Мудрый Экономист

Интернет-сайт: учитываем расходы правильно

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

В соответствии с требованиями действующего законодательства у каждого государственного (муниципального) органа, а также у отдельных учреждений должен быть собственный интернет-сайт, на котором подлежит размещению информация об их деятельности. О том, как правильно учесть в бюджетном учете расходы на создание, развитие, обеспечение функционирования и обслуживание такого сайта, расскажем в статье.

Особенности осуществления закупок

Правоотношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон N 44-ФЗ <1>. Соответственно, закупка работ по созданию и обслуживанию официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений должна производиться с учетом требований этого Закона.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

В силу положений Федерального закона N 44-ФЗ, проводя конкурс, запрос предложений, заказчик для оценки заявок участников должен установить в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии оценки и их значимость. К стоимостным критериям, в частности, относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт объектов, использование результатов работ, а к нестоимостным - качественные и функциональные характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки (ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ).

При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. В целом сумма величин значимости всех критериев должна составлять 100%.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085).

Примечание. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

К сведению. Правила N 1085 применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ.

Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определены в Приложении к Правилам N 1085.

Так, на основании абз. 8 п. 3 Приложения к Правилам N 1085 в случае закупки работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений:

Аналогичная позиция была изложена в Письме Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2761.

Что касается закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то она может быть осуществлена заказчиком исключительно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, например:

Гражданско-правовые отношения

Интернет-сайт представляет собой совокупность программы для ЭВМ, базы данных, графической, текстовой, аудио-, видео-, а также иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам.

С точки зрения гражданского права сайт признается результатом интеллектуальной деятельности, относится к объектам авторских прав и подлежит правовой охране (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225, п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260, ст. 1261 ГК РФ).

При разработке сайта по заказу сторонней организацией (сторонним специалистом) права на результаты интеллектуальной деятельности могут быть переданы учреждению:

Примечание. Регистрация исключительных прав на интернет-сайт в Роспатенте осуществляется по желанию правообладателя (ст. 1262 ГК РФ).

В случае создания сайта собственными силами исключительные права на него будут принадлежать учреждению, если в трудовом или ином договоре с сотрудником, занятым разработкой сайта, не сказано о сохранении за ним исключительных прав на сайт (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Бюджетный учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы учреждения на оплату государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых является:

При выборе кода видов расходов в данном случае необходимо учитывать следующее. Расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд:

Порядок отражения в бюджетном учете расходов на разработку сайта зависит от того, какие права на него принадлежат учреждению - исключительные или неисключительные.

Исключительные права на сайт

Принятие к учету сайта. Расходы на интернет-сайт при переходе к заказчику исключительных прав на него учитываются при формировании первоначальной стоимости нематериального актива (п. 62 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Напомним, что согласно п. 56 Инструкции N 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

Интернет-сайт как объект нематериальных активов принимается к учету по первоначальной стоимости, равной сумме фактических вложений учреждения на его приобретение, создание, которая формируется на счете 0 106 02 000 "Вложения в нематериальные активы" (п. 127, 131 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н <3>). Перечень расходов, учитываемых при формировании такой стоимости, приведен в п. 62 Инструкции N 157н. К ним, в частности, относятся суммы:

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Сайт принимается на баланс на основании документов, подтверждающих его разработку (например, актов выполненных работ, оказанных услуг), и учитывается на счете 0 102 30 000 "Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения" (п. 11 Инструкции N 162н). Документов, подтверждающих права на программный продукт (то есть патент), в качестве обязательного условия постановки на учет не требуется. Об этом говорилось в Письме Минфина России от 10.07.2014 N 02-06-10/33751.

К сведению. Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (п. 68 Инструкции N 157н).

Принятому к учету нематериальному активу (интернет-сайту) присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета (п. 59 Инструкции N 157н).

Присвоение ОКОФ. Согласно п. 67 Инструкции N 157н группировка нематериальных активов в целях ведения бухгалтерского учета осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ).

С 01.01.2017 применяется новый ОКОФ (ОК 013-2014 (СНС 2008)), введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. Согласно ему интернет-сайту как объекту интеллектуальной собственности целесообразно присвоить код 732.00.10.09 "Информационные ресурсы в электронном виде прочие", который отнесен к группировке 732.00.00.00 "Базы данных".

К сведению. Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены Прямой и Обратный переходные ключи между старой (ОК 013-94) и новой (ОК 013-2014 (СНС 2008)) редакциями ОКОФ.

