Мудрый Экономист

Контрактная система: единственный поставщик

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4

При закупках товаров, работ или услуг согласно требованиям Закона о контрактной системе <1> бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять способ, с помощью которого и будет осуществлена та или иная закупка. Исключением из данного правила являются случаи, прямо предусмотренные Законом о контрактной системе. В данной статье мы рассмотрим особенности применения ст. 93 Закона о контрактной системе, устанавливающей случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В каких случаях можно размещать заказ у единственного поставщика?

Как мы уже отметили, ситуации, когда бюджетное учреждение может осуществлять закупку у единственного поставщика, перечислены в ст. 93 Закона о контрактной системе. К таким ситуациям, в частности, относятся следующие.

Закупка товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, относятся:

Обратите внимание! Бюджетное учреждение вправе осуществить закупку у субъекта естественных монополий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе независимо от того, включен поставщик в реестр субъектов естественных монополий или нет (Письмо Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-387).

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе совершить на основании названного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 млн руб.

Таким образом, заказчик может самостоятельно выбрать, какое из вышеуказанных ограничений использовать: либо не более 2 млн руб., либо не более 5% совокупного годового объема закупок заказчика (не более 50 млн руб.). Необходимо отметить, что ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Здесь необходимо отметить, что под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе). Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств:

Обратите внимание! Закон о контрактной системе не содержит ограничений в количестве закупок, не превышающих 100 тыс. руб., которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг в течение какого-либо календарного периода времени (квартала, месяца, дня) (Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3530).

Осуществление закупки товара, работы либо услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком, ландшафтным парком, театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, библиотекой, архивом), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При осуществлении закупок по данному основанию следует помнить, что годовой объем закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Закупка работы либо услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственным ему государственным учреждением. В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика проводится, если ее предметом выступают работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, закупка по данному основанию может иметь место, если работу или услугу может выполнить или оказать только орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение либо унитарное предприятие при наличии у них полномочий, установленных соответствующим нормативным правовым или законодательным актом.

Наряду с рассмотренными выше условиями, позволяющими произвести закупку у единственного поставщика, Законом о контрактной системе установлен ряд других возможностей получить требуемые товары, работы и услуги максимально упрощенным методом. В частности, к ним можно отнести следующие:

В каком порядке должна проводиться закупка?

Всю процедуру проведения закупки у единственного поставщика можно разделить на следующие этапы.

Подготовка к проведению закупки. Данный этап включает в себя поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя, а также (при необходимости) согласование возможности проведения такой закупки. Напомним, что согласование осуществляется в случае проведения закупок по основаниям, предусмотренным п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В остальных случаях согласовывать заключение контракта не требуется. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком с ФАС, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, установлен Приказом N 189 <2>.

<2> Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

Следует озаботиться утверждением приказа о проведении закупки, а также разработкой проекта контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Напомним, что указанный проект контракта должен в том числе содержать расчет и обоснование цены контракта. При этом расчет и обоснование цены не нужны в случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документального оформления отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется (ч. 4 ст. 93 названного Закона).

При обосновании цены контракта учреждению необходимо руководствоваться положениями ст. 22 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 1 указанной статьи начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7 - 11 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Так, тарифный метод может применяться, только если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчик обязан включить в контракт условие об обеспечении исполнения контракта. Однако для закупок у единственного поставщика по основаниям, поименованным в п. 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с п. 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, сделано исключение, и заказчик может не включать в контракт условие об обеспечении контракта.

В силу ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Размещение извещения в ЕИС. В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, закрепленных в п. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4 ст. 42 и п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе. Извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, поименованных в п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.

Уведомление направляется при проведении закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения. В остальных случаях уведомление не требуется.

Заключение контракта. Перед заключением контракта учреждению необходимо проверить, внес ли выбранный поставщик (исполнитель, подрядчик) обеспечение исполнения контракта, затем подписывается контракт.

Экспертиза поставленного товара. В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с обозначенным Законом.

При этом необходимо отметить, что на основании ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Исходя из ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Внесение сведений о заключенном контракте в реестр контрактов. В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе учреждения в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения о заключении контракта, его изменении, исполнении или расторжении для включения таких сведений в реестр контрактов.

С этой целью учреждению необходимо сформировать и направить в Федеральное казначейство (п. 10 Правил ведения реестра <3>):

<3> Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132.

* * *

Обобщая вышеизложенное, отметим, что под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик - бюджетное учреждение предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). При этом случаи, когда учреждение может осуществить закупку у единственного поставщика, поименованы в ст. 93 Закона о контрактной системе. Во всех остальных ситуациях должны применяться иные способы закупки.

А. Гусев

К. п. н.,

эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"