Мудрый Экономист

Результаты исполнения задания: кому нужны сведения?

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 4

Годовой отчет за прошлый год учреждениями давно сдан, но вопросы о формировании тех или иных показателей еще будоражат умы бухгалтеров. И Минфин России не устает давать разъяснения на поступающие запросы. При этом некоторые разъяснения финансового ведомства будут актуальны при формировании отчетности в течение всего года.

Срок на сдачу

Не позднее 1 марта текущего года федеральные бюджетные и автономные учреждения должны были представить своим учредителям отчет о выполнении государственного задания за 2016 год. Такой срок указан в пункте 47 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Постановление N 640).

Примечание. Напомним, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а основные требования к содержанию этого документа, а также порядок формирования госзадания содержатся в статье 69.2 БК РФ.

Теперь по итогам первого квартала учреждения будут готовить промежуточный отчет о выполнении государственного (муниципального) задания (далее - госзадания), если такое требование установлено учредителем. Такой отчет оформляется согласно приложению N 2 к Положению о формировании государственного задания, утвержденному Постановлением N 640. Однако данный отчет не единственный источник сбора информации о выполнении учреждением госзадания, ведь в составе Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности учреждения составляют Сведения о результатах учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (далее - Сведения ф. 0503762).

В первые мартовские дни в совместном письме от 03.03.2017 Минфина России N 02-06-07/12255 и Федерального казначейства N 07-04-05/02-213 (далее - Письмо от 03.03.2017) даны разъяснения о порядке формирования отчетных показателей в Сведениях ф. 0503762. Полученные разъяснения пригодятся бухгалтерам и в 2017 году для контроля отчетных показателей в промежуточных отчетах о выполнении госзадания, а также при формировании Сведений ф. 0503762 по итогам года.

Призма учета

Бухгалтеру государственного или муниципального учреждения (далее - ГМУ) необходимо помнить требования п. 5 ст. 69.2 БК РФ, согласно которым порядки формирования задания и финансового обеспечения его выполнения должны определяться, в частности:

Другими словами, бухгалтеру необходимо регулярно и своевременно анализировать не только сроки и объемы полученного учреждением финансового обеспечения, но и затраты, осуществляемые для выполнения госзадания. Такой анализ позволит при необходимости успешно отчитаться перед учредителем и благополучно пройти все контрольные мероприятия с его стороны.

Как уже отмечалось выше, отчет о выполнении госзаданий представляется учредителям не позднее 1 марта по форме (приложение N 2), установленной Постановлением N 640.

Тем не менее гораздо раньше, а именно в сроки, установленные для представления годовой бухгалтерской отчетности (примерно до середины января), ГМУ представляют учредителю данные о выполнении госзаданий по данным бухгалтерского учета. Такие данные в составе Пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности и отражаются в Сведениях ф. 0503762.

При этом надо понимать, что показатели, отраженные в Сведениях ф. 0503762 и сформированные по данным бухгалтерского учета, служат только для анализа учетных показателей, сформированных на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Иными словами, показатели Сведений ф. 0503762 не могут прямо и однозначно соотноситься с показателями Отчета о выполнении задания, сформированного согласно требованиям Постановления N 640.

Порядок формирования отчетных показателей в Сведениях ф. 0503762 изложен в пункте 65.1 Инструкции по отчетности для бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н). Напомним, что в данной форме представляются лишь обобщенные за отчетный период данные о результатах деятельности ГМУ по исполнению госзадания в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении. Данная форма представляется учреждением учредителю в составе годовой отчетности.

При этом в графе 7 указываются показатели расходов на выполнение госзадания на отчетную дату.

Других уточнений в части формирования показателей в графе 7 Сведений ф. 0503762 в Инструкции N 33н не содержится. Вероятно, именно поэтому у учреждений возникли многочисленные вопросы о правильности отражения соответствующих отчетных показателей по указанной графе, ведь, поскольку Сведения ф. 0503762 входят в состав бухгалтерской отчетности, отчетные показатели должны соответствовать данным, сформированным в течение года на соответствующих счетах Единого плана счетов. И далее возникал вопрос: данным по какому именно счету должны соответствовать показатели в графе 7 Сведений ф. 0503762?

Ответ на этот вопрос был дан в Письме от 03.03.2017, в котором разъяснено, что в графах 6, 7 Сведений (ф. 0503762) отражаются фактические показатели исполнения госзадания (в графе 6 - в натуральном выражении, в графе 7 - в стоимостном). При этом Сведения (ф. 0503762) заполняются по каждому виду услуги.

Далее ведомства рассудили, что, принимая во внимание положения пункта 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), предусматривающего формирование показателей фактически произведенных затрат на оказание услуг (выполнение работ) на счете бухгалтерского учета 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", формирование показателей по графе 7 необходимо осуществлять на основании данных, сформированных на данном счете в разрезе оказываемых услуг.

В то же время, если субъектом учета указанные фактические затраты, отраженные на счете 10900, формировались при выполнении госзадания без обособления по каждому виду услуги, допускается в отчетности за 2016 год отражение в графе 7 показателей, рассчитанных по формуле: (гр. 7 = гр. 5 / гр. 4 x гр. 6).

При этом если в графе 5 (ф. 0503762) запланированные объемы финансового обеспечения на выполнение госзадания по соответствующему виду услуги в стоимостном выражении равны нулю, то графа 7 (ф. 0503762) не заполняется.

