Мудрый Экономист

Применение ККТ в 2017 году при совершении наличных денежных расчетов

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4

При совершении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ юридические лица, к которым относятся и учреждения здравоохранения, должны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). В силу Федерального закона N 54-ФЗ <1> учреждения здравоохранения, оказывающие услуги (выполняющие работы) для населения, до 1 июля 2018 года могут осуществлять расчеты наличными денежными средствами без применения ККТ при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) (п. 8 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ <2>).

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Возможно ли не использовать ККТ организациям, расположенным в отдаленных и труднодоступных местностях? Обязательно ли в 2017 году производить перерегистрацию ККТ? Какие преимущества дает применение электронной ККТ? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из статьи.

Тема применения юридическими лицами, в том числе учреждениями здравоохранения, ККТ при совершении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ актуальна, поскольку бюджетные и автономные учреждения ведут приносящую доход деятельность, в рамках которой оказываются услуги населению за плату. Вопросы применения ККТ при осуществлении наличных расчетов с населением регулируются Федеральным законом N 54-ФЗ. В него Федеральным законом N 290-ФЗ были внесены изменения. Положения Федерального закона N 290-ФЗ (начало действия документа - 15.07.2016) предусматривают, в частности:

  1. передачу информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС;
  2. возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
  3. изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку;
  4. применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками ЕНВД.

Важным в Федеральном законе N 290-ФЗ является установленная им возможность плавного и поэтапного перехода к новому порядку использования ККТ. Так, с 15 июля 2016 года для юридических лиц предусмотрена возможность добровольного перехода на применение нового порядка работы с ККТ. С 1 февраля 2017 года регистрация ККТ осуществляется по новым правилам, а с 1 июля 2017 года прекращает действовать старый порядок регистрации ККТ.

Переход на применение нового порядка работы с ККТ

Новым порядком применения ККТ установлено, что данные о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будут направляться в режиме реального времени (онлайн), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.

ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета юридического лица, ее применяющего. Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета до 1 июля 2017 года в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ).

Из разъяснений ФНС следует, что пользователь ККТ вправе обратиться к производителю ККТ (которая применяется в учреждении) для уточнения информации о возможности модернизации ее модели и приведения ее в соответствие требованиям, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ. Контрольно-кассовая техника, не отвечающая новым требованиям Федерального закона N 54-ФЗ и зарегистрированная в налоговом органе до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета до 01.07.2017 (Письмо Минфина России от 16.02.2017 N 03-01-15/8856). Из информации, размещенной на сайте https://www.nalog.ru/, следует, что пользователю ККТ необходимо:

Примечание. На сайте https://www.nalog.ru/ размещена информация, касающаяся нового порядка использования ККТ.

По информации производителей ККТ, переход на новую технологию работы с ККТ не потребует замены действующего парка кассовых аппаратов. Достаточно будет однократной модернизации с учетом особенностей применяемых моделей.

Снятие ККТ с регистрации осуществляется по заявлению юридического лица в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника (п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470)). При этом датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговом органе (абз. 2 п. 23 Регламента <3>).

<3> Регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.

Ниже в форме схемы отобразим процесс снятия ККТ с учета.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦Шаг 1. Представление в налоговый орган документов, необходимых для снятия¦
¦с учета ККТ ¦
¦Учреждение при принятии решения о снятии с учета ККТ представляет в¦
¦налоговый орган пакет документов, среди которых (п. 26 Регламента): ¦
¦- заявление о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме. Для этого¦
¦используется та же форма, что и при регистрации контрольно-кассовой¦
¦техники (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@); ¦
¦- паспорт ККТ, который выдается поставщиком ККТ; ¦
¦- карточка регистрации ККТ, выданная налоговым органом в момент¦
¦постановки кассы на учет (абз. 5 п. 15 Положения N 470, п. 72¦
¦Регламента). Форма карточки утверждена Приказом ФНС России N ММ-3-2/152@.¦
¦Документы подаются одним из следующих способов (п. 27 Регламента): ¦
¦- почтовым отправлением с уведомлением о вручении; ¦
¦- лично; ¦
¦- в форме электронных документов с использованием¦
¦информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе¦
¦Интернета, включая федеральную государственную информационную систему¦
¦"Единый портал государственных и муниципальных услуг" ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Шаг 2. Снятие показаний памяти с ККТ ¦
¦Специалист центра технического обслуживания в присутствии специалиста¦
¦налогового органа составляет акт о снятии показаний контрольных и¦
¦суммирующих денежных счетчиков (п. 82 Регламента) ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Шаг 3. Документальное засвидетельствование показаний памяти ККТ ¦
¦Отметки о снятии ККТ, заверенные печатью налогового органа (п. 83 и 87¦
¦Регламента), проставляются: ¦
¦- в паспорте ККТ и учетном талоне ККТ (п. 84 Регламента); ¦
¦- в книге учета ККТ; ¦
¦- в карточке регистрации (она остается в налоговом органе и хранится в¦
¦течение пяти лет после снятия ККТ с регистрации) (п. 88 Регламента) ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Требования, которым должна отвечать ККТ

