Мудрый Экономист

Онлайн-ККТ в деятельности ау

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

Совершая наличные денежные расчеты со своими клиентами, автономные учреждения подпадают под действие Закона о применении ККТ <1>, который не так давно кардинально изменился, обязав заменить действующие автономные кассовые аппараты на сетевые или онлайн-кассы. К каким же автономным учреждениям это относится? Как регистрировать и применять новые кассовые аппараты? Кто может без них обойтись и как долго?

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Каким АУ можно не применять онлайн-ККТ?

Чтобы ответить на вопрос, нужно понимать, что законодательно закреплен переход на новый порядок практически для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Необоснованное освобождение налогоплательщиков тех или иных категорий от применения ККТ создаст условия для занижения налогооблагаемой базы, в том числе посредством применения различных схем уклонения от налогообложения, а также окажет негативное влияние на равные условия ведения бизнеса за счет создания предпосылок для получения недобросовестными хозяйствующими субъектами незаконных преимуществ в виде неуплаты налогов (Письмо Минфина России от 13.01.2017 N 03-01-15/1016).

Поэтому обязанность использования онлайн-ККТ вводится для многих "наличных" продавцов и исполнителей, но законодатель делает это поэтапно. Так, уже с июля 2016 года установлена возможность добровольного перехода на применение данных касс. С 1 июля 2017 года в обязательном порядке на использование онлайн-касс должны перейти организации сферы торговли, включая тех, для кого продажа товаров за наличный расчет является не основным, а вспомогательным видом деятельности. У предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, лиц, применяющих патент и уплачивающих ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще год для перехода на новый порядок - для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Автономные учреждения сферы образования, медицины, спорта и физкультуры оказывают населению услуги, что позволяет им до последней указанной даты, как и раньше, обходиться без кассовых аппаратов при условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Также могут не применять любую ККТ автономные учреждения, специализирующиеся на оказании услуг социального характера, например присмотра и ухода за детьми, больными, престарелыми и инвалидами (п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ). Понятно, что если автономное учреждение не производит наличных расчетов, то кассовый аппарат ему не нужен.

К сведению. В отдаленных от сетей связи местностях при численности населения не более 10 тыс. чел. (Приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616) пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст. 2 Закона о применении ККТ). Региональными властями должны быть утверждены перечни местностей, удаленных от сетей связи, в которых можно использовать и продолжать ставить на учет обычные "несетевые" ККТ (Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435).

Каким АУ нужно применять онлайн-ККТ?

Это учреждения, которые реализуют за наличный расчет населению товары (например, обучающую литературу, товары медицинского назначения, спортивную атрибутику), продукцию собственного изготовления. Причем они могут продаваться как через кассу, так и через Интернет с использованием различных электронных средств платежа. В данном случае нужно знать, что действующее законодательство о применении кассовых аппаратов не содержит положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в Интернете посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного при осуществлении расчета в Интернете электронными средствами платежа организация обязана применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@).

Важно, что обязанность применять онлайн-ККТ возникает с 1 июля 2017 года вне зависимости от того, кто является заказчиком услуг за наличный расчет (представитель организации или обычный гражданин). Кассовый чек пробивается и при оплате оказанных услуг, и при получении аванса за них. Причем так же неважно, действует ли АУ от своего имени (как исполнитель услуг) или как посредник в интересах другого лица.

И наконец, АУ с июля 2016 года вправе были начать применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. Зачем это нужно? Затем, чтобы уже сейчас воспользоваться преимуществами таких кассовых аппаратов. Их владельцы могут в режиме реального времени следить за поступлениями денежных средств и получаемой выручкой от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Причем в составе кассового аппарата можно будет использовать современные мобильные устройства (телефоны и планшеты). Все это позволит снизить объем обычного бумажного документооборота ККТ.

Расставляем все точки над "i" по регистрации

Регистрация кассовых аппаратов является организационно-административной процедурой, без прохождения которой владелец ККТ не вправе ее применять.

Начнем с того, что уже пройден час икс - 1 февраля 2017 года, после которого налоговики не регистрируют контрольно-кассовую технику, не обеспечивающую передачу в электронной форме оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности, содержащих фискальный признак.

