Мудрый Экономист

Расходы на антитеррористическую защищенность учреждений культуры

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5

Террористическая угроза - одна из главных проблем всего человечества. Сообщения о террористических актах постоянно появляются в лентах новостей. Какие меры следует принять учреждениям культуры в целях антитеррористической защищенности своих объектов и территорий? Какие расходы они при этом понесут? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 (далее - Требования N 176).

Согласно п. 3 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Мероприятия по антитеррористической защищенности

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий) (п. 5 Требований N 176).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (п. 7 Требований N 176).

Этой комиссией объекту культуры присваивается первая, вторая или третья категория в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 14 Требований N 176).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем проведения мероприятий в целях (п. 20 Требований N 176):

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством (п. 21 Требований N 176):

Кроме этого, согласно п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:

  1. назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии и территориальными органами МВД;
  2. проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже одного раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее двух раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
  3. обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
  4. размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
  5. оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п. 29 Требований N 176).

Согласно п. 13 ст. 30 названного Закона для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Он является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности (п. 41, 42 Требований N 176).

Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии и территориальным органом МВД по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления (п. 43 Требований N 176).

С финансово-экономической точки зрения в рамках реализации мероприятий антитеррористической защищенности учреждения культуры могут понести затраты на приобретение и установку системы видеонаблюдения, арочных металлоискателей и электронных пропусков, заключение договоров с охранными предприятиями и другие расходы.

Система видеонаблюдения

Система видеонаблюдения, установленная в учреждении культуры, является набором специального оборудования, которое должно быть смонтировано. Согласно Указаниям N 65н <1> и разъяснениям, данным в письмах Минфина РФ от 16.12.2014 N 02-14-10/64/944, от 06.06.2014 N 02-05-10/27545, приобретенное оборудование подлежит учету в составе материальных запасов, а значит, оно должно приобретаться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Работы по его монтажу следует оплачивать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В том и другом случае расходы будут произведены по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н <2> оборудование, требующее монтажа, подлежит учету на счете 105 04 "Строительные материалы". Смонтированная система видеонаблюдения предназначена для использования в учреждении более 12 месяцев, а следовательно, подлежит учету в составе основных средств. В силу п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств (в данном случае - система видеонаблюдения) принимаются к учету согласно требованиям ОК 013-2014 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ). На основании ОКОФ система видеонаблюдения относится к подразделу "Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование", к аппаратуре коммуникационной, аппаратуре радио или телевизионной передающей (код 320.26.30.1 ОКОФ).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Поступление и принятие ее к учету будут отражаться следующими бухгалтерскими операциями:

Казенное учреждение (Инструкция N 162н <*>)

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н <**>)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н <***>)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приобретение оборудования, требующего монтажа

1 105 34 340

1 302 34 730

0 105 24 340

0 105 34 340

0 302 34 730

0 105 24 000

0 105 34 000

0 302 34 000

Отражение вложений (стоимости материалов и монтажа оборудования) в систему видеонаблюдения

1 106 31 310

1 105 34 440

1 302 26 730

0 106 21 310

0 106 31 310

0 105 24 440

0 105 34 440

0 302 26 730

0 106 21 000

0 106 31 000

0 105 24 000

0 105 34 000

0 302 26 000

Оплата стоимости оборудования

1 302 34 830

1 304 05 340

0 302 34 830

0 201 11 610

0 302 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Оплата стоимости работ по монтажу

1 302 26 830

1 304 05 226

0 302 26 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Принятие к учету системы видеонаблюдения

1 101 34 310

1 106 31 310

0 101 24 310

0 101 34 310

0 106 21 310

0 106 31 310

0 101 24 000

0 101 34 000

0 106 21 000

0 106 31 000

<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. Автономное учреждение культуры за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрело оборудование для монтажа системы видеонаблюдения. Его стоимость составила 50 000 руб. Работы по монтажу данной системы выполнены сторонней организацией. Цена выполненных работ по договору составляет 20 000 руб. Смонтированная система видеонаблюдения принята в состав основных средств - иного движимого имущества учреждения. Оплата оборудования и работ по монтажу производилась с лицевого счета учреждения.