Все кассовые аппараты, которые будут работать по новым правилам, должны обеспечивать передачу информации о расчетах, совершаемых юридическим лицом. При этом к самим аппаратам предъявляются требования, установленные ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ. В частности, из положений данной статьи следует, что ККТ должна:

После модернизации применяемых юридическим лицом кассовых аппаратов производится их регистрация в налоговом органе в порядке, установленном ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ.

В новом порядке зарегистрировать, перерегистрировать или снять с регистрационного учета кассовый аппарат можно будет удаленно - в Интернете через кабинет ККТ, открытый на официальном сайте налоговой службы (Письмо Минфина России от 27.01.2017 N 03-01-15/4114). Перечень моделей и конкретных экземпляров кассовых аппаратов, которые соответствуют требованиям Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ и, соответственно, доступны для регистрации, будет размещен на официальном сайте ФНС. По информации налогового ведомства, в реестр ККТ уже внесено 48 моделей, отвечающих новым требованиям, и зарегистрировано более 11 тысяч единиц новой ККТ. Также, по информации ФНС, поставщик фискальных накопителей официально подтвердил готовность к обеспечению рынка необходимым количеством экземпляров фискальных накопителей.

Случаи, когда ККТ может не применяться

Федеральным законом N 290-ФЗ определены случаи, когда расчеты могут производиться без применения ККТ. Так, без использования ККТ вправе осуществлять расчеты организации:

а) выполняющие работы, оказывающие услуги населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) (п. 8 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ) (пункт применяется до 1 июля 2018 года);

б) оказывающие услуги по обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ);

в) осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт совершения расчета между организацией и покупателем (клиентом) (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Оформление документов в расчетах без применения ККТ

В случае если учреждение не применяет ККТ в соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ, оно должно руководствоваться Положением осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Данным Положением установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать документ, выдаваемый учреждением вместо контрольно-кассового чека.

Организации, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, и не применяющие ККТ, по требованию покупателя выдают документ, содержащий:

При выдаче документов покупателям учреждение должно руководствоваться Правилами выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 N 296 (далее - Правила N 296). Из положений Правил N 296 следует, что при расчете наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

а) заполняет документ;

б) собственноручно подписывает документ;

в) выдает документ покупателю (клиенту).

Документ может быть выполнен на бумажном носителе рукописным и (или) иным способом (типографским, с использованием персонального компьютера и др.) (п. 3 Правил N 296). При заполнении документа рукописным способом должны выполняться положения п. 4 Правил N 296: документ заполняется четким и разборчивым почерком на русском языке (помарки, подчистки и исправления не допускаются).

Учет документов ведется в журнале учета документов по их порядковому номеру и дате расчета. Листы такого журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), а также заверены печатью (при наличии). Журнал учета документов ведет руководитель учреждения или уполномоченное им лицо. Запись в журнале делается по каждому расчету. Если в течение рабочего дня расчеты не проводились, записи в журнал учета документов не осуществляются.

Если при заполнении документ был испорчен или неправильно заполнен, он перечеркивается и прилагается к журналу учета документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 8 Правил N 296). При этом в журнале учета документов напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа производится соответствующая запись. Сквозная нумерация документов при этом продолжается.

С работником, которому поручаются выдача, учет и хранение документов, а также осуществление расчетов с покупателями (клиентами), заключается договор о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 9 Правил N 296).

* * *

В заключение отметим, что согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных Федеральным законом N 54-ФЗ случаях влечет наложение административного штрафа:

Повторное совершение такого административного правонарушения, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более влечет:

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением требований, закрепленных Федеральным законом N 54-ФЗ, влечет ответственность по п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511):

Т. Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"