Мудрый Экономист

Подтверждение квалификации работников

"Советник в сфере образования", 2017, N 3

В 2017 году образовательным учреждениям необходимо учесть изменения, касающиеся порядка подтверждения квалификации работников. В настоящее время идет поэтапный процесс внедрения профессиональных стандартов. Кроме того, начала свое действие система независимой оценки квалификации работников, которая может проводиться как за счет работодателя, так и за счет работника (соискателя).

Профессиональные стандарты

Для выполнения своей трудовой функции работник должен обладать определенной профессиональной квалификацией. Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ квалификация работника - это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и трудовой функции, является профессиональный стандарт (далее - профстандарт). Правила их разработки и утверждения отражены в Постановлении Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.

Кроме того, Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах (ст. 195.2 ТК РФ). В настоящее время профстандарты, ЕТКС и ЕКС действуют одновременно.

Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ). В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, могут применяться работодателем по желанию. Данная норма вступила в силу с 1 июля 2016 года.

Учреждения могут самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов. Разработка проекта должна осуществляться в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России методическими рекомендациями по их разработке. Утверждает профессиональный стандарт также Минтруд России.

Утвержденные профессиональные стандарты вносятся в соответствующий реестр и размещаются на сайте www.profstandart.rosmintrud.ru. Ведение, актуализацию и размещение реестра профстандартов на сайте осуществляет ФГБУ "НИИ труда и социального страхования" Минфина России (Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 667н).

В настоящее время в реестре есть несколько профстандартов для педагогических работников, а также для некоторых должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала (таблица N 1).

Таблица N 1

Утвержденные Профессиональные стандарты

Наименование профстандарта

Приказ Минтруда России об утверждении

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

от 18.10.2013 N 544н

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

от 24.07.2015 N 514н

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

от 08.09.2015 N 613н

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

от 08.09.2015 N 608н

Специалист в области воспитания

от 10.01.2017 N 10н

Специалист по управлению персоналом

от 06.10.2015 N 691н

Бухгалтер

от 22.12.2014 N 1061н

Специалист в сфере закупок

от 10.09.2015 N 625н

Специалист в области охраны труда

от 04.08.2014 N 524н

и др.

Из перечисленных Профстандартов обязательным к применению является Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок, так как Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе установлены требования к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего <1>. Все остальные Профстандарты пока могут применяться учреждениями в добровольном порядке.

<1> Подробнее читайте статью О.Л. Лобановой "Профессиональные стандарты - введение в закупочную деятельность" в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 11 за 2015 год. Статья включена в систему "Советник бухгалтера" и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Следует также иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее - Постановление N 584) установлены особенности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах РФ, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также в госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности (далее - организации госсектора).

В организациях госсектора профессиональные стандарты внедряются поэтапно на основе утвержденных ими планов по организации применения профстандартов, принятых с учетом мнений представительных органов работников и содержащих в том числе:

а) список профстандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании (ДПО) работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профстандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

Реализацию мероприятий данных планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 Постановления N 584).

При этом учредители госучреждений должны обеспечить:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профстандартов, подлежащих применению;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Учреждениям и их учредителям рекомендовано также направлять имеющиеся предложения по актуализации профстандартов в Минтруд России.

Таким образом, уже сейчас учреждениям образования необходимо провести работу по разработке планов внедрения профстандартов, оценить квалификацию имеющихся работников и запланировать их обучение при необходимости.

Профстандарты и наименование должностей работников

Как уже было сказано, появление профстандартов пока не отменяет действия ЕТКС и ЕКС. Данные Справочники продолжают применяться. При этом не исключена ситуация, когда квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации. В этом случае если применение профстандарта обязательно, то он и применяется (например, для должности специалиста по закупкам).

Для некоторых должностей применяется либо квалификационный справочник, либо профстандарт.

В Письме Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814 были доведены разъяснения о наименованиях некоторых должностей педагогических работников в связи с появлением профессиональных стандартов.

Специалисты ведомства пояснили, что с 1 июля 2016 года к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профстандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если таковые установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ правом на занятие педагогической деятельностью владеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профстандартах, то исходя из этого обязательность применения профстандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностных обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и Квалификационные справочники ЕКС, особенно в случаях, когда профстандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ.

Если для какой-либо должности не обязательны ни профстандарт, ни квалификационный справочник, учреждение как работодатель самостоятельно определяет, каким документом пользоваться при указании наименования должности. В частности, учреждение вправе переименовать должность работника без изменения его трудовой функции.

Старые и новые работники

Само по себе принятие профстандарта не означает для работодателя необходимости пересмотра трудовых отношений с уже имеющимися работниками.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника работодатель вправе проводить его аттестацию на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе. Только неудовлетворительный результат аттестации может служить причиной увольнения. Несоответствие работника профессиональному стандарту причиной увольнения быть не может. На это обратили внимание специалисты Минтруда России в Письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253.

