Мудрый Экономист

Доход от азартных игр - на пользу спорту

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5

Раньше такой заголовок мог вызвать у читателя недоумение. Теперь, оказывается, азартные игры могут приносить пользу профессиональному и детско-юношескому спорту. Каким же образом? Для ответа на этот вопрос рассмотрим новшества Федерального закона от 28.03.2017 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), предусматривающего создание механизмов увеличения доходов детско-юношеского и профессионального спорта.

Начинаем с учреждений физической культуры и спорта

Данные учреждения в своей уставной деятельности руководствуются Законом о физической культуре и спорте <1>. Одна из его статей посвящена особенностям регулирования деятельности в области профессионального спорта. Основными субъектами такого спорта являются:

<1> Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Деятельность субъектов направлена на участие в развитии профессионального спорта, детско-юношеского спорта, включая подготовку спортивного резерва. Причем любая деятельность подразумевает определенные действия и несение расходов. Финансировать эти субъекты можно не только из основных, но и дополнительных источников. Один из таких источников - это спонсорские взносы от лиц, размещающих рекламу на спортивных соревнованиях. Однако не всем удается договориться со спонсорами, к которым государство как раз и решило причислить букмекерские конторы, принимающие ставки и заключающие пари на спортивные соревнования. Они будут делать специальные отчисления, а взамен субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги, не вправе отказать организаторам азартных игр в букмекерских конторах в заключении соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий.

Названные изменения внесены в ст. 19.1 Закона о физической культуре и спорте нормами ст. 4 Федерального закона от 28.03.2017 N 44-ФЗ. В дополнение к этому указанными нормативными актами четко определено, что средства, полученные спортивными федерациями и лигами в виде целевых отчислений от азартных игр, будут направляться на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. Получатели средств обязаны будут поделить "азартное" финансирование между поименованными видами спорта в соотношении 80% (на профессиональный) к 20% (на детско-юношеский спорт).

Порядок распределения данных средств между конкретными получателями устанавливается разными органами. Общероссийская спортивная федерация или профессиональная спортивная лига направляет средства на поддержку профессионального спорта, в то время как Минспорт решает, кому выделить детско-юношеский "грант". Напоминаем, что все эти правила закреплены в Законе о физической культуре и спорте.

Какую сумму букмекеры будут перечислять на развитие спорта?

Очевидно, что для ответа на поставленный вопрос нужно обратиться к "азартному" законодательству, в которое также внесены новшества Федеральным законом N 44-ФЗ. Введена отдельная статья в Закон о проведении азартных игр <2>, посвященная целевым отчислениям от азартных игр букмекерских контор.

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".

Начнем с того, что букмекерская контора будет обязана заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых букмекер принимает ставки. На основании названных соглашений заключающие пари лица будут производить целевые отчисления от азартных игр на финансирование мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта.

На заметку. Порядок заключения и условия соглашений между букмекерами и субъектами профессионального и детско-юношеского спорта определит Минспорт.

Размер "азартных" отчислений на развитие спорта установлен Федеральным законом N 44-ФЗ в размере 5% от базы расчета целевых отчислений. Причем есть все основания предполагать, что такой базой станут доходы букмекерской конторы. Для полной уверенности в этом остается дождаться постановления Правительства РФ: им будет установлены правила определения базы целевых отчислений.

Обратим внимание на следующую норму. Общий объем целевых отчислений, выплачиваемых организатором азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах по всем заключенным соглашениям, не может составлять менее 15 млн руб. По данным авторов Федерального закона N 44-ФЗ, количество работающих в РФ букмекерских контор составляет три десятка.

В связи с этим если всеми функционирующими в РФ букмекерскими конторами будут приниматься ставки на физкультурное и (или) спортивное мероприятие, то объем денежных средств, поступающих организатору спортивных соревнований по соглашению, будет составлять как минимум 1,8 млрд руб. (15 млн руб. x 30 букмекерских контор x 4 кварт.). Если разделить эту сумму между профессиональным и детско-юношеским спортом, то на долю первого придется 1,440 млрд руб., а на долю второго - 360 млн руб. Причем это минимальная сумма, она может быть и больше - все зависит от выручки букмекеров.

Читатель может заметить, что расчет построен исходя из предположения, что букмекеры должны производить отчисления спортивным федерациям и лигам ежеквартально. Поэтому и минимальный норматив таких отчислений взят по отношению к кварталу; за месяц, получается, каждый букмекер должен будет отчислять не менее 5 млн руб. Много это или мало? В любом случае не следует забывать, что букмекера никто не освобождал от уплаты налога на игорный бизнес, который идет в доход государства.

Сколько же получит конечный получатель средств, перечисленных на развитие спорта, автор затрудняется ответить. Это зависит от чиновников и самого учреждения физической культуры и спорта, в частности от того, насколько оно сможет обосновать потребность в дополнительном финансировании своей деятельности.

