Мудрый Экономист

Формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для госзакупок

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4

Какой орган отвечает за формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд? Каковы правила формирования такого каталога? Для чего он нужен? В каких случаях заказчики должны указывать наименование объекта закупки, соответствующее наименованию, приведенному в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье.

В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru/ создана и ведется единая информационная система. Перечень информации, которая должна быть размещена на данном сайте, приведен в п. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе <1>. В этом перечне указано, что на сайте публикуются каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обязанность заказчиков указывать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, документации о закупке, контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками, отчете об исполнении контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе, наименование объекта закупки, соответствующее наименованию, отраженному в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), определена п. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе.

Примечание. Данный пункт вступил в силу 1 января 2017 года. Начиная с этой даты применение заказчиками каталога является обязательным.

Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (п. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе). Таким органом является Минэкономразвития (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"). Пунктом 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения каталога утверждается Правительством РФ. В силу исполнения этого требования Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены:

Обращаем ваше внимание, что Постановление Правительства РФ N 145, за исключением отдельных положений, применяется с 10.02.2017. Требование об обязательном применении заказчиками каталога, установленное п. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, начало действовать 1 января 2017 года. Ввиду отсутствия каталога заказчикам следует применять п. 7 Правил использования каталога. Данным пунктом установлено, что при планировании и осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Случаи использования каталога заказчиками

Пунктом 2 Правил использования каталога установлено, что заказчики используют каталог в целях:

а) обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе:

б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;

в) формирования идентификационного кода закупки, предусмотренного ст. 23 Закона о контрактной системе.

Заказчики обязаны руководствоваться информацией, включенной в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения (п. 4 Правил использования каталога). При этом заказчик должен при планировании закупки и ее осуществлении использовать сведения, включенные в соответствующую позицию, в том числе указывать:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги;

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

При составлении плана закупок, плана-графика закупок, форм обоснования закупок, извещения об осуществлении закупки, приглашения и документации о закупке заказчик вправе указывать также иную дополнительную информацию о потребительских свойствах, в том числе о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, работ, услуг, которые не предусмотрены в позиции каталога (п. 5 Правил использования каталога). Дополнительная информация приводится в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе. При указании дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Как уже было сказано, при планировании и осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги согласно ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 7 Правил использования каталога). В качестве кода товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, проставляется код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Для справки. Для целей указания в плане закупок, плане-графике закупок и иных документах, формируемых в рамках реализации Закона о контрактной системе, наименований объектов закупок заказчик вправе использовать наименования ассортиментных наборов товаров, работ, услуг, которые предусмотрены в п. 9 Правил формирования каталога (п. 11 Правил использования каталога).

Отдельные случаи применения каталога заказчиками

Положениями п. 8 - 11 Правил использования каталога установлены отдельные случаи применения каталога. Рассмотрим их.

В один лот включено несколько товаров, работ, услуг, при этом по отдельным позициям лота в каталоге имеется информация, подлежащая применению, а по другим позициям такая информация отсутствует. В этом случае заказчик руководствуется требованиями Правил использования каталога в отношении каждого конкретного наименования товара, работы, услуги лота. При наличии в каталоге информации в отношении предмета закупки (товара, работы, услуги, включенных в лот) она указывается в документах, оформляемых при размещении заказа. В случае отсутствия в каталоге сведений в отношении какого-либо предмета закупки приводится информация, соответствующая требованиям Закона о контрактной системе.

Осуществление закупки, предусмотренной планом-графиком, который утвержден до наступления даты, начиная с которой применение соответствующей позиции, указанной в каталоге, обязательно. При возникновении такой ситуации заказчик должен руководствоваться положениями, установленными в п. 7 Правил использования каталога (п. 9 данных Правил). Согласно этому пункту в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в силу ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом в качестве кода товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Если в план-график закупок вносятся изменения в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане-графике закупок, форме обоснования закупок приводится согласно соответствующей позиции каталога.

Информация, отражаемая в каталоге

Пунктом 2 Правил формирования каталога установлено, что под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды, соответствующие указанным кодам товаров, работ, услуг, являющихся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию.

Минэкономразвития обеспечивает формирование и ведение каталога посредством (п. 4 Правил формирования каталога):

Примечание. Каталог размещается на сайте http://zakupki.gov.ru/ в открытом бесплатном круглосуточном доступе (п. 6 Правил формирования каталога).

Сведения, составляющие государственную тайну, в каталог не включаются (п. 7 Правил формирования каталога).

В каталоге указывается следующая информация (п. 10 Правил формирования каталога).

Информация, отражаемая в каталоге

Пояснение

Код каталога

Код приводится в соответствии с п. 12 Правил формирования каталога. Он представляет собой уникальный цифровой 21-разрядный код, в котором:

  • в 1 - 9-м разрядах указывается код товаров, работ, услуг, соответствующий Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в формате XX.XX.XX.XXX. Если позиция каталога формируется на подгруппу, вид, категорию такого Классификатора, в соответствующих разрядах кода Классификатора указывается значение "0";
  • в 10 - 15-м разрядах приводится порядковый номер ассортиментного набора товаров, работ, услуг, который принимает значения в порядке возрастания в формате от "000001" до "999999". При этом если позиция каталога не включена ни в один ассортиментный набор, то в разрядах указывается ноль ("0");
  • в 16-м разряде проставляется цифровой код "1", если позиция каталога формируется на товар, код "2", если позиция каталога формируется на работу, и код "3", если позиция формируется на услугу;
  • в 17 - 21-м разрядах указывается порядковый номер позиции каталога, относящейся к одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, который принимает значения в порядке возрастания в формате от "00001" до "99999" в пределах соответствующего кода Классификатора. Если к коду ОК 034-2014 относится только одна позиция каталога, ей присваивается номер "00001"

Наименование товара, работы, услуги

Отражается наименование товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара, работы, услуги

Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги

Она указывается согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) ОК 015-94

Информация, содержащая описание товара, работы, услуги

Информация приводится в случае, если такое описание сформировано и согласовано в соответствии с п. 13 и пп. "б" п. 14 Правил формирования каталога

Справочная информация

С 1 января 2018 года в каталоге указывается справочная информация, содержащая:

  • коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии);
  • сведения о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии)

Дата включения в каталог позиции

Дата начала обязательного применения позиции каталога

Дата окончания применения позиции каталога

Дополнительная информация

Дополнительная информация указывается в соответствии с п. 19 Правил формирования каталога. Данный пункт вступил в силу в отношении лекарственных препаратов 1 марта 2017 года, а в отношении иных товаров, работ, услуг начнет действовать 1 октября 2017 года

* * *

В завершение статьи кратко изложим основные выводы.

  1. С 1 января 2017 года заказчики обязаны указывать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, документации о закупке, контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками, отчете об исполнении контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе, наименование объекта закупки, соответствующее наименованию, приведенному в каталоге.
  2. Каталог формируется Минэкономразвития по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ N 145.

Т. Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"