По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименования в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Если работодатель нарушает эти требования, ему может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

Если должность, предполагающая льготы или ограничения, будет указана в трудовом договоре без учета профстандарта или квалификационного справочника, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора в соответствии с п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 50 до 100 тыс. руб. для учреждения и от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц).

Неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, является нарушением трудового законодательства. За это учреждение может быть оштрафовано на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а его должностные лица - от 1 до 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Независимая оценка квалификации

В том же Письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 Минтруд России обратил внимание работодателей на то, что согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования (ДПО) для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Организациям госсектора, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профстандартам, при необходимости составить план подготовки работников и ДПО работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Примечание. В организациях государственного сектора должны быть составлены планы по организации применения профстандартов.

При этом для анализа профессиональных компетенций работников работодатель с 1 января 2017 года может задействовать процедуру независимой оценки квалификации (НОК).

Примечание. Независимая оценка квалификации (НОК) - это процедура подтверждения соответствия квалификации работника или соискателя на должность положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенная центром оценки квалификаций (ЦОК).

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение НОК осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Примечание. Направить работника на независимую оценку квалификации работодатель должен с его письменного согласия.

Перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение НОК, определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов. Составление такого перечня может быть частью мероприятий плана по внедрению профессиональных стандартов в учреждении.

При направлении работника на прохождение НОК на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а также командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Работники имеют право на прохождение НОК в силу ст. 197 ТК РФ, но это не является их обязанностью. Право на ее прохождение реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Независимая квалификация проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ (далее - Закон N 238-ФЗ).

НОК проводится в форме профессионального экзамена центрами оценки квалификаций в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204.

Заявление на независимую оценку квалификации подается по разработанной Минтрудом России форме (утв. Приказом от 02.12.2016 N 706н) вместе с другими необходимыми для этой процедуры документами.

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации. Если же он получит неудовлетворительную оценку, ему выдадут заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации. Сведения о выданных свидетельствах будут внесены в соответствующий реестр.

Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет его средств, а также средств иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств последнего (ч. 2 ст. 4 Закона N 238-ФЗ).

Соискателя, не подтвердившего свою квалификацию, учреждение может не принять на работу. Однако если действующий работник не сдал экзамен, то этот факт сам по себе не всегда может служить причиной увольнения.

На основании неудовлетворительного результата работодатель может:

И только в том случае, если применение профстандарта обязательно в силу федерального закона или иного нормативно-правового акта, трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Случаи таких нарушений перечислены в ст. 84 ТК РФ. К ним, в частности, относится отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Бухгалтерский учет

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), затраты на процедуру НОК, обучение и переобучение работников относятся к КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".

В бухгалтерском учете это отражается так:

Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

или Дебет счета 0 10900 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"

Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",

или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

или Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)

Если для прохождения НОК работник направлен в командировку, оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается также по КВР 244.

При этом на подстатью 222 КОСГУ "Транспортные услуги" относятся расходы на оплату договоров гражданско-правового характера по оказанию услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, а на подстатью 226 КОСГУ относят расходы на оплату услуг по организации питания, расходы на оплату договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях.

Начисление средней заработной платы работникам учреждения, направленным на прохождение НОК, относится к КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и отражается в бухгалтерском учете записью:

Дебет счета 0 40120 211 "Расходы по заработной плате"

или Дебет счета 0 10900 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг"



Кредит счета 0 30211 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате".

Коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения может быть предусмотрена компенсация НОК, если ее оплатил сам работник. Этот вариант может быть более удобным учреждению, так как в этом случае ему не придется осуществлять закупку услуг по проведению НОК на общих основаниях.

На основании Указаний N 65н такие расходы отражаются по КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", подстатье 212 КОСГУ "Прочие выплаты". К этому же КВР относится компенсация работнику командировочных расходов.

Если оплата услуги НОК производится как выдача компенсации, это отражается в учете так:

Дебет счета 0 40120 212 "Расходы по прочим выплатам"

Кредит счета 0 30212 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам"

Дебет счета 0 30212 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам"



Кредит счета 0 20134 610 "Выбытие денежных средств из кассы учреждения",

или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",

или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

или Кредит счета 1 30405 212 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам" (для казенных учреждений).

Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)

Особенности налогообложения

Если НОК проводится по инициативе учреждения-работодателя, то оно оплачивает данные услуги. Оплата НОК может производиться в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, а также на обучение работника, работающего по трудовому договору, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг с центром оценки квалификации. Суммы оплаты работодателем НОК работника не признаются доходом работника и не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).



За прохождение НОК по собственной инициативе платит сам работник или соискатель должности. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ при самостоятельной оплате процедуры НОК он получает право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 руб. в совокупности с другими видами социальных вычетов за налоговый период.

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант