Мудрый Экономист

Особенности исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4

Основным нормативным актом, регулирующим правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ, является Федеральный закон N 79-ФЗ <1>. Статьей 50 этого Закона установлены положения об оплате труда гражданского служащего. Рассмотрим особенности исчисления денежного содержания гражданских служащих в различных ситуациях: при направлении в отпуск, командировку, а также в период временной нетрудоспособности и в других ситуациях.

<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Итак, оплата труда гражданского служащего производится в виде выплаты ему денежного содержания (п. 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Что включает в себя понятие "денежное содержание"?

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит:

К сведению. Должностной оклад и оклад за классный чин составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания).

Что относится к дополнительным выплатам?

В соответствии с п. 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся:

Как устанавливаются размеры составляющих денежного содержания?

Пунктом 3 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

К сведению. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 4 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Отметим, что в настоящее время размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения установлены Приложением 1 к Указу N 763 <2>. Кроме того, размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ приведены в Приложении 2 к названному Указу.

<2> Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Обратим ваше внимание на п. 13 Указа, в котором Правительству РФ дано распоряжение об утверждении порядка исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего:

В настоящее время действуют Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила N 562). Рассмотрим их более подробно.

Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанных в п. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (п. 4 Правил N 562).

Денежное содержание на период нахождения служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске

При исчислении денежного содержания гражданского служащего на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске необходимо учитывать нюансы, установленные п. 6 Правил N 562. В этом пункте сказано, что дополнительно нужно учитывать премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальную помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

При этом размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Приведем пример расчета денежного содержания госслужащего в период его нахождения в отпуске.

Пример 1. Гражданскому служащему предоставлен отпуск с 1 марта 2017 года. Расчетным периодом является период с 01.03.2016 по 28.02.2017. Ежегодный оплачиваемый отпуск служащего с учетом ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 35 календарных дней. Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит:

Кроме того, гражданскому служащему были выплачены:

Рассчитаем денежное содержание госслужащего в период его нахождения в отпуске.

В силу п. 6 Правил N 562 материальная помощь учитывается в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск. Следовательно, сумма материальной помощи, которая будет учитываться при исчислении денежного содержания, будет равна 475 руб. (5 700 руб. / 12 мес.).

В соответствии с указанным пунктом премии за выполнение особо важных и сложных заданий будут учитываться в составе денежного содержания в период отпуска аналогично материальной помощи. Квартальные премии составят 1 466,67 руб. ((4 400 руб. x 4 квартала) / 12 мес.).

Согласно п. 2 и 6 Правил N 562 размер денежного содержания гражданского служащего при его уходе в отпуск составит 23 481,67 руб. (4 400 + 1 300 + 440 + 4 400 + 11 000 + 475 + 1 466,67).

Размер денежного содержания гражданского служащего на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске будет равен 28 049,78 руб. (23 481,67 руб. / 29,3 кал. дн. x 35 кал. дн.).

Денежное содержание на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения служащим медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения

В соответствии с п. 9 Правил N 562 на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом N 255-ФЗ <3>. Итак, согласно ч. 1 ст. 14 этого Закона пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ <4> (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

<3> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
<4> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Однако Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия "средний заработок". Что же тогда принимается за средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности? Необходимо воспользоваться разъяснениями, представленными в Письме ФНС России от 15.04.2010 N СН-17-5/53@. Так, в базу для начисления страховых взносов полностью включаются следующие выплаты:

Таким образом, в расчет пособия по временной нетрудоспособности включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Денежное содержание на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки служащего

На основании п. 5 Правил N 562 гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. При этом есть один нюанс: сохраняемое денежное содержание состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 данных Правил. Следовательно, денежное содержание гражданского служащего на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки будет состоять из оклада денежного содержания или единого денежного вознаграждения, а также из дополнительных выплат, к которым относятся:

Другими словами, в расчет денежного содержания на рассматриваемый период не включаются:

Приведем пример расчета денежного содержания за указанный период.

Пример 2. Гражданский служащий был направлен на профессиональную переподготовку с 01.02.2017 по 28.02.2017. Его ежемесячное денежное содержание состоит:

Кроме того, гражданскому служащему ежемесячно выплачивается премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 5 000 руб.

Рассчитаем его денежное содержание за этот период.

Денежное содержание госслужащего за период прохождения профессиональной переподготовки составит 21 540 руб. (4 400 + 1 300 + 440 + 4 400 + 11 000). Премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 5 000 руб. за период прохождения курсов в расчет не включается.