В Закон о применении ККТ введена отдельная статья 4.2, посвященная регистрации, перерегистрации и снятию с регистрационного учета ККТ. На самом деле порядок регистрации онлайн-ККТ достаточно прост. Владельцу кассового аппарата нужно подать заявление в налоговую инспекцию, причем не обязательно для этого ее посещать. Заявление о регистрации можно представить в электронной форме через личный кабинет организации (предпринимателя) на сайте ФНС.

На заметку. Возможность зарегистрировать онлайн-ККТ без физического представления заявления в налоговый орган значительно сокращает время, затрачиваемое на регистрацию такой кассовой техники.

В заявлении помимо идентификационных данных онлайн-ККТ и ее владельца указывается информация о порядке ее использования. Если кассовый аппарат запланировано применять по определенному адресу (это может быть юридический адрес либо фактический адрес, не совпадающий с юридическим), именно его (фактический адрес установки (применения) ККТ) и нужно отразить в заявлении о ККТ. Если же кассовый аппарат будет использоваться не стационарно, а "на выезде" (по месту проведения различных мероприятий автономного учреждения), то при регистрации в налоговом органе в качестве адреса установки (применения) ККТ следует использовать юридический адрес юридического лица (адрес по ЕГРЮЛ).

Обратите внимание! Обязательные реквизиты, содержащиеся в заявлении о регистрации ККТ, в том числе адрес и место установки (применения) ККТ, определены в п. 2 ст. 4.2 Закона о применении ККТ.

По новым правилам производится также перерегистрация контрольно-кассовой техники. Основаниями для перерегистрации являются смена адреса и места установки ККТ, изменение наименования или Ф.И.О. пользователя, замена фискального накопителя, смена оператора фискальных данных, переход из автономного режима и др. Если ККТ была зарегистрирована до 1 февраля 2017 года, то налоговики проведут ее анализ на предмет перевода из автономного в сетевой режим. В случае установления вышеуказанного факта в адрес пользователя контрольно-кассовой техники направляются предписание об устранении нарушений и требования провести перевод ККТ в онлайн-режим (Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435).

Если кассовая техника по каким-либо причинам не отвечает требованиям, предъявляемым Законом о применении ККТ, такая кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета. Налоговый орган об этом даже не обязан уведомлять по действующему законодательству (Письмо ФНС России от 30.12.2016 N ЕД-4-20/25616). Возникает вопрос: что будет дальше? Ответ прост: налогоплательщика могут оштрафовать за использование ККТ, не соответствующей требованиям Закона о применении ККТ. На этом мы остановимся далее. А сейчас обратим внимание на то, что нужно сделать владельцу ККТ перед ее регистрацией.

Что надо знать об операторах фискальных данных?

Как и при сдаче налоговой отчетности в электронной форме, автономным учреждениям при работе с "сетевой" ККТ не обойтись без посредника - оператора фискальных данных. Он осуществляет обработку фискальных данных в режиме реального времени, включая ее прием, проверку и передачу контролирующим органам.

Организации и учреждения, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через такого оператора.

Договор между оператором и пользователем контрольно-кассовой техники должен содержать следующие обязательные условия:

Как видим, договор должен быть возмездным, то есть оператор фискальных данных получает плату от пользователя за прием, обработку и передачу фискальных данных. Цена услуг будет определяться самим оператором фискальных данных.

Какова цена применения нового порядка?

Однозначно ответить на этот вопрос трудно, однако по информации, предоставленной производителями ККТ Минфину, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тыс. руб., включая приобретение нового кассового аппарата с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб., в которые входит оплата услуг оператора фискальных данных и услуг оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ, составит порядка 4 - 6 тыс. руб.

Также в Письме Минфина России от 19.01.2017 N 03-01-15/2234 отмечается, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что тоже исключает дополнительные затраты. Ежемесячные затраты за пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 руб.

