Мудрый Экономист

Новые требования к квалификации работников

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2017, N 3

С 1 июля 2016 года повысились требования к квалификации работников, то есть к уровню их знаний, умений, профессиональных навыков, а также опыту работы.

Причем новые требования к квалификации введены для граждан, как работающих по трудовому договору, так и занимающих должности государственной гражданской или муниципальной службы.

Поскольку в органах государственной власти (федеральных и субъектов РФ), муниципальных образованиях заняты, как правило, различные категории работающих, рассмотрим, что в связи с новыми нормами должны предпринять работодатели (представители нанимателя).

Профессиональные стандарты

Вначале поговорим о работниках, с которыми заключены трудовые договоры в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В трудовых договорах обязательно должна быть указана трудовая функция работника. При этом наименование его должности, профессии или специальности должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕТКС или ЕКС) или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Понятие профессионального стандарта было введено в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ, а первые профстандарты были утверждены Минтрудом России осенью 2013 года и относились к педагогам, специалистам по патентоведению и социальной работе. Профессиональный стандарт является характеристикой квалификации работников, и порядок его применения установлен статьей 195.3 ТК РФ.

Согласно данной норме с 1 июля 2016 года применение профессионального стандарта стало обязательным в случае, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает требования к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего <1>. При определении требований к квалификации указанных работников работодатели должны руководствоваться профстандартом "Специалист в сфере закупок", утвержденным Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н.

<1> Подробнее читайте статью О.Л. Лобановой "Профессиональные стандарты - введение в закупочную деятельность" в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 11 за 2015 год.

Согласно данному профстандарту работники, которые непосредственно проводят закупки, должны иметь высшее образование (как минимум бакалавриат) или профессиональное дополнительное образование в сфере закупок. При этом для руководителя контрактной службы и контрактного управляющего установлен более высокий уровень образования: специалитет или магистратура. Кроме того, такие специалисты должны обладать опытом практической работы в сфере закупок не менее четырех лет. В профстандарте перечислены и другие требования к знаниям и умениям таких специалистов.

Отметим, что в отличие от Закона N 44-ФЗ Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ о закупках не устанавливает требований к квалификации работников. Поэтому в данном случае работодатели сами могут определить критерии, которым должна отвечать квалификация работников, проводящих закупки в соответствии с указанным Законом, взяв упомянутый выше профстандарт "Специалист в сфере закупок" за основу и учитывая особенности трудовой функции, выполняемой работником.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее - Постановление N 584) установлены особенности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах РФ, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

В перечисленных организациях профессиональные стандарты могут применяться поэтапно (вплоть до 2020 г.) на основе планов по организации их применения, утвержденных данными организациями с учетом мнения представительных органов работников.

Государственные и муниципальные органы уже с 1 июля 2016 года обязаны применять профстандарты в отношении работников, не замещающих в данных органах должности соответственно государственной гражданской или муниципальной службы, а работающих в соответствии с Трудовым кодексом РФ, если в отношении профессий, работ, специальностей работников установлены требования к квалификации.

Кроме того, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, перечисленных в Постановлении N 584, должны:

Проверка квалификации кадрового состава

Первое, что работодателю необходимо сделать в соответствии с установленными требованиями, - провести анализ кадрового состава на соответствие требованиям к квалификации, содержащимся в том или ином профстандарте. При этом необходимо учитывать, что в случае если наименование должности работника, указанное в нем, не совпадает с наименованием должности работника, на которую он принят на работу в соответствии с ЕКС или ЕТКС, а требования к его квалификации соблюдены, то нужно просто переименовать название должности работника.

Это нужно оформить приказом, в котором указать, например, так:

"Переименовать должность такую-то в соответствии с профессиональным стандартом (название профстандарта, название органа, утвердившего его, номер и дата приказа об утверждении профстандарта)".

Соответственно, нужно внести изменения в другие документы: трудовую книжку работника, штатное расписание, трудовой договор, личную карточку, должностную инструкцию работника. Следует иметь в виду, что в данном случае никакого перевода работника на другую работу не происходит. Речь идет только о переименовании должности. Например, если в штате есть должность "инженер по охране труда", ее нужно переименовать в должность "специалист в области охраны труда" (код N 40.054) в соответствии с профстандартом "Специалист в области охраны труда", утвержденным Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н.

Есть еще один очень важный момент. Наименования должностей в профстандартах необходимо проверить на соответствие наименованиям должностей, указанным в списках производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на данных работах, на меры социальной поддержки. Если эти наименования не будут соответствовать наименованиям должностей, указанным в стандартах, работник не сможет получить льготную пенсию. Поэтому в случае, если есть работники, трудящиеся во вредных условиях труда, анализ соответствия наименований их должностей профстандарту и спискам "вредных должностей", а затем их переименование надо провести в первую очередь.