Денежное содержание на период нахождения в служебной командировке

За период нахождения в командировке госслужащему сохраняется денежное содержание в размере, указанном в п. 5 Правил N 562, то есть порядок его определения аналогичен описанному выше.

Приведем пример расчета денежного содержания госслужащего на период его нахождения в служебной командировке при условии, что организация расположена в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что гражданский служащий был направлен в командировку с 01.02.2017 по 28.02.2017. Учреждение, в котором работает этот служащий, расположено в местности, где установлен районный коэффициент 1,3.

Рассчитаем денежное содержание госслужащего за февраль 2017 года.

Как уже было сказано, для всех составляющих денежного содержания, указанных в п. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, применяется районный коэффициент. Следовательно, денежное содержание за февраль 2017 года составит 28 002 руб. ((4 400 + 1 300 + 440 + 4 400 + 11 000) руб. x 1,3).

Обратите внимание! Порядок исчисления денежного содержания на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей), а также на период проведения служебной проверки аналогичен порядку его исчисления при направлении госслужащего в командировку.

Денежное содержание при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также при прекращении служебного контракта

В силу п. 8 Правил N 562 в указанных случаях гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца и один месяц соответственно.

При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера определенных пп. "д" - "ж" этого пункта дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Напомним, что пп. "д" - "ж" п. 2 Правил N 562 установлены следующие дополнительные выплаты:

Кроме того, п. 8 Правил N 562 установлен один нюанс: если на день расторжения служебного контракта госслужащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных ему за отработанное время.

Приведем пример расчета компенсации госслужащего в указанном случае.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что гражданский служащий уволен 01.02.2017. Рассчитаем его денежное содержание при увольнении в связи с реорганизацией государственного органа.

Денежное содержание служащего в рассматриваемом случае будет равно 23 481,67 руб. (5 700 + 15 840 + 1 941,67), где:

Таким образом, компенсация при увольнении госслужащего в связи с реорганизацией государственного органа составит 93 926,68 руб. (23 481,67 руб. x 4 мес.).

Обратите внимание! Порядок исчисления денежного содержания в случае прекращения служебного контракта, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ, если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по вине госслужащего, аналогичен описанному выше.

Денежное содержание на период безвестного отсутствия госслужащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим по решению суда, вступившему в законную силу

Пунктом 7 Правил N 562 предусмотрено, что на период безвестного отсутствия до признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.

Необходимо ли пересчитывать денежное содержание, если в период его сохранения произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат?

В п. 11 Правил N 562 установлено, что если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, то исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода.

Приведем пример расчета денежного содержания госслужащего в случае, если была увеличена надбавка за выслугу лет в период его отпуска.

Пример 5. Гражданскому служащему предоставлен отпуск с 01.02.2017 по 28.02.2017. Его ежемесячное денежное содержание состоит:

10.02.2017 вступило в силу решение об увеличении надбавки за выслугу лет гражданской службы до 15% (660 руб.).

Рассчитаем размер индексации денежного содержания.

По условиям примера решение об увеличении надбавки за выслугу лет гражданской службы вступило в силу 10.02.2017. Значит, необходимо проиндексировать размер денежного содержания с 10.02.2017 по 28.02.2017, то есть за 19 дней.

Размер денежного содержания с 01.02.2017 по 09.02.2017 (за девять дней) составит 6 616,38 руб. ((4 400 + 1 300 + 440 + 4 400 + 11 000) руб. / 29,3 дн. x 9 дн.).

Размер денежного содержания с 10.02.2017 по 28.02.2017 (за 19 дней) будет равен 14 110,58 руб. ((21 540 - 440 + 660) руб. / 29,3 дн. x 19 дн.).

Таким образом, денежное содержание гражданского служащего с учетом индексации - 20 726,96 руб. (6 616,38 + 14 110,58).

Денежное содержание государственного гражданского служащего на период прохождения им военных сборов

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ <5> гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступлению на военную службу по контракту или поступлению в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

<5> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Однако Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия "средний заработок". В связи с этим наиболее близким к нему является понятие денежного содержания государственного гражданского служащего, исчисляемого на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Порядок расчета такого денежного содержания установлен п. 6 Правил N 562.

При исчислении суммы компенсации денежного содержания за время нахождения государственных гражданских служащих на военных сборах должны учитываться рабочие (служебные) дни.

Такие разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития России от 25.06.2009 N 4125-17.

* * *

В заключение еще раз отметим, что особенности исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих в различных ситуациях установлены Правилами N 562. При этом необходимо помнить, что данные Правила не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в соответствии с ч. 14 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда. При этом перечни должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 15 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Е.В. Давыдова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"