Данные операции в соответствии с Инструкцией N 183н будут отражаться следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретено оборудование для монтажа системы видеонаблюдения

08010000000000000

4 105 34 000

08010000000000244

4 302 34 000

50 000

Отражены вложения в систему видеонаблюдения:

  • в размере стоимости оборудования

08010000000000244

4 106 31 000

08010000000000000

4 105 34 000

50 000

  • в размере стоимости работ по монтажу оборудования

08010000000000244

4 302 26 000

20 000



Оплачена стоимость:

  • оборудования

08010000000000244

4 302 34 000

08010000000000000

4 201 11 000

50 000

Забалансовый счет 18



(КВР 244, код 340 КОСГУ)

  • работ по установке оборудования

08010000000000244

4 302 26 000

08010000000000000

4 201 11 000

20 000

Забалансовый счет 18



(КВР 244, код 226 КОСГУ)

Принята к учету система видеонаблюдения

(50 000 + 20 000) руб.

08010000000000000

4 101 34 000

08010000000000244



4 106 31 000

70 000

Для бесперебойной работы системы видеонаблюдения могут понадобиться техническое обслуживание или периодические ремонтные работы. Расходы на эти цели следует предусмотреть по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ и по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (Указания N 65н).

Электронная пропускная система

Для внедрения электронной пропускной системы на входе в здание оборудуется турникет со встроенной системой контроля доступа. Сотрудникам учреждения выдаются электронные пропуска (пластиковые карты). Информация об этих лицах, занесенная на карточку, считывается с нее при входе и выходе через турникет, после чего система идентифицирует проходящего и заносит информацию в базу данных. Для работы указанной системы необходимо специальное программное обеспечение. Оно позволяет защитить здание от несанкционированного проникновения.

Таким образом, для внедрения электронной пропускной системы в учреждении нужно приобрести требуемые оборудование (турникеты), программное обеспечение и изготовить электронные пропуска. Расходы на эти цели в соответствии с Указаниями N 65н осуществляются по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

По нашему мнению, турникеты со считывающим устройством, с помощью которого осуществляется их открытие, можно отнести на код ОКОФ 330.26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура".

На программное обеспечение заключается пользовательское лицензионное соглашение. В зависимости от положений учетной политики эти расходы могут быть списаны на финансовый результат, отнесены на себестоимость услуг либо учтены в расходах будущих периодов.



В бухгалтерском (бюджетном) учете государственных (муниципальных) учреждений культуры операции по установке и внедрению электронной пропускной системы будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение (Инструкция N 162н)

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражение капитальных вложений в приобретение турникетов