Кто и как будет контролировать отчисления с азартных игр?

Любая уплата (будь то налог, взнос или иное отчисление) предполагает представление отчетности плательщиком. То же предусмотрено для букмекерских контор. Они будут обязаны ежеквартально представлять общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информацию о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений.

На основании предоставляемой информации спортивные чиновники будут определять, все ли причитающиеся целевые отчисления ими получены.

Оказывается, отчитываться будут не только сами букмекеры, но и саморегулируемая организация (далее - СРО) организаторов азартных игр в букмекерских конторах. СРО предоставляет сразу в два уполномоченных органа (Минспорт и ФНС):

При выявлении нарушений или недостоверной информации уполномоченный федеральный орган власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр (ФНС), уведомит СРО букмекеров, после чего к нарушителю будут приняты соответствующие меры. Кроме того, если целевые отчисления не уплачены или уплачены не в полном объеме, общероссийские спортивные федерации, профессиональные лиги вправе обратиться в суд с иском о взыскании. Безусловно, это крайняя мера, но она является достаточно действенной, так как Закон в этом случае - на стороне лиц, развивающих физическую культуру и спорт.

Отчисления будут платить только букмекерские конторы?

Данный вопрос может возникнуть у читателя, который знает, что организатором азартных игр являются не только упомянутые конторы, но и владельцы тотализаторов, а также игровых столов и игровых автоматов. На самом деле количество игорных заведений сейчас существенно меньше, чем было лет десять назад. Закон о проведении азартных игр разрешает открывать игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) только в игорных зонах. В РФ всего пять игорных зон, а в них не так много игорных заведений. Причем они не связаны со спортивными состязаниями - в отличие от тотализаторов и букмекерских контор, где деньги зарабатываются на спортивных соревнованиях.

Следующий вопрос: будут ли организаторы тотализатора делать отчисления на спорт? Для ответа нужно представлять, что это такое и чем они отличаются от букмекерских контор. Тотализаторы в большей степени распространены на ипподромах и других спортивных состязаниях (автогонках, мотогонках, бегах, кулачных боях), когда посетители, пришедшие на соревнования, могут сделать ставку на победу того или иного участника.

На заметку. В первоначальной редакции законопроекта N 1113576-6 говорилось об установлении размера обязательных отчислений как для букмекерских контор, так и для тотализаторов. Однако последние были впоследствии исключены из плательщиков данных отчислений.

Букмекерские конторы близки к тотализаторам: они занимаются заключением пари на события, относительно которых неизвестно, наступят они или нет. Только организаторы тотализатора, в отличие от букмекерской конторы, не заключают пари с игроками, а лишь способствуют заключению пари между ними - так называемых взаимных пари. Фактически на тотализаторе участники играют друг с другом, а организатор тотализатора как посредник берет лишь свой процент комиссии у победителя. У букмекерской конторы доход - это не комиссионные, а выигрыш у участников, сделавших неверные ставки.

К сведению. В настоящее время в РФ на основании выданных в установленном порядке лицензий осуществляют свою деятельность 31 букмекерская контора и тотализатор.

Из изложенного ясно, что наиболее существенные отчисления на развитие спорта способны делать букмекерские конторы, взимать эти платежи с организаторов тотализатора нецелесообразно, так как их доход относительно невелик, к тому же с него они уплачивают установленные налоги, в частности налог на игорный бизнес.

Почему законодатель не забыл о лотереях?

Лотерея - разновидность азартной игры. Это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей.

Проведение лотерей регулирует отдельный Закон о лотереях <3>, которым названный доходный вид деятельности отдан государству. Неспроста в Законе сказано, что организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор в лице органа власти вправе нанимать специальное юридическое лицо (оператор) для проведения лотереи. Однако главное - то, что целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, обязан перечислять оператор лотереи.

<3> Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".

На заметку. Размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, составляет 10% от разницы между суммой выручки оператора лотереи от проведения лотерей за отчетный квартал и суммой выплаченных оператором лотереи за отчетный квартал выигрышей (пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона о лотереях).

С 2013 года на территории РФ проводится Всероссийская государственная лотерея в поддержку физической культуры и спорта, направленная на поддержку физкультуры и спорта в РФ и повышение интереса граждан к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни (так, по состоянию на 31.12.2014 в РФ на регулярной основе спортом занималось более 22 млн человек). Целевые отчисления от проводимой всероссийской лотереи составляют более 990 346,5 тыс. руб. (по состоянию на 01.09.2015), а прогнозируемые целевые отчисления в 2016 году - 501 838 тыс. руб.

Вместе с тем согласно Бюджетному кодексу доходы, получаемые от проведения лотерей, направляются в федеральный бюджет. В последующем соответствующие средства поступают в виде субсидий для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе в области культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта). При этом при поступлении денежных средств уполномоченным лицам отсутствует информация о том, что данные средства были получены благодаря целевым отчислениям от лотерей.

