прочие материальные запасы". При их выдаче работникам и для раздачи пациентам (посетителям) необходимо использовать забалансовый учет на счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (далее - счет 27).

Отметим, что для идентификации можно применять и отпечаток пальца. Такая система эффективна при ограничении доступа в особо защищенные помещения, например в комнату с наркотическими средствами, хранилище донорского материала и прочие помещения. В данном случае учет расходов будет связан с оборудованием и аналогичен рассмотренному в следующем подразделе.

Оборудование пропускного пункта на входе и отделениях

На проходной и на входах в отделения могут быть оборудованы различные системы контроля доступа, работающие с электронными пропусками. Как правило, для работы любой системы необходимо специальное программное обеспечение, позволяющее расширить функциональные возможности установленной системы. Так, кроме защиты от несанкционированного проникновения систему можно использовать для кадрового учета.

Таким образом, для внедрения электронной пропускной системы помимо электронных замков и пропусков учреждению необходимо приобрести оборудование (турникеты), а также соответствующее программное обеспечение (далее - ПО).

Расходы на эти цели должны быть осуществлены по статьям (подстатьям) КОСГУ:

На основании пункта 45 Инструкции N 157н турникет как инвентарный объект основных средств должен быть принят к учету согласно требованиям ОКОФ. В 2016 году турникеты со считывающим устройством, с помощью которого осуществляется их открытие, относили к подразделу "Машины и оборудование" на один из кодов старого ОКОФ 14 3319250 "Устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные". С 1 января 2017 года старый код ОКОФ конвертирован в новый - 330.26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура". Это шестая амортизационная группа, максимальный срок службы - 15 лет.

На ПО заключается пользовательское лицензионное соглашение. В зависимости от положений учетной политики эти расходы могут быть:

Рассмотрим применение одного из подходов списания ПО, а также других расходов на примере.

Пример 1. Бюджетное учреждение здравоохранения приобрело и установило электронную пропускную систему со следующими элементами:

Все операции произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания и оплачены с лицевого счета учреждения. В соответствии с Инструкцией N 174н бухгалтер отразит приведенные факты хозяйственной операции следующим образом:

Дебет 4 20631 560 Кредит 4 20111 610

Дебет 4 10631 310 Кредит 4 30231 730

Дебет 4 30231 830 Кредит 4 20111 610

Дебет 4 30231 830 Кредит 4 20631 660

Дебет 4 10980 226 Кредит 4 30231 730

Установка камер видеонаблюдения

В условиях "привлекательности" объектов здравоохранения для террористических атак обеспечение визуального контроля выходит на первый план. Данный контроль осуществляется при помощи систем видеонаблюдения, интегрированных в систему СКУД.

Система видеонаблюдения для контроля за соблюдением режима должна обеспечивать:

Использование видеонаблюдения позволит фиксировать (и регистрировать):

Из-за изменившихся требований к антитеррористической безопасности целесообразно применять видеокамеры с внутренней цифровой обработкой сигнала, а также с высоким уровнем чувствительности и разрешающей способности.

Например, использование камер с инфракрасной (ИК) подсветкой обеспечивает получение приемлемых цветных изображений днем и черно-белых - ночью.

Для осуществления наблюдения в темное время суток возможно и применение видеокамер, обладающих высочайшим уровнем чувствительности, что позволит осуществлять видеонаблюдение без ИК-подсветки. Существуют системы и с функциями идентификации личности, резких движений и прочего, позволяющие выявить потенциально опасных посетителей учреждения.

Таким образом, даже если территория учреждения оснащена камерами, возможно, их уровень далек от требований антитеррористической защищенности и бухгалтеру вновь придется столкнуться с учетными проблемами по оприходованию видеосистем. Так, важным аспектом системы видеонаблюдения является наличие непосредственно наблюдателя, то есть сотрудника охраны. Для повышения эффективности его работы обычно оборудуют пост охраны. Такой пост - неотъемлемая часть систем видеонаблюдения, поскольку его наличие обеспечивает наблюдателю удобство и даже определенный комфорт, который повышает результаты:

На пульте пункта охраны необходимо наличие монитора, на который выводятся изображения с размещенных как по периметру, так и в помещениях лечебно-профилактического учреждения камер видеонаблюдения. Таким образом, рассматриваемая система по сути - набор специального оборудования, которое должно быть смонтировано. Приобретенное оборудование подлежит учету в составе материальных запасов, а значит, оно должно приобретаться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Работы по его монтажу следует оплачивать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16.12.2014 N 02-14-10/64/944, от 06.06.2014 N 02-05-10/27545.

Оборудование, требующее монтажа, подлежит учету на счете 105 04 "Строительные материалы" (п. 118 Инструкции N 157н). Поскольку смонтированная система видеонаблюдения предназначена для использования в учреждении более 12 месяцев, то она подлежит учету в составе основных средств. В 2016 году система видеонаблюдения относилась к подразделу "Машины и оборудование", аппаратуре теле- и радиоприемной (код 14 3230000 ОКОФ). С 1 января 2017 года старый код ОКОФ конвертирован в новый - 320.26.30.1 ОКОФ "Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио- или телевизионная передающая". Это четвертая амортизационная группа, максимальный срок службы - 7 лет.

Р.Ш. Мавлиханов

Бухгалтер