Мудрый Экономист

Стандарты для госсектора

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 3

Возможно, что отчетность за I квартал 2017 года бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений последний раз сдают по старым "лекалам", ведь через год, в 2018 году, вся бухгалтерская отчетность должна формироваться в соответствии с утвержденными Минфином России стандартами на основе новой концепции учета.

Концептуальные основы

Время пролетит быстро, и 1 января 2018 года вступят в силу Приказы Минфина России от 31.12.2016:

Примечание. В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора, утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 N 64н, предполагается поэтапный ввод в действие 29 федеральных стандартов.

Отметим, что оба стандарта не содержат каких-то революционных положений. Скорее все новое в них - это хорошо забытое старое. В любом случае рекомендуем всем бухгалтерам не откладывать изучение стандартов в долгий ящик. Напомним, что в последние дни 2016 года Минфином были утверждены еще пять стандартов учета для госсектора, а на момент подготовки этого номера на сайте ведомства www.minfin.ru, в разделе "Документы", были размещены проекты приказов по утверждению еще нескольких стандартов.

Организации сектора

Приступая к изучению утвержденных стандартов для организаций государственного сектора, необходимо четко понимать то, какие организации объединяет госсектор, а также какое место в нем занимают государственные и муниципальные учреждения (далее - ГМУ).

Отметим, что нормативного определения термина "госсектор" нет, и для разных целей он трактуется по-разному. Наиболее распространено следующее определение:

Государственный сектор экономики (далее - госсектор) - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Госсектор включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли (схема 1).

Структура государственного сектора экономики

----------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Государственный сектор ¦
L----------------------------------------------------T-----------------------------------------------
-----------------------+-----------------------T--------------¬
¦/ ¦/ ¦/
---------------------------------------------------------------------¬-------------¬----------------¬
¦ Сектор государственного управления ¦¦ Корпорации ¦¦Квазикорпорации¦
L----------------------------------T----------------------------------¦ (АО - 50% +¦¦ (ГУПы) ¦
-----------------T---------+--------------T------------¬ ¦ 1 акция) ¦¦ ¦
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ L-------------L----------------
----------------¬---------------¬---------¬-------------¬------------¬
¦ Органы ¦¦ Органы ¦¦ Органы ¦¦ Фонды ¦¦ НКО ¦
¦законодательно馦исполнительно馦судебно馦(социальног (бюджетные¦
¦ власти ¦¦ власти ¦¦ власти ¦¦обеспечения)¦¦учреждения)¦
L----------------L---------------L---------L-------------L------------

Схема 1

Другими словами, государственные и муниципальные учреждения в госсекторе занимают лишь незначительную часть. При этом данная часть характеризуется большой сетью и значительным количеством учреждений, но по объему финансовых ресурсов, выделяемых на их функционирование, гораздо меньше по сравнению с другими составными частями госсектора (например, силовые ведомства, судебная власть, госкорпорации и т.п.).

Поэтому в утвержденных стандартах для организаций госсектора отмечено, что они распространяются:

При этом цель стандартов - установить единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, к формированию информации об объектах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности ГМУ, бюджетной отчетности (п. 1 Стандарта N 256н).

Напомним, что, согласно пункту 3.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, утвержденная им Инструкция по применению Единого плана счетов распространяется также:

а) на государственные корпорации по атомной энергии "Росатом" и по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, администраторов доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов;

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица соответствующих органов, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для ПБС.

Столь значительное число участников госсектора, которые при этом осуществляют самую разнообразную по своему экономическому смыслу и целям деятельность, но используют один источник средств - бюджет, потребовало как раз установления единых правил к ведению учета и отчетности. Такие единые требования к ведению учета и отчетности для различных участников госсектора и сформулированы в стандартах. При этом ГМУ должны ориентироваться на эти стандарты только в той части, которая непосредственно регулирует их деятельность.

Вертикаль стандартов

Утвержденные Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

Напомним, что помимо федеральных стандартов к документам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся:

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

В свою очередь, отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. При этом рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта по его организации и ведению, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Таким образом, вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению. Очевидно, что, пока Минфин России не утвердит все федеральные стандарты, не будут разработаны и отраслевые, а затем рекомендации в области бухучета. Следовательно, несмотря на то что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное их применение не может быть обеспечено без утвержденных отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остается лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Общее для всех

Для всех организаций госсектора, в том числе и для ГМУ, федеральными стандартами предусмотрено ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием (п. 16 Стандарта N 256н):

Кроме того, едиными для всего госсектора остаются правила документооборота, понятия первичного документа и его обязательные реквизиты, документирование фактов хозяйственной жизни, требования к хранению документов, роль главного бухгалтера и ряд других основных положений бухгалтерского учета.

Без заметных изменений остались и требования к инвентаризации активов и обязательств (раздел VIII Стандарта N 256н). Так, в частности, согласно пункту 81 Стандарта N 256н проведение инвентаризации обязательно:

При этом результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором она была закончена. А в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются результаты инвентаризации, проведенной непосредственно перед ее составлением.

В целом основные требования Стандарта N 256н в части ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности практически дословно повторяют содержание соответствующих пунктов Инструкции N 157н и инструкций по отчетности.

Стандарты об учреждениях

Хотя федеральные стандарты и содержат достаточно общие положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, но в них есть и ряд моментов, непосредственно касающихся государственных и муниципальных учреждений.

Так, в пункте 14 Стандарта N 256н, в частности, отмечается, что ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, переданных по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии, регулируется соответствующим договором с учетом положений данного стандарта, а также применяемых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, других нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, в 2018 году централизованные бухгалтерии должны скорректировать свою деятельность с учетом федеральных стандартов.

Обратите внимание! Согласно пункту 41 Стандарта N 256н имущество, полученное субъектом учета от учредителя (за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения), признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

В то же время имущество, переданное субъектом учета учредителю (за исключением денежных средств и эквивалентов, ранее полученных им для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения), признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности изъятием в пользу собственников (учредителей) (п. 42 Стандарта N 256н).

В пункте 77 Стандарта N 256н разъяснено понятие "допущение непрерывности деятельности". При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности ГМУ следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности указанных учреждений в обозримом будущем. В то же время изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не является свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.

Стандарт N 260н хотя и распространяется, в частности, на ГМУ, однако, согласно пункту 3, его положения не применяются:

а) при составлении и представлении субъектами отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, в том числе управленческой, а также налоговой и составляемой для государственного статистического наблюдения;

б) при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами отчетности, осуществляющими бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность.

Отметим, что Стандарт N 260н в пункте 15 также предлагает свое понимание "допущения непрерывности". Так, соблюдение допущения непрерывности деятельности предполагает, что субъект отчетности в будущем будет продолжать функционировать, выполняя свои обязательства, за исключением случаев, когда у его учредителя имеется намерение или необходимость ликвидировать субъект учета или прекратить его деятельность в трехлетний период после даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с порядком, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Таким образом, обозримое будущее, которое упоминалось в Стандарте N 256н, ограничивается всего тремя годами в Стандарте N 260н, но три года - срок немалый для настоящего времени.

Заключение

Справедливости ради отметим, что действующая в настоящее время Инструкция N 157н, а также инструкции по отчетности уже во многом содержат положения рассмотренных стандартов.

Предполагается, что все повторы будут исключены из действующих Инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности.

А.Ю. Шихов

Редактор-эксперт

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"