О налоговых расходах на приобретение новых ККТ

Автономные учреждения, в отличие от бюджетных и казенных "коллег", по приносящей доходы деятельности могут применять не только традиционную, но и упрощенную систему налогообложения. Преимущества спецрежима очевидны, и главное из них заключается в замене нескольких налогов (на прибыль, на имущество, НДС) одним, в частности единым налогом на УСНО.

Можно ли для целей налога при применении УСНО учесть расходы на покупку ККТ нового образца и расходы на передачу данных о чеках через оператора фискальных данных? Если да, то с какого момента можно их учесть: с 1 февраля или с 1 июля 2017 года? Такие вопросы задал налогоплательщик, а ответы - в Письме Минфина России от 09.12.2016 N 03-11-06/2/73772.

Чиновники напоминают, что плательщики единого налога с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать материальные расходы. Почему бы в составе данных затрат не учесть стоимость купленной онлайн-ККТ? Чиновники не видят препятствий. Также они указывают на то, что согласно пп. 18, 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенцы" могут учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, на оплату услуг связи, на обслуживание контрольно-кассовой техники. Названных оснований достаточно для следующего вывода. "Упрощенец" вправе при исчислении базы по единому налогу с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учесть:

Отметим: названные расходы АУ вправе также учесть и при налогообложении прибыли (если АУ применяет общий режим налогообложения) как материальные затраты (п. 1 ст. 254 НК РФ) и как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 25, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Обоснованность этих затрат не вызывает сомнений, если учреждение их понесет в силу требований законодательства. Однако если АУ решит добровольно применять ККТ до 1 июля 2018 года, то бухгалтеру следует подготовить дополнительные аргументы, чтобы обосновать заблаговременное применение новой ККТ. По нашему мнению, таким обоснованием может стать оперативный контроль выручки АУ.

Несколько слов об ответственности

Законодателем не только обновлен порядок регистрации и применения кассовых аппаратов нового поколения, но и введена отдельная ответственность за использование не предусмотренной законодательством ККТ. Речь идет о ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающей за указанное деяние наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (либо предупреждение).

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Применение неустановленной ККТ не ведет к указанным последствиям, что позволяет рассчитывать на предупреждение, однако если нарушение не будет устранено и налоговики выявят его повторно, то предупреждением уже отделаться не удастся. Нарушающий Закон владелец ККТ будет оштрафован, а размер штрафа может быть увеличен с учетом отягчающих обстоятельств (повторное нарушение законодательства, равно как и продолжение совершения противоправного деяния) (п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

* * *

Переход на новый порядок применения ККТ имеет ряд преимуществ. Данные о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будут направляться в режиме реального времени (онлайн), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств. При этом новшества создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС.

В завершение покажем на схеме, как АУ может производить наличные расчеты.

       -----------------------------------------------------------¬
¦ Осуществление наличных расчетов ¦
L----T-------------------------T------------------------T---
¦/ ¦/ ¦/
------------+----------¬ ------------+----------¬ -----------+----------¬
¦ Автономными ККТ ¦ ¦ Сетевыми (онлайн-ККТ)¦ ¦ С помощью бланков ¦
¦ до истечения срока ¦ ¦ добровольно с 3 июля ¦ ¦ строгой отчетности ¦
¦ их эксплуатации, но ¦ ¦ 2016 года, в ¦ ¦ до 1 июля 2018 года ¦
¦ не позднее 1 июля ¦ ¦обязательном порядке -¦ ¦ ¦
¦ 2017 года ¦ ¦ с 1 июля 2017 года ¦ ¦ ¦
L-----------T----------- L-----------T----------- L----------T-----------
¦/ ¦/ ¦/
------------+-------------------------+------------------------+----------¬
¦ Автономными ККТ без ограничений в отдаленных от сетей связи местностях ¦
¦ с численностью населения не более 10 тыс. чел. ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Надеемся, что бухгалтер АУ сделает правильный выбор при использовании тех или иных ККТ или бланков строгой отчетности с учетом вида деятельности учреждения и конкретных обстоятельств осуществления наличных расчетов с клиентами АУ. Отметим еще, что на официальном сайте ФНС в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы о ККТ.

И. Дубовик

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"