Отчасти обозначенная проблема была решена в 2011 - 2014 годах, когда субсидии из федерального бюджета поступали на финансирование Олимпийских игр в Сочи. Принятые подзаконные акты (в частности, Постановление Правительства РФ от 29.12.2010 N 1184) позволили в достаточной степени обеспечить финансовую поддержку развития физической культуры и массового спорта в РФ, а также идентифицировать ее как финансовую поддержку, получаемую от проведения лотереи.

Законодатели предлагают закрепить целевой характер отчисления с лотерей не в подзаконных актах, а в федеральном законе, что позволит не забывать о нуждах спорта в бессрочной перспективе, а не только в период проведения международных соревнований. Как и прежде, целевые отчисления от лотереи будут использоваться для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, которые определяет государство. Причем из указанных направлений финансирования выделены мероприятия по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Данное дополнение внесено в ст. 11 Закона о лотереях комментируемым Федеральным законом N 44-ФЗ.

В итоге на уровне Закона закреплено использование целевых отчислений от лотерей для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе в поддержку развития физической культуры и спорта в РФ. Правда, слова "в том числе" без какой-либо конкретики вряд ли позволят утверждать, какая именно часть средств от проведения лотерей пойдет на финансирование развития физической культуры и спорта. На этот момент нужно обратить внимание спортивным федерациям и лигам, заинтересованным в популяризации своей деятельности и спорта.

Какие изменения внесены в Закон о рекламе?

Без рекламы сейчас никуда: она нужна для продвижения многих видов коммерческой деятельности, в том числе проведения азартных игр в букмекерских конторах, чтобы привлечь больше азартных игроков в данные конторы - тем больше будет их выручка и, соответственно, выше целевые отчисления на развитие и поддержание спорта.

Действующим Законом о рекламе <4> наложены ограничения на рекламу основанных на риске игр. В теле- и радиопрограммах она допускается только с 22.00 до 07.00 местного времени (фактически ночью). Из этого правила сделано исключение - распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, во время трансляции спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) в прямом эфире. Существует условие: общая продолжительность такой рекламы - не более 20% общего допустимого времени трансляции рекламы во время передач спортивных соревнований.

<4> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, будет также допускаться:

Принятие предлагаемой нормы будет способствовать как увеличению количества спортивной рекламы и, соответственно, пропаганде спорта и здорового образа жизни, так и увеличению доходов субъектов спорта путем предоставления им возможности заключать спонсорские соглашения с букмекерскими конторами и тотализаторами.

Учреждениям физической культуры и спорта нужно быть готовыми к тому, что букмекерская контора предложит разместить данные о себе (средства индивидуализации организаторов азартных игр) в спортивных сооружениях, на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов. Ведь это также разрешено нормами обновленной ст. 27 Закона о рекламе. Кто за это будет платить? По мнению автора, все будет зависеть от соглашения, которое заключат букмекеры со спортивными федерациями и лигами.

Если вопрос не будет урегулирован на данном уровне, то учреждению физической культуры и спорта придется разрешать его непосредственно с букмекерской конторой, заключив с ней, например, спонсорское соглашение. В нем может быть прописано, что спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Исполнителем таких услуг как раз и будет являться учреждение физической культуры и спорта. Для него спонсорский взнос - это поступление от приносящей доходы деятельности, которая подпадает под традиционное налогообложение. Как отмечается в Письме Минфина РФ от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029, спонсорский взнос, полученный общественной организацией по договору о спонсорской рекламе, признается платой за рекламу и, соответственно, учитывается при определении базы по налогу на прибыль организаций у спонсируемой организации как доход от оказания услуг за плату. Данный вывод вполне применим к учреждениям физической культуры и спорта, которые заключают с букмекерскими конторами спонсорское соглашение. Правда, автор не исключает, что данные учреждения могут получить указания от спортивных федераций.

* * *

В заключение нужно добавить, что прокомментированный в статье Закон вступил в силу с 01.04.2017, а значит, уже в этом году учреждения физической культуры и спорта могут рассчитывать на дополнительное финансирование. От сотрудничества букмекеров и спортивных федераций выиграют обе стороны. Спортивные соревнования будут больше рекламироваться, равно как и право азартных граждан попытать свое счастье не на рулетке, а в пункте приема ставок букмекерской конторы. Полученные же от игроков средства пойдут не только в карман владельца игорного заведения, но и на налоги, а также на поддержку развития физической культуры и спорта в РФ.

К сведению. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 N 386 утверждены Правила определения организатором азартных игр в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр.

Приказом Минспорта РФ от 30.03.2017 N 300 утвержден Порядок распределения средств, полученных организаторами спортивных мероприятий в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта.

И. Дубовик

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"