Мудрый Экономист

"Ищущий да обрящет"?

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2017, N 3

Совсем скоро госслужащие и лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы (как и муниципальные служащие), будут представлять представителю нанимателя (и это не тавтология) <1> сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. В противном случае их ждет либо увольнение, либо отказ в приеме на должность государственной или муниципальной службы <2>. В статье поясним, как не допустить нарушения требований новоиспеченного Закона.

<1> Часть 1 ст. 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) и ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ).
<2> Пункт 12 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ, п. 9.1 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ.

"ВКонтакте" и прочие

От служащих поступает шквал вопросов о необходимости представлять сведения о страничках в социальных сетях, а также на иных сайтах, например тематических (Instagram, HeadHunter и т.п.).

Для ответа на эти вопросы обратимся к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), где дано определение термину "общедоступная информация": это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Части 3 и 4 ст. 7 данного Закона устанавливают, что обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать его в качестве ее источника. А информация, публикуемая ее обладателями в Интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной, размещаемой в форме открытых данных.

В большинстве профилей пользователей различного рода социальных сетей и интернет-приложений есть настройки приватности, в которых можно указать, кому видна страница пользователя - всем, всем пользователям конкретной сети либо только самому пользователю <3>. Установление любого ограничения на просмотр профиля придает сведениям, размещенным в Интернете пользователем, статус информации с ограниченным доступом, что не влечет за собой возникновение обязанности передавать эти сведения представителю нанимателя <4>. Следовательно, "наведение порядка" в настройках своих аккаунтов становится весьма актуальным делом перед передачей сведений представителю нанимателя, дабы количество данных о страницах в Интернете не превысило разумных пределов <5>.

<3> Статья 6 Закона N 149-ФЗ.
<4> Письмо Минтруда РФ от 20.10.2016 N 18-4/В-676.
<5> Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р.

Причем заблокировать интернет-страницу может не только сам пользователь, но и судебный орган. Ярчайший пример: социальная сеть LinkedIn на основании вступившего в законную силу решения суда была внесена в АИС "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных" и направлена Роскомнадзором для блокировки операторам связи <6>. После наступления данного события доступ к странице в сети LinkedIn ограничивается даже для самого пользователя, вследствие чего он лишается возможности представить достоверные сведения о своей странице.

<6> http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news41615.htm.

Очень часто пользователи забывают о своих страничках, созданных несколько лет назад. В большинстве случаев "неактивные" страницы автоматически удаляются. Так или иначе, можно сослаться на то, что доступ к указанной информации отсутствует у самого пользователя. Однако просто развести руками не получится - нужно приложить усилия, речь о которых пойдет в следующем разделе.

Право на забвение, или Вспомнить все

Авторы законопроекта <7>, очевидно, забыли о праве "на забвение" <8>, которое появилось у россиян на полгода раньше вступления в силу изменений в законодательстве о государственной гражданской и муниципальной службе. Суть этого права проста: гражданин может потребовать от оператора поисковых систем удалить информацию, являющуюся недостоверной или неактуальной или утратившую значение для заявителя в силу последующих событий (действий) заявителя. Для этого необходимо подать требование, отражающее:

  1. фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
  2. информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
  3. указатель страницы сайта в Интернете, на которой размещена информация;
  4. основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
  5. согласие заявителя на обработку его персональных данных.
<7> Законопроект N 978623-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=978623-6&02).
<8> Федеральный закон от 13.07.2015 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

При этом оператор поисковой системы не обязан раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием об удалении сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами. А законы о государственной гражданской и муниципальной службе подобных исключений не содержат. При реализации лицом указанного права законоположения, предусматривающие возможность представителя нанимателя проверить достоверность и полноту полученных сведений, фактически становятся недействующими. Госслужащий, воспользовавшийся своим правом в период проверки, может поставить под сомнение ее результаты, официально заявив, что обращался к оператору поисковой системы с просьбой об удалении такой информации, но получил отказ и намеревается обжаловать его в судебном порядке. Что делать в такой ситуации представителю нанимателя - Закон не поясняет. Налицо очередной правовой пробел.

Двое из ларца, одинаковых с лица

Речь могла бы пойти о различного рода "фейках" (fake - англ. "подделка"), то есть страницах в Интернете, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать лицо, но созданных иными лицами в различных, как правило, незаконных целях. Однако по этой проблеме уже проведен подробный анализ <9>.

<9> Чаннов С. "Большой брат" стучится в дверь // ЭЖ-Юрист. 2016. N 28. С. 3.

Рассмотрим другую ситуацию, которую совершенно упустил из виду законодатель, - вопрос об однофамильцах: тех реальных людях (не "фейковых"), чьи фамилии, имена и отчества волею судеб абсолютно идентичны. Предположим, один из них является действующим муниципальным служащим, а другой, полный его тезка, поступает на муниципальную службу в другом регионе нашей Родины и представляет все сведения, предусмотренные Законом N 25-ФЗ, в том числе об адресах своих страниц в Интернете. Можно возразить: в типовой форме представления сведений есть графы "Серия и номер паспорта" и "Занимаемая должность". Но серию и номер паспорта в Сети стараются не размещать во избежание мошеннических действий (как и дату рождения), а наименования должностей (реестр должностей не блещет оригинальностью), городов <10> вполне могут совпасть. Представитель нанимателя, проводя проверку полученной информации, видит, что претендент указал не все сведения о себе, находящиеся в Сети. Данная ситуация может повлечь за собой увольнение действующего служащего и (или) отказ в приеме на службу. Пока суд да дело, все встанет на свои места, но взаимоотношения с потенциальным работодателем будут безнадежно испорчены.