Отметим, что в целях формирования статистической отчетности интернет-сайт, представляющий собой совокупность электронных документов (файлов) в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом), учитывается как база данных (смотрите, например, Приказ Росстата от 24.11.2015 N 563 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций").

Срок полезного использования, амортизация. Определение срока полезного использования нематериального актива в целях принятия его к учету и начисления амортизации производится исходя (п. 60 Инструкции N 157н):

Нематериальные активы, по которым невозможно точно установить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. В целях установления амортизационных отчислений по ним срок полезного использования предусматривается равным 10 годам.

Амортизацию в бюджетном учете на данные объекты нефинансовых активов следует начислять так (п. 93 Инструкции N 157н):

Для справки. Основные правила начисления амортизации по объектам нематериальных активов установлены в п. 84 - 91 Инструкции N 157н.

Для учета амортизационных отчислений предназначен счет 0 104 39 000 "Амортизация нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения" (п. 18 Инструкции N 162н).

Согласно п. 61 Инструкции N 157н срок полезного использования нематериального актива должен ежегодно проверяться комиссией учреждения и в случаях его существенного изменения уточняться. Возникшие в связи с этим корректировки суммы начисляемой ежемесячно амортизации следует отражать начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произведено уточнение срока полезного использования.

Пример 1. Органом местного самоуправления (администрацией муниципального образования) заключен контракт с коммерческой организацией по созданию интернет-сайта на сумму 96 000 руб. В соответствии с условиями контракта исключительное право на сайт принадлежит заказчику. В рамках отдельного договора с организацией-провайдером оплачены услуги на первичную регистрацию доменного имени сайта и хостинга - 12 000 руб. Срок полезного использования сайта определен комиссией учреждения - 10 лет (120 мес.). Расходы на сайт не учитываются в составе затрат при формировании себестоимости услуг, работ.

В бюджетном учете сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на выполнение работ по созданию сайта

1 106 32 320

1 302 32 730

96 000

Отражены расходы на первичную регистрацию доменного имени сайта и хостинг <*>

1 106 32 320

1 302 26 730

12 000

Погашена задолженность перед:

  • разработчиком сайта

1 302 32 830

1 304 05 320

96 000

  • провайдером

1 302 26 830

1 304 05 226

12 000

Принят к учету сайт по сформированной стоимости

1 102 30 320

1 106 32 320

108 000

Начислена амортизация (ежемесячно в течение всего срока использования сайта) <**>

(108 000 руб. / 120 мес.)

1 401 20 271

1 104 39 420

900

<*> В дальнейшем расходы по продлению (перерегистрации) доменного имени, оплате услуг хостинга будут относиться на финансовый результат учреждения (счет 1 401 20 226).
<**> Амортизация начисляется начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (п. 86, 93 Инструкции N 157н).

Неисключительные права на сайт

Неисключительные права на интернет-сайт передаются учреждению в рамках лицензионного договора. На основании п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается такой договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Согласно п. 66 Инструкции N 157н нематериальные активы, поступающие в учреждение на основании лицензионного договора, учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в оценке, устанавливаемой исходя из размера вознаграждения, отраженного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, в составе:

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в частности расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования интернет-сайтом в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" (п. 302 Инструкции N 157н, п. 124 Инструкции N 162н).

Отраженные по дебету данного счета расходы будущих периодов затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Пример 2. Казенное учреждение заключило лицензионный договор на создание компьютерной программы для интернет-сайта на сумму 36 000 руб. По условиям договора исключительные права на программу принадлежат разработчику. Учреждение вправе использовать созданный программный продукт на условиях неисключительной лицензии в течение пяти лет (60 мес.). В учетной политике учреждения предусмотрено относить затраты на приобретение неисключительных прав на расходы будущих периодов.

В бюджетном учете сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отнесены затраты на создание компьютерной программы на расходы будущих периодов

1 401 50 000

1 302 26 730

36 000

Принята компьютерная программа к забалансовому учету

Забалансовый счет 01

36 000

Погашена задолженность перед разработчиком компьютерной программы

1 302 26 830

1 304 05 226

36 000



Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года (ежемесячно в течение всего срока использования компьютерной программы)

(36 000 руб. / 60 мес.)

1 401 20 226

1 401 50 000

600

* * *

В заключение обобщим вышеизложенное:

М. Мишанина



Редактор журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"