1 106 31 310

1 302 31 730

0 106 21 310 0 106 31 310

0 302 31 730

0 106 21 000

0 106 31 000

0 302 31 000

Принятие к учету турникетов в составе основных средств

1 101 34 310

1 106 31 310

0 101 24 310

0 101 34 310

0 106 21 310

0 106 31 310

0 101 24 000

0 101 34 000

0 106 21 000

0 106 31 000

Списание стоимости ПО на финансовый результат текущего года

1 401 20 226

1 302 26 730

0 401 20 226

0 302 26 730

0 401 20 226

0 302 26 000

Отнесение стоимости ПО на себестоимость услуг

1 109 XX 226

1 302 26 730

0 109 XX 226

0 302 26 730

0 109 XX 226

0 302 26 000

Отнесение стоимости ПО на расходы будущих периодов

1 401 50 226

1 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 000

Списание стоимости ПО в течение срока его использования

1 401 20 226

1 401 50 226

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 401 50 226

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 401 50 226

Отражение расходов на изготовление электронных пропусков

1 401 20 226

1 302 26 730

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 302 26 730

0 401 20 226

0 109 XX 226

0 302 26 000

Оплата стоимости программного обеспечения и изготовления пропусков

1 302 26 830

1 304 05 226

0 302 26 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 201 11 000

Кроме этого, учреждение может принять решение учитывать изготовленные пропуска в составе материальных запасов на счете 105 06 "Прочие материальные запасы", а при выдаче их работникам переводить на забалансовый счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры приобрело и установило электронную пропускную систему. Стоимость оборудования (турникетов) (иное движимое имущество) составила 55 000 руб., стоимость программного обеспечения - 20 000 руб. (она отнесена на общехозяйственные расходы). Кроме того, изготовлено 100 пропусков по 100 руб. каждый. За оборудование был уплачен 30%-ный аванс. Пропуска приняты к учету в составе материалов. 90 пропусков выданы сотрудникам и приняты к учету на забалансовый счет 27. Все операции произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания и оплачены с лицевого счета учреждения.

Данные операции в соответствии с Инструкцией N 174н будут отражаться следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс за поставку пропускного оборудования (турникетов)

(55 000 руб. x 30%)

08010000000000244

4 206 31 560

08010000000000000

4 201 11 610

16 500

-

Забалансовый счет 18

(КВР 244, код 310 КОСГУ)

Поступили турникеты в учреждение

08010000000000244

4 106 31 310

08010000000000244

4 302 31 730

55 000

Приняты турникеты к учету в составе основных средств

08010000000000000

4 101 34 310

08010000000000244

4 106 31 310

55 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком оборудования

(55 000 - 16 500) руб.

08010000000000244

4 302 31 830

08010000000000000

4 201 11 610

38 500

-

Забалансовый счет 18

(КВР 244, код 310 КОСГУ)

Произведен зачет аванса

08010000000000244

4 302 31 830

08010000000000244

4 206 31 660

16 500

Стоимость программного обеспечения отнесена на общехозяйственные расходы

08010000000000244

4 109 80 226

08010000000000244

4 302 26 730

20 000

Оплачена стоимость программного обеспечения

08010000000000244

4 302 26 830

08010000000000000

4 201 11 610

20 000

-

Забалансовый счет 18

(КВР 244, код 226 КОСГУ)

Оплачена стоимость изготовления пропусков

(100 шт. x 100 руб.)

08010000000000244

4 302 26 830

08010000000000000

4 201 11 610

10 000

-

Забалансовый счет 18

(КВР 244, код 226 КОСГУ)

Отражены вложения в изготовление пропусков

08010000000000244

4 106 34 340

08010000000000244

4 302 26 730

10 000

Пропуска приняты к учету в составе материалов

08010000000000000

4 105 36 340

08010000000000244

4 106 34 340

10 000

Отражено списание выданных пропусков с одновременным принятием их к забалансовому учету

(90 шт. x 100 руб.)

08010000000000000

4 401 20 272

08010000000000000 4 105 36 440

9 000

Забалансовый счет 27

В последнее время стали широко применяться на входах в учреждения, где проводятся культурные массовые мероприятия, арочные металлодетекторы. Принимать к учету данное оборудование нужно в качестве основного средства, поскольку оно отвечает всем присущим ОС признакам (п. 38 Инструкции N 157н). Срок полезного использования такого устройства составляет более 12 месяцев. Кроме того, металлодетектор предназначен для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций).

Полагаем, что арочному металлодетектору может быть присвоен код ОКОФ 330.28.99.39.190 "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки".

Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета данного оборудования аналогичен учету пропускного оборудования, который приведен ранее.

* * *

Мероприятия по антитеррористической защищенности, проводимые учреждениями культуры, могут потребовать немалых финансовых затрат. Наиболее распространенными являются установка системы видеонаблюдения и введение в эксплуатацию систем электронных пропусков, арочных металлодетекторов. Эти системы следует учитывать как самостоятельные объекты основных средств. Однако в процессе их установки и обслуживания могут потребоваться дополнительные расходы, которые необходимо предусмотреть в плане ФХД либо бюджетной смете в зависимости от типа учреждения.

О. Лунина

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"