<10> В России три города Советск - в Тульской, Калининградской и Кировской областях, а по два города примеров не счесть - Зеленогорск в Красноярском крае и Ленинградской области, Фокино в Брянской области и Приморском крае и т.д.

Право на профсоюз и персональные данные

Нередки случаи, когда государственный или муниципальный служащий является членом профсоюза, а о том, что информация о его членстве в профсоюзной организации размещена в Интернете, даже не подозревает. Обратите внимание на то, что этот случай не считается исключением, предусмотренным в отношении размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей, поскольку сообщение о членстве в профсоюзе не относится к должностным обязанностям. Тем не менее Закон N 79-ФЗ запрещает обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Законом <11> и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах. Таким образом, при обработке уполномоченными гражданскими служащими общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в частности о членстве в профсоюзной организации, возникает неразрешимая коллизия норм права, причем в рамках одного Закона, что указывает на "сырость" изменений в Законе. Эта коллизия, помимо прочего, позволяет требовать исключения персональных данных, обработанных с нарушением Закона <12>.

<11> Статья 42 Закона N 79-ФЗ.
<12> Подпункт "в" п. 6 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609 (далее - Положение о персональных данных).

К сведению. Не следует забывать, что при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается опираться на его персональные данные, полученные исключительно в результате их автоматизированной обработки. Но запрет основывался на положениях ст. 5 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", утратившего силу еще в августе 2006 года, и в настоящее время как инструмент защиты прав госслужащих фактически не действует (за исключением автоматизированной обработки персональных данных гражданских служащих при формировании кадрового резерва).

С учетом пп. 2 п. 1 ст. 42 Закона N 79-ФЗ возникает вопрос о необходимости получения письменного согласия государственного служащего перед проведением проверки достоверности и полноты сведений, представленных госслужащим в рамках исполнения своих новых обязанностей. Полученные при проверке данные (не представленные гражданским служащим лично по тем или иным причинам, в том числе по религиозным или иным убеждениям) - это персональные данные, полученные у третьей стороны. Если представитель нанимателя заранее не известил служащего, не запросил у него письменное согласие и не сообщил ему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, то результаты проверки могут быть оспорены.

На деле во избежание излишних подозрений не рекомендуется отказывать в даче письменного согласия представителю нанимателя, так как позже может возникать вопрос (в том числе и у суда), почему для реализации права "на забвение" гражданин дал согласие на обработку персональных данных (включающее в себя согласие на их запрос у третьей стороны), а в рамках проверки достоверности и полноты представленных сведений - нет. Да и типовая форма разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа их предоставить, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами", прямо "указывает на дверь" служащему в случае его отказа предоставить персональные данные, предусмотренные законом <13>.

<13> Пример: приложение 6 к Приказу Минфина РФ от 08.09.2014 N 91н "О мерах, направленных на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211".

Отметим, что гражданам, претендующим на замещение должности гражданской службы по результатам конкурса, следует руководствоваться Письмом Минтруда РФ от 22.07.2015 N 18-1/В-428 и по аналогии со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлять сведения, предусмотренные ст. 20.2 Закона N 79-ФЗ, еще на этапе подачи заявки на участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Несмотря на то что Закон действует уже добрых полгода, на сайтах многих органов государственной власти до сих пор "висит" устаревшая информация о перечне документов, необходимых для поступления на государственную или муниципальную службу.

* * *

Во избежание недоразумений надлежит до 1 апреля 2017 года вспомнить "позабытые" анкеты, страницы в социальных сетях и прочую общедоступную информацию, непредставление которой может повлечь за собой печальные последствия, и ограничить доступ к ней. После указанной даты (в случае принятия представителем нанимателя решения о проверке достоверности и полноты сведений, переданных согласно ч. 1 ст. 20.2 Закона N 79-ФЗ) рекомендуется воспользоваться правом, предусмотренным пп. "щ" п. 16 Положения о персональных данных, и ознакомиться со справкой о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о соблюдении ограничений, установленных федеральными законами, и при желании дать письменные объяснения (п. 17 Положения о персональных данных).

Данная справка оформляется до издания приказа об увольнении. В ней будут обозначены сведения, которые, по мнению нанимателя, не представлены. То есть гражданин будет в курсе, за что его увольняют, что позволит эффективнее защищать в суде свои права в случае несогласия с увольнением, а в случае отказа в приеме на службу - оспорить решение конкурсной комиссии в комиссии по служебным спорам или в суде, памятуя, что справки о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений у претендента не может быть по определению, а сообщать причину отказа в письменной форме в течение семи рабочих дней представитель нанимателя не обязан, ведь он отказал в заключении служебного контракта, а не трудового договора.

А.Е. Криницын

Главный государственный инспектор

по правовым вопросам

в Республике Бурятия