Отметим, что в настоящее время разработаны далеко не все профессиональные стандарты. Разработчиками их проектов могут быть объединения работодателей, работодатели, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации и иные некоммерческие организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

Утвержденные Минтрудом профессиональные стандарты вносятся в соответствующий реестр и размещаются на специализированном сайте Минтруда России www.profstandart.rosmintrud.ru.

Примечание. Обратите внимание, что ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128.

Ведение, актуализацию и размещение реестра профстандартов на сайте осуществляет ФГБУ "НИИ труда и социального страхования" Минфина России (Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 667н).

Отметим, что, проводя работу по составлению списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в государственном или муниципальном органе, следует иметь в виду, что из одного профстандарта можно сделать несколько должностных инструкций, если трудовые функции, перечисленные в нем, выполняют несколько работников. Например, из профстандарта "Специалист по закупкам" можно составить должностную инструкцию и руководителя контрактной службы, и других ее работников, и контрактного управляющего.

Возможен и обратный результат. В должностные обязанности работника могут входить трудовые функции, предусмотренные не одним, а несколькими профстандартами. Все эти вопросы работодатель решает самостоятельно. Профстандарты призваны лишь помочь работодателю определить потребность в сотрудниках с определенным уровнем квалификации, правильно подобрать кадры, рационально разделить и организовать труд, разграничить функции, полномочия и ответственность между категориями работников.

Ответственность за неприменение профстандартов

Даже в том случае, если применение профстандарта обязательно для работодателя, уволить работника за несоответствие его квалификации требованиям профстандарта нельзя, поскольку Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого основания увольнения. Как указал Минтруд России в своем письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, вступление в силу профстандартов - не основание уволить тех, кто уже работает.

Кроме того, работодатель вправе провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

А вот при приеме на работу новых сотрудников работодатель не должен нарушать требования трудового законодательства. В частности, нужно строго следить за тем, чтобы наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним соответствовали наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. Особенно, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по таким должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений.

При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).

Кроме того, если должность, предполагающая льготы, будет указана в трудовом договоре без учета профстандарта или квалификационного справочника, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 50 до 100 тыс. руб.).

За неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодатель может быть оштрафован в размере от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За невыполнение в установленный срок предписания, согласно п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 1 до 2 тыс. руб. или дисквалифицированы на срок до трех лет. Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 10 до 20 тыс. руб.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Обучение, переобучение работников, направление их на независимую оценку квалификации

По результатам проведенного анализа кадрового состава работодатель, руководствуясь нормами статьи 196 ТК РФ, должен определить, каких работников следует направить на профессиональное образование и обучение, каких - на дополнительное профессиональное образование, а каких - на прохождение независимой оценки квалификации.

Отметим, что 1 января 2017 года вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016:

Примечание. Заявление на независимую оценку квалификации нужно будет подавать по разработанной Минтрудом форме вместе с другими необходимыми для этой процедуры документами (Приказ Минтруда России от 02.12.2016 N 706н).

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации, НОК), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Законом N 238-ФЗ.

Независимая оценка квалификации будет проводиться в форме профессионального экзамена. Проводить ее будут центры оценки квалификаций в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204.

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю будет выдано свидетельство о квалификации. Если же он получит неудовлетворительную оценку, ему выдадут заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации.

Сведения о выданных свидетельствах о квалификации будут внесены в соответствующий реестр.

Направить работников на независимую оценку квалификации работодатель должен, конечно, с его письменного согласия.

Кроме того, сотрудник также вправе сам инициировать направление его работодателем на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение НОК. Такое право реализуется путем заключения между работником и работодателем соответствующего договора (ст. 197 ТК РФ в редакции Закона N 239-ФЗ).

Подготовку работников, дополнительное профессиональное образование работников, направление их на прохождение НОК работодатель должен осуществлять на условиях и в порядке, определенных коллективным, трудовым договором, соглашениями (ст. 196 ТК РФ в редакции Закона 239-ФЗ).

Тем, кто проходит подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные:

Так, согласно новой редакции статьи 187 ТК РФ при направлении работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя. Поэтому для того, чтобы сотрудник, получив свидетельство о квалификации, сразу не уволился с работы, в договор (соглашение) между ним и работодателем о направлении его на независимую оценку квалификации целесообразно включить условие о сроке, который работник обязуется отработать у данного работодателя, конечно, если у него не будет уважительных причин для увольнения (ст. 80 ТК РФ).

В случае если работник, квалификация которого не соответствует требованиям профстандарта, не соглашается на обучение, переобучение, прохождение независимой оценки квалификации, работодатель должен иным способом решать такой вопрос. Один из вариантов - перевод сотрудника на другую работу.

