Мудрый Экономист

Контрактная система: 2017, март

"Руководитель бюджетной организации", 2017, N 4

Изменения в законодательстве

Рассмотрим изменения, произошедшие в законодательстве за месяц.

Закупки для физкультурно-спортивных организаций

В пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе <1> внесены изменения <2>, согласно которым физкультурно-спортивные организации смогут осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - поставщик) при определенных условиях: сумма закупки не должна превышать 400 тыс. руб. при общем годовом объеме таких закупок не более 50% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 20 млн руб. Изменения вступили в силу 05.03.2017.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> Федеральный закон от 22.02.2017 N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ведение реестра ЕП товара, производство которого создается, модернизируется или осваивается в России

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 231 утверждена процедура, устанавливающая порядок ведения реестра единственных поставщиков (ЕП) товара, являющихся стороной - инвестором специального инвестконтракта или привлеченным такой стороной - инвестором иным лицом, осуществляющим создание, модернизацию или освоение производства товара на территории РФ в соответствии со специальным инвестконтрактом <3>, либо стороной-инвестором согласно госконтракту, предусматривающему встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации или освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения госнужд субъекта РФ.

<3> Заключенным на основании Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

Реестр формируется в электронном виде путем создания или изменения реестровых записей в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Информация, содержащаяся в реестре, общедоступна для ознакомления без взимания за это платы. Ведет реестр Федеральное казначейство, в том числе включает в него (исключает из него) информацию о ЕП. Определен перечень информации, включаемой в реестр, перечень информации, которую федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта РФ формируют и направляют в уполномоченный орган для внесения в реестр.

До 01.07.2017 Федеральному казначейству и Минэкономразвития поручено обеспечить ввод в эксплуатацию раздела официального сайта ЕИС, предусмотренного для ведения реестра. До ввода в эксплуатацию данного раздела федеральные органы исполнительной власти, заключившие специальный инвестиционный контракт, и органы исполнительной власти субъекта РФ, заключившие госконтракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации или освоению производства товара на территории субъекта РФ, размещают информацию, содержащуюся в реестре, на своих сайтах.

Методические рекомендации Минстроя

С 31.03.2017 Приказом Минстроя РФ от 09.02.2017 N 81/пр утверждены методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы. К единичным расценкам относятся единичные расценки на строительные, специальные строительные (ФЕР), ремонтно-строительные (ФЕРр) работы, монтаж оборудования (ФЕРм) и пусконаладочные работы (ФЕРп). Единичные расценки используются непосредственно в локальных сметных расчетах (локальных сметах) для определения сметных прямых затрат.

С 31.03.2017 Приказом Минстроя РФ от 08.02.2017 N 78/пр введены в действие методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Ресурсные показатели, полученные на основе государственных элементных сметных норм, могут быть использованы для определения продолжительности монтажных и пусконаладочных работ, проведения системных анализов потребности в ресурсах для объектов капитального строительства.

Рекомендации и разъяснения

В данном разделе ознакомимся с рекомендациями регуляторов контрактной системы.

Списание неустоек по контракту

Рассмотрев обращение по вопросу списания начисленных сумм неустоек, штрафов, пеней (далее - неустойка), Минфин в Письме от 30.12.2016 N 09-04-08/80112 (продублированном ФНС - Письмо от 17.02.2017 N АС-4-5/3049) разъяснил некоторые вопросы.

В контракте должно быть условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком установленных обязательств (в том числе гарантийных), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек <4>. При этом условия контракта могут устанавливать на основании ст. 313 ГК РФ следующее: если поставщик не уплачивает неустойку, заказчик может вычесть начисленную сумму из средств, подлежащих выплате поставщику в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

<4> Часть 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Заказчик - получатель бюджетных средств на основании акта о приемке товаров, работ, услуг (ТРУ), содержащего сведения об исполнении обязательства поставщиком и требования об уплате неустойки, а также положений контракта, предусматривающих оплату заказчиком неустойки за поставщика, принимает к учету обязательства перед поставщиком по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту.

Оплата контракта осуществляется путем выплаты поставщику суммы, уменьшенной на сумму неустойки, которая перечисляется в доход соответствующего бюджета. Таким образом, к списанию принимается исключительно не уплаченная поставщиком задолженность.

