Мудрый Экономист

Типовые нарушения законодательства о контрактной системе

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5

Напомним, что особенности проведения бюджетными учреждениями закупок установлены ст. 15 Закона о контрактной системе <1>. Согласно указанной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе. В статье на основе анализа материалов контрольных мероприятий органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, приведем обзор наиболее часто встречающихся нарушений Закона о контрактной системе.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Недостатки при организации закупок

В ходе проверки данного вопроса контрольные органы в сфере закупок довольно часто выявляют:

Несоблюдение требований о планировании закупок

В силу ст. 16 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения должны планировать закупки исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного Закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

К нарушениям при планировании закупок можно отнести:

Следует отметить, что на практике нередки ситуации, когда учреждения не соблюдают требования о размещении информации о закупках. Так, довольно часто встречаются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным. Например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, - не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 обозначенного Закона). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:

Кроме того, нередки случаи:

Нарушения порядка составления документации о проведении закупки

При проверке правильности подготовки и формирования извещений о проведении закупок и документации о закупке контрольными органами нередко устанавливаются случаи:

Нарушения при определении победителя закупки

При проверке правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую выявляются следующие нарушения:

Ошибки при заключении и исполнении контрактов

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

К наиболее распространенным нарушениям, допускаемым учреждениями при заключении и исполнении контрактов, относятся следующие:

Нарушение сроков представления в контрольный орган сведений

Исходя из ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе учреждение в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство.

При этом если согласно упомянутому Закону были внесены изменения в условия контракта, то заказчики направляют в названный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Информация, поименованная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, упомянутая информация направляется заказчиком в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в ситуациях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о данной закупке. Уведомление о закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Отметим, что учреждения обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию названных органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Прочие нарушения

Помимо вышеперечисленных нарушений довольно часто выявляются следующие:

* * *

Как можно убедиться, перечень ошибок, выявляемых контрольными органами в сфере закупок, довольно-таки обширен. Надеемся, что статья поможет учреждениям не допустить их в своей деятельности, поскольку их совершение может стать причиной привлечения должностных лиц учреждения к административной ответственности.

А. Павелин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"