Обратите внимание, если работник не сдал профэкзамен, но хорошо выполняет свои обязанности, то уволить его нельзя. Ведь Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого основания для увольнения, как "недостаточная квалификация". Напомним, что для того, чтобы уволить работника, необходимо доказать его несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

Отметим также, что одним из оснований для прекращения трудового договора является п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

В статье 84 ТК РФ перечислены случаи, когда трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. Одним из таких случаев является отсутствие у работника соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В случае возникновения вопросов по применению профстандартов и направления работников на независимую оценку квалификации работодатель вправе обратиться в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций". Именно это агентство, согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р, с 1 января 2017 года стало базовым центром профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Обращаем внимание, что направить на независимую оценку квалификации в соответствии с Законом N 238-ФЗ можно только работников, с которыми заключены трудовые договоры. Что же касается граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, а также государственных служащих, то в отношении их Закон N 238-ФЗ не применяется (п. 4 ст. 1).

Квалификационные требования для замещения должностей...

Между тем требования к квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих также изменились с 1 июля 2016 года благодаря Федеральному закону от 30.06.2016 N 224-ФЗ (далее - Закон N 244-ФЗ), который внес изменения в Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Что же изменилось в этих требованиях?

...государственной гражданской службы

Так, с 1 июля 2016 года квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются не только в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, но еще и с областью и видом профессиональной служебной деятельности служащего.

В зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом устанавливаются квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Должностным регламентом могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Также для различных категорий должностей гражданской службы установлены различные требования к уровню высшего образования. Так, для замещения должностей категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования уровней специалитета или магистратуры.

Из этого правила, предусмотренного новой редакцией ч. 3 ст. 12 Закона N 79-ФЗ, есть два исключения.

Во-первых, такое квалификационное требование для замещения указанных должностей не применяется к замещающим их служащим, если они получили высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который впервые установил уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, подготовку специалиста и магистратуру. Это исключение в равной степени относится и к гражданам, которые претендуют на замещение указанных должностей гражданской службы.

Во-вторых, не применяется квалификационное требование к уровню образования для гражданских служащих, имеющих высшее образование не выше бакалавриата, если они были назначены на указанные должности до вступления в силу Закона N 224-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года.

Наличие высшего образования (без указания его уровня) обязательно для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы.

Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, установлены Указом Президента РФ от 16.01.2017 N 16, в связи с чем утратил силу аналогичный Указ от 27.09.2005 N 1131.

Отметим, что требования к продолжительности стажа, необходимого для занятия должностей федеральной государственной гражданской службы, остались прежними.

Кроме того, установлено, что должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего могут быть предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности. В этом случае в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения документа об образовании и (или) о квалификации по ним.

Если должностным регламентом квалификационные требования к специальности, направлению подготовки не предусмотрены, то при исчислении стажа работы по ним в указанный стаж включаются периоды работы, при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы. При этом в стаж включаются периоды указанной работы после получения документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения.

Аналогичные квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Напомним, что, согласно статье 22 Закона N 79-ФЗ, по общему правилу гражданин поступает на гражданскую службу или замещает другую должность гражданской службы по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

В период прохождения гражданскими служащими гражданской службы, для того чтобы квалификационные требования в отношении замещаемых должностей гражданских служащих были соблюдены, представитель нанимателя должен провести анализ кадрового состава. И в случае, если требования к квалификации будут не соблюдены, представитель нанимателя вправе направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование - профессиональную переподготовку и повышение квалификации (ст. 62 Закона N 79-ФЗ).

Порядок получения дополнительного профессионального образования <2> государственными гражданскими служащими РФ утвержден Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474.

<2> Подробнее читайте статьи "Повышение квалификации госслужащих" в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 9 за 2012 год, "Опыт и практика обучения государственных и муниципальных служащих" в журнале "Советник в сфере образования", N 5 за 2016 год.

Кроме того, представитель нанимателя вправе провести аттестацию государственных гражданских служащих в соответствии с Законом N 79-ФЗ, и, если недостаточная квалификация гражданского служащего будет подтверждена результатами аттестации, представитель нанимателя вправе расторгнуть служебный контракт с ним (ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

...муниципальной службы

Закон N 224-ФЗ внес изменения в части определения основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Предусмотрено, в частности, что квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Его должностной инструкцией могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Особенности налогообложения

Напомним, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ, вступившим в силу также с 1 января 2017 года, были внесены дополнения в статьи 217, 219 и 264 НК РФ.

Если профэкзамен проводится по инициативе работодателя согласно статьи 187 ТК РФ, то платит за него работодатель за счет собственных средств. Кроме того, за работником сохраняются его рабочее место, средний заработок, а также ему выплачиваются командировочные.

В этом случае, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора. Кроме этого, суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не будут облагаться НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

Если же инициатором оценки является работник (либо кандидат в работники), то именно он должен оплачивать экзамен. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ при самостоятельной оплате профэкзамена он получает право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период. Иными словами, не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанных в пп. 2 - 6 п. 1 ст. 219 НК РФ.

А.И. Голов



Юрист