Если контракт содержит условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий), то указанная задолженность рассматривается как добровольно уплачиваемая и, следовательно, списанию не подлежит.

Закупка у субъекта естественных монополий

ФАС в Письме от 29.11.2016 N РП/82541/16 ответила на вопрос о возможности заключения контракта на оказание почтовых услуг с ФГУП "Почта России" как с единственным поставщиком (ЕП) в соответствии с законодательством о госзакупках.

Заказчик может закупать у ЕП "Почта России" услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Закону о почтовой связи <5> государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) подтверждают оплату услуг. Как следует из п. 24 Правил связи <6>, ГЗПО применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.

<5> Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
<6> Правила оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик может закупать у единственного поставщика ТРУ, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий <7>. Услуги общедоступной почтовой связи относятся к указанной сфере деятельности <8>.

<7> В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
<8> Часть 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях.

Также существует Перечень услуг регулируемой связи <9>, согласно которому услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относятся к услугам общедоступной почтовой связи, а значит, этот вид деятельности принадлежит к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Антимонопольная служба Приказом N 232/16 <10> установила тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые "Почтой России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.

<9> Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет ФАС, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.
<10> Приказ ФАС РФ от 15.03.2016 N 232/16 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России".

Поэтому ФАС считает, что продажа ГЗПО не должна рассматриваться как отдельная услуга, поскольку является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи. Следовательно, заказчик вправе осуществлять закупку у ЕП "Почта России" на оказание услуг, указанных в Приказе N 232/16, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Антимонопольная служба также обращает внимание, что при заключении договора на оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, не допускается включать в данный договор иные работы (услуги), которые не отнесены к указанной сфере деятельности.

Судебная практика

В судебной практике встречались решения, согласно которым, если заказчик, несмотря на заявленные им недостатки, пользуется результатами работ, уменьшать их стоимость он не вправе. Однако Арбитражный суд Волго-Вятского округа считает иначе: заказчик не обязан полностью оплачивать некачественные работы, даже если он пользуется их результатом. Рассмотрим его Постановление от 12.01.2017 по делу N А39-1216/2015.

Заказчик заключил с подрядчиком договор на выполнение работ по покрытию площадки асфальтом с внесением предоплаты. После подписания акта о приемке выполненных работ были выявлены недостатки покрытия, о чем заказчик проинформировал исполнителя, попросив устранить дефекты. Представители обеих сторон произвели осмотр указанного покрытия, по результатам которого был составлен акт установления недостатков выполненных работ по договору (множественные неровности поверхности, следы вмятин, трещин; в жаркую погоду покрытие мнется, как пластилин, происходит его шелушение). Подрядчик подписывать акт отказался, о чем была сделана соответствующая отметка.

После проведения экспертизы, установившей, что подрядчик использовал некачественные материалы и нарушил технологию работы, заказчик направил подрядчику претензию с требованием соразмерного уменьшения предусмотренной за работу по договору цены. Предложенная цена была определена после получения заказчиком итогов проведения экспертизы. Исполнитель не принял условие и потребовал оплатить работы полностью, так как подрядчик уже пользуется результатами выполненной работы, а выявленные дефекты устранимы.

Суды, куда впоследствии обратились поочередно обе стороны, встали на сторону заказчика, придя к обоснованному выводу о выполнении подрядчиком работ с отступлениями от условий договора, требований строительных норм и правил, и удовлетворили исковые требования об уменьшении цены.

Право заказчика по договору подряда в рамках гарантийных обязательств требовать соразмерного уменьшения цены в случае ненадлежащего выполнения подрядчиком работ установлено законом (ст. 723 ГК РФ). И это право, как указали суды, не поставлено в зависимость от обязанности подрядчика своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные в течение гарантийного срока. Данная обязанность подрядчика не может толковаться как лишающая заказчика права требовать соразмерного уменьшения цены по договору в случае неустранения своевременно недостатков подрядчиком. Судьи указали, что сам по себе факт использования результата некачественно выполненных работ не возлагает на заказчика обязанность по оплате стоимости работ в полном объеме.

М.Г. Гусев

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"