Как уже было отмечено, ведомства в Письме от 03.03.2017 предлагают отражать в Сведениях ф. 0503762 фактические затраты, осуществленные в целях выполнения госзадания и учтенные на счете 10900, то есть учет затрат по госзаданию, по мнению ведомств, тождественен учету затрат на изготовление готовой продукции.

Однако в пунктах 134 - 140 Инструкции N 157н достаточно подробно описана методика учета именно затрат на изготовление готовой продукции. Особенность деятельности любого экономического субъекта по изготовлению готовой продукции связана с тем, что в большинстве случаев никогда не известно, сколько готовой продукции (изделий) будет реализовано потребителям и, следовательно, какой объем выручки будет получен. Поэтому тщательное распределение затрат на изготовление такой продукции позволяет минимизировать издержки и возможные убытки.

При этом в случае выполнения госзадания учреждению заблаговременно в соответствии с Постановлением N 640 доводятся как объем соответствующих госуслуг, который учреждение обязано выполнить, так и определенный объем финансового обеспечения для выполнения таких госуслуг. Другими словами, как учредитель, так и учреждение всегда знают, какой объем финансовых средств будет потрачен.

Соблюдение целевого и своевременного расходования средств также необходимо еще и в силу того, что в настоящее время учредители могут сократить финансовое обеспечение на оказание госуслуг. Кроме того, выделение финансовых средств учреждению осуществляется на основании Плана ФХД, составленном по направлениям выплат, а не расходов в разрезе групп затрат (прямые затраты, накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг; общехозяйственные расходы; издержки обращения и т.п.).

Вполне вероятно, что такое противоречие между "буквой" пунктов 134 - 140 Инструкции N 157н и "духом" (экономическим смыслом) расходования средств в рамках выполнения госзадания и послужили причиной для обращения ряда учреждений в Минфин России за разъяснениями.

Заметим, что разъяснения в Письме от 03.03.2017 не намного прояснили ситуацию с порядком составления отчетных показателей в Сведениях ф. 0503762, ведь ведомства лишь "приняли во внимание" содержание пункта 134 Инструкции N 157н. Поэтому учреждениям в рамках своей учетной политики целесообразно самостоятельно разработать и закрепить порядок формирования Сведений ф. 0503762, поскольку в Инструкции N 33н не содержится указаний по заполнению графы 7, что и признано даже Минфином и Казначейством России.

Хорошо забытое старое

Следуя "букве" пунктов 134 - 140 Инструкции N 157н, в случае отражения в графе 7 Сведений ф. 0503762 фактически произведенных расходов, как это предлагают ведомства в Письме от 03.03.2017, учредитель или иной пользователь бухгалтерской отчетности, за редким исключением, сможет увидеть сумму затрат, полностью соответствующую плановым показателям. Другими словами, в случае ведения учреждением хозяйственной деятельности в отчетном периоде сумма выделенных ему финансовых средств на выполнение госзадания не может быть равной фактически произведенным затратам, собранным на счете 10900. Плановые показатели почти всегда будут больше фактических затрат даже в случае полного расходования средств с лицевого счета учреждения. Такая разница может быть объяснена наличием приобретенных, но не списанных на затраты материалов и основных средств стоимостью до 40 тыс. руб., а в случае приобретения в отчетном периоде основных средств стоимостью более 40 тыс. руб. - не полностью самортизированным оборудованием. Кроме того, у учреждения может быть дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков.

Конечно, наличие остатков материалов, дебиторской задолженности и другие показатели присутствуют в других формах отчетности, в том числе входящие и в Пояснительную записку. Однако надо обладать определенными специальными знаниями, чтобы найти эти формы и взять из них необходимую информацию. А пока можно констатировать, что в Сведениях ф. 0503762 содержатся не результаты выполнения госзадания, а лишь данные о фактически произведенных учреждением при выполнении такого задания в течение отчетного периода расходах.

Для контроля за ходом выполнения госзадания для целей бухгалтерского учета учреждения могут осуществлять самостоятельный контроль. Такой контроль целесообразно проводить ежемесячно, но можно и раз в квартал. Необходимость осуществления самоконтроля, а также порядок его проведения рекомендуем закрепить в учетной политике учреждения.

Отметим, что в том случае, когда графа 10 не равна графе 4 таблицы, следует проанализировать правильность формирования фактических расходов, а также других показателей таблицы. Расхождение возможно, в частности, по причине ошибочного отнесения на данную госуслугу расходов, произведенных за счет другого источника финансовых средств.

Пример. По состоянию на 1 июня 2017 года в учреждение поступили субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания в объеме 5 000 000 руб. С начала года было осуществлено кассовых расходов с лицевого счета на сумму 3 940 000 руб.

За шесть месяцев учреждением произведено фактических расходов (начислено заработной платы и страховых взносов, списано материальных запасов, оказанных услуг и работ и т.п.) на сумму 3 065 000 руб. При этом по состоянию на 1 июня в учреждении числятся:

Проверка фактически произведенных затрат по состоянию на 1 июня 2017 года

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Получено финансового обеспечения (субсидии), руб.

Остаток средств (руб.)

ИТОГО (гр. 10 = гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8 + гр. 9)

код

наименование

Расходы (10900)

Остаток на лицевом счете

Остаток МЗ

Остаток амортизации

Дебиторы

10

000

госуслуга

5 000 000

3 065 000

1 060 000

270 600

184 100

420 300

5 000 000

Поскольку графа 10 (итого) таблицы равна графе 4 (получено субсидии), фактически произведенные расходы на счетах бухгалтерского учета сформированы верно.

А.Ю. Шихов

Редактор-эксперт

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"